Файл: Proekt_kontseptsii_Etnokulturnogo_obrazovania.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 221

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОЕКТ

Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия на период до 2025 года


  1. Общие положения


Концепция развития этнокультурного образования в Республике Карелия на период до 2025 года (далее – Концепция) является документом стратегического характера и представляет собой систему взглядов на цели, задачи, содержание, базовые принципы и основные направления развития этнокультурного образования в Республике Карелия.

Концепция разработана во исполнение решений Совета представителей карелов, вепсов и финнов Республики Карелия при Главе Республики Карелия (Протокол заседания от 27.10.2015 года, пункт 1.4), Координационного совета по осуществлению государственной поддержки изучения карельского, вепсского и финского языков в образовательных учреждениях Республики Карелия (Протокол заседания от 23.10.2015 года).

Сохраняя преемственность с прежней Концепцией развития финно-угорской школы Республики Карелия в системе принципов и приоритетов государственной политики в сфере этнокультурного образования, новая Концепция учитывает изменения законодательства в сфере образования и в системе этнокультурного образования Республики Карелия, имеет ряд отличительных характеристик и определяет новые векторы развития в современных социально-экономических условиях.


Нормативную правовую основу Концепции составляют:


на Федеральном уровне:

Конституция Российской Федерации;

Закон РФ от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666;

Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации, одобренная Приказом Минобрнауки РФ от 3 августа 2006 года № 201;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2015 г. № 295;

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 23 мая 2015 г. № 497.


на региональном уровне:

Конституция Республики Карелии;

Закон Республики Карелия от  19 марта 2004 года № 759-ЗРК «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия»;


Закон Республики Карелия от 20 декабря 2013 года № 1755-ЗРК «Об образовании»;

Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года № 1755-IV ЗС;

Стратегия национальной политики в Республике Карелия на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства РК от 13 ноября 2015 года № 699р-П;

Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 15 ноября 2012 года № 467-V ЗС;

Государственная программа Республики Карелия «Развитие институтов гражданского общества и развитие местного самоуправления, защита прав и свобод человека и гражданина» на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 19 декабря 2013 года № 365-П

Государственная программа «Развитие образования в Республике Карелия» на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 20 июня 2014 года № 196-П;

Государственная программа Республики Карелия «Культура Республики Карелия» на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия 278-П от 30 августа 2014 года;

План и перечень комплексных мероприятий «Развитие карельского языка в Республике Карелия на 2009-2020 годы», утвержденные Приказом Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями, Министерства образования Республики Карелия и Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия от 28 мая 2009 года № 443/100/208;

иные нормативные правовые акты, концептуальные и стратегические документы Российской Федерации, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.

При разработке Концепции также учтены основные положения Федеральных государственных образовательных стандартов, общего (в т.ч. дошкольного) и профессионального образования, а также Федеральных государственных требований в части обеспечения региональных, национальных и этнокультурных потребностей и интересов обучающихся.

В настоящее время в условиях многонационального российского государства защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации является одним из ведущих принципов государственной политики в сфере национальной политики, культуры и образования.

Этнокультурное образование представляет собой целостный процесс изучения и практического овладения ценностями народной культуры, прорастающей в культуру этноса и входящей в систему мировой культуры; это процесс становления, социализации, воспитания личности на этнокультурных традициях, сочетающий моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту1. Содержательная основа этнокультурного образования базируется на комплексном освоении этнокультуры с доминантой на ее системообразующих элементах – языке и народной культуре. 2


В рамках настоящей Концепции этнокультурное образование понимается как целенаправленный педагогический процесс приобщения обучающихся к этническим культурам карелов, вепсов и финнов через изучение карельского, вепсского и финского языков в учреждениях общего (в т.ч. дошкольного), дополнительного и профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями науки, культуры, средствами массовой информации, общественными организациями и органами власти.

Кроме того, этнокультурное образование рассматривается как непрерывное образование, обеспечивающее возможность реализации права личности на образование в течение всей жизни: посредством индивидуальной познавательной деятельности («информальное образование» или «самообразование»), а также освоения различных программ подготовки по месту работы или через просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных организаций («неформальное образование»).

Необходимость развития этнокультурного образования в Республике Карелия определяется следующими обстоятельствами:

- глобализацией рынка образования, что приводит к оттоку молодежи в другие регионы России, а также к миграции в зарубежные страны;

- несформированностью в полной мере этнокультурной и этнонациональной идентичности прибалтийско-финского населения Республики Карелия;

- неустойчивостью развития системы этнокультурного образования в переходный период внедрения в образовательный процесс новых образовательных стандартов;

- неравномерностью развития этнокультурных образовательных центров в регионе,

- сокращением численности прибалтийско-финских народов, вызванным, в том числе, нарастающими процессами ассимиляции;

- снижением общего уровня знаний населения в области карельского, вепсского, финского языков и культур;

- потребностью развития экономики региона с учетом его этнокультурных особенностей.


При этом основными предпосылками разработки Концепции являются:

- наличие разветвленной многоуровневой системы регионального этнокультурного образования в области изучения карельского, вепсского и финского языков и культур;

- позитивный настрой региональных и муниципальных органов управления образованием в отношении развития системы этнокультурного образования в Республике Карелия;

- наличие устойчивого спроса населения региона на образовательные услуги в сфере этнокультурного образования.


За последние десятилетия в Республике Карелия созданы следующие основы для реализации Концепции:

- созданы карельская и вепсская письменность;

- возрождаются национально-культурные традиции прибалтийско-финских народов, активно работают их общественные объединения;

- обеспечено нормативное правовое регулирование вопросов этнокультурного образования в области изучения карельского, вепсского и финского языков и культур;


- реализуются государственные программы поддержки карельского, вепсского и финского языков;

- функционирует система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- разрабатывается научно- и учебно-методическая база обучения карельскому, вепсскому, финскому языкам и предметам этнокультурной направленности.

Вместе с тем, назрела необходимость разработки комплексных подходов, позволяющих решать задачи системного развития этнокультурного образования в республике, повышения эффективности и качества управления на основе внедрения современных образовательных технологий, методик, практик и т.п.



  1. Современное состояние этнокультурного образования в Республике Карелия



В настоящее время структурно система этнокультурного образования в Республике Карелия представлена всеми уровнями и видами образования:

- общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее);

- дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование);

- профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее образование).


Дошкольное образование

В дошкольных образовательных организациях Республики Карелия этнокультурная специфика представлена в части программы, формируемой (в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования) участниками образовательных отношений. Знакомство детей дошкольного возраста с государственной символикой, географическим положением, климатом, природой, экономикой и т.д. Карелии, а также приобщение к культуре, искусству, традициям, фольклору, национальным языкам карелов, вепсов и финнов происходит в рамках освоения всех образовательных областей реализуемой программы.

В Республике Карелия накоплен позитивный опыт раннего обучения карельскому, вепсскому и финскому языкам посредством применения различных методик и технологий, среди которых центральное место занимает языковое погружение. Методика языкового погружения апробируется в 9 дошкольных образовательных организациях республики в рамках реализации международного проекта «Финно-угорские языки и культуры в дошкольном образовании».

Всего прибалтийско-финские языки в 2015/2016 учебном году изучал 1041 воспитанник (3%) в 29 дошкольных образовательных организациях (10%) в восьми муниципальных районах и двух городских округах Республики Карелия. Всего педагогов, преподающих карельский, финский, вепсский языки - 51 человек. Средний возраст – 42 года, 41% - с высшим образованием, при этом не имеют профессиональной подготовки в области преподавания языка – 65% педагогов.

На базе трех детских садов Петрозаводского городского округа (ДОУ №№ 20, 56 и 107) и Финно-угорской школы им.Э.Леннрота в 2016 году создана региональная инновационная площадка «Непрерывное этнокультурное образовательное пространство образовательных учреждений», основной целью деятельности которой является объединение образовательных сред дошкольных учреждений и общеобразовательной школы в единую этнокультурную среду для воспитанников и обучающихся. Важным направлением работы при этом становится взаимодействие с семьей как в рамках образовательного процесса, так и за его пределами через различные «Воскресные школы для родителей», семейные конкурсы, фестивали и пр.


Общее образование

В общеобразовательных организациях этнокультурное образование реализуется путем включения этнокультурного компонента и этнокультурной специфики в содержание учебных предметов, курсов, дисциплин и модулей (например, «Музыка», «Технология» и др.), изучения учебных предметов «Родной язык (карельский, вепсский, финский) и литература», «Иностранный (финский) язык», «История Карелии», интегрированных предметов «Край, в котором я живу» и «Моя Карелия», элективных спецкурсов.

Большое значение в реализации этнокультурной составляющей содержания школьного образования отводится изучению карельского, вепсского и финского языков. В 2015/2016 учебному году прибалтийско-финские языки изучали 6 777 обучающихся (11%) в 49 общеобразовательных организациях (22 % школ) 13 муниципальных образований Республики Карелия.

В школах карельский, вепсский и финский языки изучаются в как в урочной форме (70%), так и в кружковой форме во внеурочной деятельности (30%).

Преподавали языки в 2015/2016 учебному году 94 учителя, из них 10 учителей преподавали по 2 языка – карельский и финский. 95 % учителей имеют высшее образование, средний возраст педагогов – 43 года.


Дополнительное образование детей и взрослых

В системе дополнительного образования детей этнокультурная составляющая интегрируется в содержание дополнительных общеобразовательных и предпрофессиональных программ художественной, естественно-научной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленностей (например, национальные танцы, игры, декоративно-прикладное творчество и др.).

При этом из прибалтийско-финских языков изучаются только карельский и финский языки: в 2015-2016 учебном году их изучали 197 человек в 5 образовательных организациях в 4 муниципальных образованиях Республики Карелия (в Сортавальском, Кондопожском, Лоухском муниципальных районах и Олонецком национальном муниципальном районе). Обучение карельскому и финскому языкам в системе дополнительного образования детей РК в 2015-2016 учебном году осуществляют 5 педагогов дополнительного образования.

В последние годы произошли позитивные изменения в системе дополнительного образования взрослых. Наряду с массовым изучением финского языка на различных языковых курсах по инициативе национальных общественных организаций началось преподавание карельского языка взрослому населению республики (например, на базе Центре национальных культур и народного творчества Республики Карелия).


Профессиональное образование

В средних профессиональных и высших учебных заведениях этнокультурное образовательное пространство создается также языками обучения и содержанием курсов теоретических и практических дисциплин.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования республики изучается только финский язык в качестве иностранного языка (284 человека) в 2 муниципальных образованиях РК Петрозаводском филиале Петербургского государственного университета путей сообщений, в Северном колледже и Петрозаводском педагогическом колледже (в рамках специальностей «Туризм», «Гостиничный сервис», «Преподавание в начальных классах»). Обучение финскому языку в системе среднего профессионального образования РК в 2015-2016 учебном году ведут 4 педагога.