Файл: Дискретная математика - учебное пособие.pdf

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Ответы ........................................................................................................... 217

 

Предметный указатель .............................................................................. 220

 

 

 

 


background image

Введение 

Цель  дисциплины  «Дискретная  математика»  состоит  в изучении  студен-

тами  основ  математического  аппарата,  применяемого  для  решения  задач  из 
сферы  цифровых  структур,  а  также  из  области  управления  и  алгоритмизации 
процессов обработки информации дискретного характера.  

Главная  задача  курса:  развить  логическое,  алгоритмическое  и  комбина-

торное мышление студентов, доведя его до уровня, необходимого для освоения 
методов решения  задач на  дискретных структурах  и  достаточного для  умения 
самостоятельно  расширять  свои  математические  знания,  обеспечивающие 
дальнейший рост в профессиональной деятельности. 

В пособии изложены следующие темы: теория множеств, комбинаторика, 

теория графов, алгебра логики и теория конечных автоматов. Все они отлича-
ются  выраженной  прикладной  значимостью.  Подбор  материала  пособия  осу-
ществлялся в пределах требований ФГОС и рабочих программ таких направле-
ний, как 11.03.01, 11.03.02, и др. 

Изучив дисциплину, студент получит четкое представление о содержании 

основных понятий, характерных для прикладной дискретной математики, осво-
ит методы решения задач из таких областей, как минимизация логических фор-
мул, дифференцирование и интегрирование булевых функций, синтез комбина-
ционных  и  многотактных  устройств  дискретного  действия  (автоматов  с 
памятью).  Кроме  того,  учащийся  ознакомится  с  комбинаторными  конфигура-
циями, представлением задач в виде граф-схем и решением их методами теории 
графов. 

Первым  четырём  темам,  т. е.  теории  множеств,  комбинаторике,  теории 

графов и алгебре логики, отведено пять первых глав. Среди них отдельной гла-
вой, ввиду её особо важного прикладного значения, представлена тема миними-
зации  булевых  формул  в  дизъюнктивных  и  конъюнктивных  формах  с  учётом 
неопределённых состояний. Здесь же некоторое внимание уделено алгебре Же-
галкина,  симметрическим  функциям  и  вопросам  дифференцирования  булевых 
функций.  Остальные  главы  относятся  к  теории  конечных  автоматов.  В них 
освещены  вопросы  практического  применения  булевой  алгебры  на  примере 
комбинационных электронных схем, контактных структур и автоматов с памя-
тью (многотактные триггерные схемы).  


background image

Большинство  параграфов  содержат  задачи  и  упражнения  для  самостоя-

тельной  работы.  Всего  их  380.  Для  самоконтроля  принята  система  открытых 
ответов, они помещены в конце пособия. Большей частью задачи и упражнения 
просты, лишь некоторые из них отличаются повышенной сложностью. 

В  данном  пособии  представлена  вся  та  информация,  которую  студент 

должен  освоить  при  изучении  курса  дискретной  математики.  Сведения  о  том, 
как выполнять контрольные задания, представлены в методических указаниях, 
являющихся  приложением  к  данной  книге.  В  них  содержатся  образцы  выпол-
нения  контрольных  заданий,  которые  помогут  подготовиться  к  решению  ком-
пьютерной контрольной работы. 

Соглашения, принятые в учебном пособии 

Для улучшения восприятия материала в данном учебном пособии исполь-

зуются пиктограммы и специальное выделение важной информации. 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта пиктограмма означает определение или новое понятие. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта  пиктограмма  означает  задание.  Здесь  автор  может  дать 

указания для выполнения самостоятельной работы или упражнений, 
сослаться на дополнительные материалы. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  блоке  «На  заметку»  автор  может  указать  дополнительные 

сведения  или  другой  взгляд  на  изучаемый  предмет,  чтобы  помочь 
читателю лучше понять основные идеи. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта пиктограмма означает теорему.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести 

практический  пример  для  пояснения  и  разбора  основных  моментов,  отражен-
ных в теоретическом материале. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

1 Элементы теории множеств 

1.1 Понятие множества 

Содержание  понятия  множества  ясно  интуитивно.  У него  нет  точной 

формулировки. Например, Ф. А. Новиков пишет: «Понятие множества принад-
лежит к числу фундаментальных неопределяемых понятий математики. Можно 
сказать, что множество – это любая определенная совокупность объектов» [35, 
с. 20]. Эти объекты в теории множеств называются элементами

При аналитической записи множеств их элементы принято отделять один 

от  другого  запятыми.  При  этом  всю  последовательность  элементов  и  запятых 
заключают в фигурные скобки. Например: 

 

{

}

, , ,

.

P

a b c d

=

 

(1.1) 

Читается данное выражение следующим образом: «множество   состоит 

из четырех элементов вида  , , ,

a b c d

». 

Из выражения (1.1) видно, что   является элементом множества  . Ко-

ротко это записывается в виде формулы: 

 

,

a

P

∈  

(1.2) 

где знак 

 обозначает принадлежность элемента множеству

Читается  запись  (1.2)  так:  «   есть  элемент  множества  »,  либо  –  «эле-

мент    принадлежит  множеству  »,  либо  –  «   является  элементом  множе-
ства  ». Если требуется указать, что множеству   принадлежит элемент  b, то 
пишут  аналогично:  b P

∈ .  Точно  так  же  записывается  утверждение  о  принад-

лежности множеству   элементов  и  c P

∈ ;  d P

∈ . 

Подобным  образом  указывается  принадлежность  множеству  нескольких 

элементов. Например, согласно (1.1): 

, ,

.

a c d

P

∈  

Читается: «множеству   принадлежат элементы  ,   и  », либо – « ,   

и   являются элементами множества  ». 

Если требуется указать, что те или иные элементы не принадлежат задан-

ному  множеству  ,  то  применяется  знак  ∉.  Например,  среди  всех  элементов 
множества  , как показано в формуле (1.1), нет буквы  . Коротко это записы-
вается следующим образом: 

.

m P

 

Читается: «элемент   не принадлежит множеству  ». 


background image

10 

Нет в множестве   и таких элементов, как   и  . Это записывается так: 

,

.

k n

P

∉  

Читается: «элементы   и   не принадлежат множеству  ». 
Множества  делятся  на  конечные  и  бесконечные.  В конечном  множестве 

содержится  конечное  число  элементов,  в  бесконечном  –  бесконечное.  Приме-
ром бесконечного множества является множество целых чисел. 

Множество,  содержащее  точно  один  элемент,  называется  синглетоном 

(от английского single – одиночный), например: 

{ }

{ }

{ }

{ }

{

}

1

2

3

4

5

10 ,

1 ,

,

00 ,

.

P

P

P

P

P

ddd

=

=

= =

=

=

 

Множество называется пустым, если в нём нет ни одного элемента. Пу-

стое множество обозначается знаком 

∅ . Необходимо различать записи 

{ }

1

2

и

.

B

B

= ∅

= ∅  

Здесь 

1

B

  –  пустое  множество,  в  нем  нет  элементов,  а  множество 

B

2

  со-

держит один элемент, указанный в фигурных скобках. 

Задают множества двумя основными способами [14, с. 5]: 
а)  прямым  перечислением  элементов  (как  показано  выше),  при  этом 

по-

рядок записи элементов значения не имеет

. Например, множество (1.1) можно 

записать многими способами: 

{

} {

} {

} {

}

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

=

=

=

=

P

a b c d

b a c d

c d b a

d c a b

 

и т. д., всего 24 варианта; 

б) описанием свойств элементов на основе правила, при помощи которого 

однозначно  можно  установить,  является  данный  объект  элементом  заданного 
множества  или  не  является  (согласно  [33,  c. 6],  в  этом  заключается  интуитив-
ный принцип абстракции):  

( )

{

}

|

,

=

A

x P x

 

где    –  переменная,  она  может  принимать  любые  значения, 

( )

P x

  –  правило, 

указывающее, какие значения   принадлежат множеству 

A

, например: 

{

}

| 0

7

целое число ,

=

≤ ≤ ∧ −

A

x

x

x

 

где справа от вертикальной черты указано правило 

( )

P x

. Читается запись так: 

«множество 

A

  образуют  все  те  значения  ,  которые  больше  нуля  или  равны 

ему, но не превышают 7 и являются целыми числами». Знак 

 обозначает со-

юз И.  Вместо  него  можно  ставить  точку,  букву  «и»,  а  также  знак 

&  (ампер-

санд).