ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Дискретная математика
Добавлен: 28.11.2018
Просмотров: 7071
Скачиваний: 35
6
Введение
свойства абстрактных дискретных объектов, т. е. свойства математических моде-
лей объектов, процессов, зависимостей, существующих в реальном мире, кото-
рыми оперируют в различных областях знаний. Теория алгоритмов, теория мно-
жеств, теория графов, математическая логика закладывают прочный фундамент
для изучения практически всех специализированных курсов, читаемых в техниче-
ских университетах.
Цель изучения данных дисциплин — дать математическое обеспечение для со-
временных компьютерных и информационных технологий.
Материал этих дисциплин составляет базу для таких важнейших на сегодняш-
ний день узкоспециализированных дисциплин, как «Теоретическая информатика»,
«Методы и алгоритмы принятия решений», «Функциональное и логическое про-
граммирование», «Структуры и организация данных для компьютера», «Констру-
ирование программ», «Системный анализ и моделирование», «Теория искусствен-
ного интеллекта» и др. Все эти дисциплины «держатся на трёх китах»: логике,
алгебре и графах. Систематическое изучение данного материала позволит узнать
базовые математические модели и алгоритмы, которые в дальнейшем позволят
профессионально решать множество задач в конкретных областях информатики
и вычислительной техники. Полученные знания дадут возможность грамотно при-
менять их для абстрактного проектирования логических структур и вычислитель-
ных процессов на графах.
Соглашения, принятые в книге
Для улучшения восприятия материала в данной книге используются пикто-
граммы и специальное выделение важной информации.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает определение или новое понятие.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Этот блок означает внимание. Здесь выделена важная информа-
ция, требующая акцента на ней. Автор здесь может поделиться
с читателем опытом, чтобы помочь избежать некоторых ошибок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В блоке «На заметку» автор может указать дополнительные сведе-
ния или другой взгляд на изучаемый предмет, чтобы помочь чита-
телю лучше понять основные идеи.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает теорему.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Введение
7
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает лемму.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает пример. В данном блоке автор может привести прак-
тический пример для пояснения и разбора основных моментов, отраженных в тео-
ретическом материале.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Эта пиктограмма означает выводы. Здесь автор подводит итоги, обобщает из-
ложенный материал или проводит анализ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1
ОСНОВЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ
И ОТНОШЕНИЙ
1.1 Понятие множества
Понятие множества является основным, но трудно определяемым понятием,
поэтому его можно только пояснить.
Интуитивное определение множества, принадлежит немецкому математику Ге-
оргу Кантору (1845–1918 гг.): «Под множеством M будем понимать любое собра-
ние определенных и различимых между собою объектов, мыслимое как единое
целое. Эти объекты называются элементами множества M».
Принято элементы множества обозначать строчными буквами латинского ал-
фавита, а само множество — прописной буквой.
В интуитивном определении множества, существенным является то обстоя-
тельство, что собрание предметов само рассматривается как один предмет, мыс-
лится как единое целое. Что касается самих предметов, которые входят во мно-
жество, то их природа может быть различной. Это множество целых чисел, мно-
жество точек плоскости, множество студентов в аудитории и т. д. Таким образом,
канторовская формулировка позволяет рассматривать множества, элементы кото-
рых по той или иной причине нельзя точно указать (например, множество простых
чисел, множество белых тигров и т. п.). Из этого следует, что множество может со-
держать неоднородные объекты. Можно объединить в одно множество и людей,
и животных, и овощи.
Если элемент m принадлежит множеству M, то используется запись m
∈ M,
в противном случае используется запись m
∉ M.
Множество, содержащее конечное число элементов, называется конечным. Ес-
ли множество не содержит ни одного элемента, то оно называется пустым и обо-
значается
∅.
1.2 Операции над множествами
9
Множество может быть задано различными способами: перечислением эле-
ментов (конечные множества) или указанием их свойств (при этом для задания
множеств используют фигурные скобки).
Например, множество M цифр десятичного алфавита можно задать в виде M
=
= {0, 1, 2, . . ., 9} или M = {i / i — целое, 0 ⩽ i ⩽ 9}, где справа от наклонной черты
указано свойство элементов этого множества.
Множество M нечётных чисел можно записать в виде M
= {m / m — чётное число}.
Множество M
a
называется подмножеством множества M (M
a
включено в M)
тогда и только тогда, когда любой элемент множества M
a
принадлежит M:
M
a
⊂ M ↔ (m ∈ M
a
→ m ∈ M),
где
⊂ — знак включения подмножества; a
→ b означает: если a, то b; a ↔ b означает:
b, если и только если a. В частном случае множества M и M
a
могут совпадать.
Невключаемое подмножество M
a
в множество M обозначается:
M
a
/⊂ M.
Множества M
a
и M
b
называются равными: M
a
= M
b
, если множество M
a
яв-
ляется подмножеством множества M
b
и множество M
b
является подмножеством
множества M
a
.
Если множество M
a
является подмножеством множества M, а множество M не
является подмножеством множества M
a
, то множество M
a
называется собственным
подмножеством множества M. Это можно обозначать:
M
a
⊂⊂ M.
Множества можно задавать графически с помощью диаграмм Эйлера—Венна.
Например, множества M
1
= {a, b, c, d} и M
2
= {e, f , c, g} на рисунке 1.1, заданы
диаграммами Эйлера—Венна.
Рис. 1.1 – Пример представления множеств диаграммами Эйлера—Венна
1.2 Операции над множествами
Выполнение операций над множествами позволяет получать новые множества
из уже существующих. Над множествами можно выполнять следующие основные
операции:
• объединение
A
∪ B ∶= {x ∣ x ∈ A ∨ x ∈ B};
• пересечение
A
∩ B ∶= {x ∣ x ∈ A ∧ x ∈ B};
10
Глава 1. Основы теории множеств и отношений
• разность
A
/B ∶= {x ∣ x ∈ A ∧ x /∈ B};
• симметрическая разность
A
∆B
≡ A÷ ∶= (A ∪ B)/(A ∩ B) = {x ∣ (x ∈ A & x /∈ B) ∨ (x /∈ A & x ∈ B)};
• дополнение
A
∶= {x ∣ x /∈ A}.
Операция дополнения подразумевает некоторый универсум (множество U , ко-
торое содержит A):
A
∶= {x ∣ x /∈ A}.
Указанные операции можно пояснить следующим образом:
• Объединением множеств A и B называется множество A
∪ B, все элементы
которого являются элементами множества A или B:
A
∪ B = {x ∣ x ∈ A ∨ x ∈ B}.
• Пересечением множеств A и B называется множество A
∩ B, элементы ко-
торого являются элементами обоих множеств A и B:
A
∩ B = {x ∣ x ∈ A & x ∈ B},
т.е выполняются включения A
∩ B ⊆ A ⊆ A ∪ B и A ∩ B ⊆ B ⊆ A ∪ B.
Говорят, что два множества не пересекаются, если их пересечение — пустое
множество.
• Относительным дополнением множества A до множества X называется
множество X
/A всех тех элементов множества X , которые не принадлежат
множеству A:
X
/A = {x ∣ x ∈ X & x ∉ A} (также называют разностью множеств X и A).
Когда фиксирован универсум U , абсолютным дополнением множества A
называется множество всех тех элементов x, которые не принадлежат мно-
жеству A:
A
= {x ∣ x ∈ U & x ∉ A}.
• Симметрической разностью множеств A и B называется множество:
A
÷ B = (A/B) ∪ (B/A).
Заметим, что дополнение множества A
= U/A. Часто вместо A будем писать ¬A
или A
′
.
Первым стал использовать теперь общепринятые обозначения операций над
множествами Джузеппе Пеано (1888 г.).
Для наглядного представления отношений между подмножествами какого-либо
универсума используются диаграммы Эйлера. В этом случае множества обознача-
ют областями на плоскости и внутри этих областей условно располагают элементы
множества.