Файл: Геополитика номер 16.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

Геополитика

Медведева предложение Назарбаева по валютной многополярности, 

Россией Путина будет воспринято более внимательно. Но это значит, что 

Казахстан может оказаться в роли флагмана геополитической и геоэконо-

мической революции. 

Евразийская геополитика и региональные исследования

Второй момент состоит в постановке задачи, которая часто упуска-

ется из виду авторами, пишущими книги на тему стратегии и геопо-

литики. Дело в том, что в геополитической дисциплине после Второй 

мировой войны полностью доминирует атлантистская точка зрения. 

Вся карта планеты описана с позиции Запада (чаще всего США) и его 

глазами. Это аффектирует не только выбор приоритетных тематик, 

но и сам метод, так как геополитика как наука зависит от позиции на-

блюдателя. Однако второй, сухопутный взгляд не просто возможен и 

легитимен, но составляет пару взгляду морского с самых первых работ, 

написанных о геополитике (например, у Мэхэна или Макиндера). В 

отношении любого стратегического феномена в любой точке плане-

ты может быть как взгляд с позиции Sea Power, так и с позиции Land 

Power. Точка зрения Sea Power представлена широко. Точка зрения 

Land Power часто вообще игнорируется. Во время моей личной встре-

чи с Збигневом Бжезинским в Вашингтоне я задал ему вопрос, задумы-

вался ли он, что «шахматы — игра для двоих»? Он искренне ответил, 

что нет… Атлантисты привыкли играть в геополитику за обе стороны 

— за белых и за черных. Это символично. 

Поэтому развертывания континентальной геополитики — это 

важнейшая научная задача для тех школ, которые не довольствуют-

ся прислуживанием мировой гегемонии, к тому же переживающей 

кризис и распад, и которые стремятся к более взвешенной позиции. 

Кроме атлантистов есть евразийцы. Кроме однополярного (или 

бесполярного) мира, есть проект мира многополярного. Это аль-

тернативные проекты, один из них отражает статус-кво, другой ре-

волюционную возможность, но оба они теоретически обоснованы, 

рациональны и аргументированы.

Когда в Турции был издан мой учебник «Основы геополити-

ки», написанный с евразийских позиций, он произвел переворот 

как в Университетах, так и в военных академиях и школах. Турки, 

ранее знакомые с геополитикой только из англосаксонских и ат-

лантистских источников, открыли для себя другую перспективу, 

оказавшуюся весьма созвучной их собственной цивилизационной 

идентичности.


background image

7

www.geopolitika.ru

Когда я рассказал Н.Назарбаеву о такой рецепции «Основ геополи-

тики» и евразийства, это его чрезвычайно воодушевило. Он явно испы-

тывал напряжение, будучи вынужденным выбирать между притяжением 

к России и симпатиями к Турции. Всплеск интереса к евразийству в Тур-

ции снимал в значительной мере эту проблему. Вот так важно, подчас, 

вовремя вбросить чисто теоретические концепты.

Кстати, в Турции переведена и издана моя книга «Евразийская мис-

сия Нурсултана Назарбаева», описывающая Казахстан с геополитиче-

ских позиций. 

Но и в этом случае, как и с многополярностью, сухопутная позиция 

евразийской геополитики не ограничивается конкретным регионом — 

Россией, Казахстаном и Турцией. Land Power это не только Россия или 

страны СНГ, это широкий цивилизационный и стратегический концепт. 

В сегодняшних реалиях это еще и синоним многополярности. Поэтому 

взгляд с позиции Land Power может и должен быть брошен на регион 

Европы, Средиземноморья, арабский мир, Центральную Азию, Дальний 

Восток, Транс-сахарскую Африку, Латинскую Америку, Тихоокеанский 

регион и т.д. Везде сухопутная (евразийская) геополитика может ска-

зать свое слово, применить свои методы и предложить свои проекты. 

И более того, везде могут и должны были бы постепенно сплотиться 


background image

сухопутные геополитические школы — параллельно тому, как космопо-

литическая элита большинства прозападных наций давно изучает атлан-

тистскую геополитику, геополитику Моря. Те же, кто противостоит аме-

риканской гегемонии и империализму Запада, часто и не подозревают 

о существовании континентальной геополитики и проектах многопо-

лярного мира. Поэтому опыт евразийского Казахстана, где геополитике 

уделяется особое внимание, при подготовке местной элиты, может стать 

прекрасным примером и стимулом для развития национальных геопо-

литических школ.

Параллельно возникает идея: нам необходимы обоснованные сум-

мирующие работы по геополитике всех крупных регионов, написанных 

с сухопутных, теллурократических позиций: «Геополитика Европы», 

«Геополитика Тихого Океана», «Геополитика ислама», «Геополитика 

Латинской Америки», «Геополитика Китая», «Геополитика Индии» и 

т.д. И только после такого тщательного геополитического исследования 

целых регионов (потенциальных полюсов будущего многополярного 

мира) можно переходить к более конкретным зонам — соответствую-

щим масштабу отдельных стран или их территорий.

Работа предстоит огромная, но совместными усилиями континента-

листы-геополитики из самых разных стран Европы и Азии вполне мо-

гут с этим справиться, если смогут наладить между собой интенсивные 

творческие и научные контакты.


background image

9

www.geopolitika.ru

Казахстан — ворота Китая 

в Центральную Азию

 

 

 

 

 

 

     Дмитрий Попов

Приоритеты

Рост экономики, политического влияния и военного 

потенциала современного Китая все больше беспокоят Вашингтон. 

США реализуют в отношении КНР стратегию «страхования 

рисков» («хеджирования»), пытаясь изолировать Пекин в Азиатско-

Тихоокеанском регионе (АТР) и Индийском океане, окружая страну 

сетью экономических и политических группировок, размещая 

по периметру границ военную инфраструктуру. АТР становится 

очевидным приоритетом политики США в XXI веке

1

. В этих условиях 

Китаю важно сохранить стратегические тылы и хорошие отношения со 

странами на тех направлениях, где это возможно: с Россией, Пакистаном, 

странами Центральной Азии (ЦА). В центральноазиатском регионе, 

который с учетом его близости к границам России, Китая и Ирана уже 

давно превратился в объект западных геополитических конструкций, 

ключевым партнером Китая становится Казахстан.

Выстраивать отношения с бывшими советскими республиками 

ЦА Пекин начал сразу после обретения ими независимости, действуя 

поэтапно. На сегодняшний день ему в целом удалось формально 

урегулировать оставшиеся в наследие от эпохи советско-китайских 

противоречий пограничные споры со странами региона; добиться 

их общего отказа от поддержки уйгурских сепаратистов и признания 

территориальной целостности КНР; улучшить имидж и доверие 

к китайской цивилизации. Совместно с Россией достигнуто 

понимание необходимости объединения усилий в борьбе с афганским 

наркотрафиком и псевдорелигиозными террористическими группами, 

хотя переломных результатов в этой борьбе еще только предстоит 

добиться.

Актуальные задачи текущей повестки дня для Китая — 

обеспечить стабильность государств ЦА; не допустить чрезмерного 

усиления в регионе какой-либо одной державы, включая Россию, но, 

прежде всего, США, предотвратить попытки американцев развернуть 

здесь ударные и разведывательные объекты; использовать сырьевой и 

торговый потенциал ЦА в интересах развития северо-западных окраин 

КНР

2

. В целях решения этих задач Пекин делает ставку на Казахстан, 

занимающий выгодное транспортно-географическое положение, 

богатый сырьем и претендующий на роль лидера в ЦА. Другое 

  Clinton, Hillary. America’s Pacific Century // Foreign Policy. November 2011.

  Центральная Азия сегодня: вызовы и угрозы / Под общей ред. д.п.н., проф. К.Л. Сыроежкина: 

Монография. Алматы: КИСИ при Президенте РК. 2011. С. 295 -296.


background image

10

Геополитика

государство, оспаривающее у Астаны названный статус, Узбекистан, 

пока сохраняет наибольшую дистанцию среди государств региона в 

отношениях с Пекином.

Стратегический разворот Казахстана в сторону Китая 

произошел в середине 2000-х гг. под влиянием нескольких 

совпавших факторов. Цветные революции 2003 — 2005 гг., 

пересмотр Казахстаном нефтегазовых контрактов с западными 

корпорациями в условиях роста мировых цен на нефть и череда 

громких коррупционных скандалов в США и Европе с участием 

первых лиц республики (включая нашумевший «Казахгейт») привели 

к заметному охлаждению отношений страны с Западом. Возникла 

необходимость диверсификации как рынков сбыта энергоносителей, 

так и прежних внешнеполитических ориентиров. В Астане посчитали, 

что опираться исключительно на Москву в этих условиях чревато 

ростом зависимости от северного соседа, сужает возможности 

для «многовекторной» игры на противоречиях ведущих держав и 

ограничивает перспективы, которые открывает сотрудничество с 

Китаем. Последний же традиционно не афишировал подробности 

зарубежных сделок, терпимо относился к различным политическим 

режимам, сулил масштабные кредитные вливания, а главное — 

усиленно искал пути продвижения своих интересов в регионе. Все это 

делало его весьма привлекательным партнером для Астаны

3

.

В результате принципиального решения происходит 

общий рост частоты и насыщенности межгосударственных 

и межведомственных контактов двух стран, что, несмотря на 

сохраняющиеся стереотипы, повышает доверие к Китаю казахских 

элит. За 7 лет (с 2005 по 2011 гг.) президент Казахстана Нурсултан 

Назарбаев и председатель КНР Ху Цзиньтао провели более 20 

встреч

4

. Республика, имеющая самую протяженную из стран ЦА 

границу с КНР (около 1740 км), подписала  Протокол о демаркации 

линии общей границы от 10 мая 2002 г. и Соглашение о режиме 

границы от 20 декабря 2006 г., в основном сняв острую пограничную 

проблему с повестки дня.  Начинается принципиально новый этап 

двухсторонних отношений, ознаменовавшийся установлением в июле 

2005 г. стратегического партнерства. В качестве институционального 

механизма для реализации совместных проектов в июле 2004 г. 

создан межведомственный Комитет по сотрудничеству, состоящий 

из десяти профильных подкомитетов (по безопасности, энергетике, 

  Страны СНГ и Балтии в глобальной политике Китая // Проблемы национальной стратегии. 

№ 1(10). 2012. С. 13-14.

  Выступление Министра иностранных дел РК Е.Казыханова в Китайском институте международ-

ных проблем на тему: «Казахстан и взаимодействие во имя мира и процветания». 09.09.2011.