ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1055
Скачиваний: 1
Кафедра Социологии Международных Отношений Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Геополитика
Информационно-аналитическое издание
Тема выпуска:
Северный Кавказ
Выпуск XVII
Москва 2012 г.
Геополитика.
Информационно-аналитическое издание. Выпуск XVII, 2012. — 1.. стр.
Печатается по решению кафедры Социологии Международных Отношений Социологического факультета МГУ им М. В. Ломоносова.
Главный редактор: Савин Л. В.
Научно-редакционный совет: Агеев А. И., докт. эконом. наук Добаев И. П., докт. философ. наук Дугин А. Г., докт. полит. наук Комлева Н. А., докт. полит. наук Майтдинова Г. М., докт. истор. наук Мелентьева Н. В., канд. философ. наук Попов Э. А., докт. философ. наук Черноус В. В., канд. философ. наук Четверикова О. Н., канд. ист. наук Альберто Буэла (Аргентина) Тиберио Грациани (Италия) Мехмет Перинчек (Турция) Матеуш Пискорски (Польша)
© — авторы. Адрес редакции:
РФ, 117105, Москва, Варшавское ш. 1/1-2, бизнес-центр W-Plaza, офис А308.
Тел./Факс (495) 783 68 66
СОДЕРЖАНИЕ
Таймураз Мамсуров
Осетия верна принципам единства России 4
Александр Дугин
«Современные
элиты Северного Кавказа(социально-
политический
обзор) 10
Эдуард Попов
Русский
вопрос на юге России в контексте
административных
реформ федеральных округов и
использования
потенциала казачества 22
Андрей Гудимов
Казаки Верхней Кубани: в ожидании реабилитациие . 32 Валерий Коровин
Кровная месть и коллективная ответственность как фактор социальной стабильности на Сев. Кавказе. . . . 39
Антон Аверьянов
Миграционные
процессы на Северном Кавказе:
межнациональный
аспект 54
Леонид Савин
Кавказский
фактор в мировой геополитике
(стратегиче-
ское
значение, гуманитарные аспекты, потенциал
куль-
турно-социальных
сетей) 61
Колин Грей
Урвони анализа 77
Темур Даими
Причастность общей судьбе 77
Рецензии 83
Сведения об авторах 94
Осетия верна принципам единства России
Интервью с Главой Республики Северная Осетия-Алания
Таймуразом
Мамсуровым
— Таймураз Дзамбекович, сегодняшняя политика, как в РФ, так и во всем мире пребывает в состоянии турбулентности. В связи с этим, на Ваш взгляд, как будут развиваться политические процессы в Северной Осетии и на Кавказе?
— Мир находится в кризисе перехода к новому, иному проекту устройства политической и экономической жизни. Никто не может сказать, как долго будет длиться этот переход. Никто не берется начертить полную
схему будущего миропорядка. В этом сложном контексте я прежде всего не стал бы отделять северокавказские проблемы от общероссийских. Кавказ временами «болит» у России как раз потому, что является органической частью великого государства, неотъемлемой частью его истории и современной жизни. Сценарий политического развития на северо-кавказском направлении будет определен общей судьбой страны. Во имя какой модели развития мы работаем? Я бы предложил простую формулу: сильная процветающая Россия умело использует ресурсы нашего региона и твердо опирается на его народы, мыслящие себя частью российской гражданской нации. А что нужно тем, кто пытается раскачивать северо-кавказскую лодку? Тоже не секрет: им нужна слабая, раздираемая противоречиями страна, не способная ответить на региональные, в том числе кавказские, вызовы. Собирание, интеграция, государственная позиция набирают силу и, конечно, мы намерены победить.
— Довольно часто приходится слышать два мнения — что в стране нет идеологии и она необходима, и что время идеологий закончилось. Какой точки зрения больше придерживаются политики в Республике Северная Осетия и возможно ли избежать подобной дихотомии в региональной политике?
-
В этом споре и раздвоении, которое свойственно современной отечественной мысли, мне недостает точности определений. Если речь об идеологиях вообще, то их время закончится вместе с биографией человества. Общество неизбежно вырабатывает идеологию как «духовный фермент», как план-проспект, необходимый для эффективной жизнедеятельности, как объяснение мироустройства и своего места в нем. Если речь идет о политических доктринах и их непомерной жестокости, с лихвой испытанной человечеством в XX в., то можно понять опасение вновь оказаться заложниками одной-единственной теории или догматической точки зрения. В России сегодня представлены разные политико-идеологические предложения, есть выбор. Самое главное — не перепутать эти партийные (в широком смысле слова) предложения с интересами общества и государства в целом, с целями безопасности и устойчивого развития, с нуждами социальной защиты и гарантиями благосостояния населения. Иными словами, России нужна идеология как ясный взгляд на свое положение и перспективы развития. Такая идеология неотрывна от уровня культуры народа, от достижений общественной мысли и искусства. И России нужен постоянный, стабильный и сбалансированный политико-идеологический рынок партийных предложений, конкуренция конструктивных проектов, методик и технологий модернизации.
-
Северный Кавказ потенциально является конфликтогенным регионом. Что необходимо предпринять, помимо стандартных мер безопасности для улучшения ситуации и предотвращения каких-либо кризисов в будущем?
-
Ни для кого не секрет, что в своей значительной части кавказские конфликты имеют внешнее происхождение и хорошо финансируются. Но ведь это только подчеркивает умение кавказских народов уживаться друг с другом. Кавказ намного разнообразнее большинства более крупных регионов планеты. Сравните территорию Кавказа, например, с Западной Европой, а потом подсчитайте число и представьте многообразие этнических групп, языков, культур, конфессий. Многовековая совместная жизнь научила кавказцев мирно сосуществовать, несмотря на значительные различия. Вряд ли где-то в мире есть больший опыт содружества народов и культур, согласования сложнейших проблем совместной жизни. Наша естественная, традиционная мультикультурность — одна из основ совместной жизни и взаимопонимания. К сожалению, государство пока не научилось осваивать и эффективно использовать этот огромный опыт.
Я оптимист и не вижу глубокой почвы для серьезных межкультурных, межконфессиональных трений на Северном Кавказе. Наши культуры и религии слишком хорошо и давно знакомы друг с другом. А так называемый «религиозный экстремизм» опасен для общества не потому, что он вроде бы «религиозный», а только потому, что это экстремизм — то есть политическая идеология и технология.