ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1431
Скачиваний: 1
101
www.geopolitika.ru
и их союзников в этом регионе. Ряд американских баз уже закрыто,
Аргентина добивается признания права на Мальдивские (Фолклендские)
острова, и находит в этом поддержку у своих соседей.
Возвращаясь к московскому мероприятию, отметим, что в нем при-
няло участие более двухсот человек, представляющих академическое и
исследовательское сообщества, бизнес-структуры, дипломатический
корпус, СМИ из различных регионов России, ближнего и дальнего за-
рубежья. Уникальный пул позволил коллегам не только обменяться
мнениями в области наук, но и установить контакты для возможного
сотрудничества и взаимодействия в будущем. На пленарном заседании
о своем видении многополярного мироустройства рассказали пред-
ставители посольств Кубы, Венесуэлы и Ирана. В той или иной мере,
речи дипломатов были обращены и к России. Если советник Посольства
Кубы Алехандро Симанхас цитировал поэта, философа и революцио-
нера Хосе Марти, говоря, что России суждено исполнить особую мис-
сию, которая повлияет на все народы мира, его коллега из Посольства
Боливарианской Республики министр-советник Венесуэла Хогнис
Хесус Мартинес Нуньес упомянул энергетическую составляющую
в контексте политических усилий Уго Чавеса и Владимира Путина, а
также проводил параллели между интеграционными проектами двух
континентов. Первый секретарь Посольства Исламской Республики
Иран Сейед Хасем Закери, обратил внимание присутствующих на две
основные тенденции в мире — крайний универсализм и релятивизм,
который выражается в стремлении сохранить культурное разнообра-
зие. Господин Закери сказал, что «мы, как и все евразийцы, считаем, что
каждая из существующих в мире религий и верований является частью
общего наследия человечества, и несмотря на то, что наиболее важными
среди них мы считаем авраамические религии, мы подчеркиваем необ-
ходимость защиты всех религий». По его мнению, «большинство про-
блем и трудностей западной материалистической культуры коренится в
отсутствии внимания к природе человека и взглядах на мир, основанных
на личной выгоде и поиске удовольствий», под чем, несомненно, подпи-
салось бы большинство граждан России.
Широкую презентацию теории многополярного мира в рамках
доклада на пленарном заседании представил лидер международного
«Евразийского движения», профессор кафедры социологии междуна-
родных отношений МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Дугин. В этот
же день вниманию всех желающих была предложена и его новая книга с
таким же названием, где скрупулезно и научно обоснованно были про-
писаны критические, доктринальные, идеологические, геополитические
и культурно-философские аспекты многополярности. Однополярный
102
Геополитика
момент или бесполярность, которые начались после распада Советского
Союза и самоликвидации двуполюсной системы, привели к тому, что мир
погрузился в хаос, начались всевозможные кризисы, а США не смогли
справиться с этой ношей единоличного мирового господства. Понимая,
что необходим совершенно новый тип соуправления мировыми про-
цессами, руководство ряда стран пришло к пониманию необходимо-
сти создания альянсов, отражающих интересы всех участников. Так по
всей планете начали появляться региональные объединения — ШОС,
ОДКБ, БРИКС, УНАСУР и пр. Хотя некоторым их них, не без помо-
щи западных стран, имеющих многовековой опыт колониализма, так и
не удалось реализоваться. Мечта Муаммара Каддафи об Африканском
Союзе была похоронена вместе с ним. Крайне затруднительным видит-
ся и реальная возможность создания панарабского объединения, хотя
раньше такие идеи серьезно обсуждались лидерами стран Ближнего
Востока и Северной Африки. Создается впечатление, что определен-
ные политические силы не хотят, чтобы подобные объединения появи-
лись на карте мира, так как по ряду причин противоречат их интересам.
Современные исследователи, критикующие неолиберальную капита-
листическую модель устройства вспоминают старый принцип divide et
empire (разделяй и властвуй) и говорят о неоколониальной политике
развитых стран. Если же судить о центрах (полюсах) силы, то очевидно,
что сейчас ни одно государство, даже США, не сможет таким являться.
Отсюда понятны усилия Белого дома по скорейшей интеграции с ЕС по
принципу евроатлантического единства и всевозможные проекты по
региональной безопасности со своими сателлитами — от Саудовской
Аравии на Ближнем Востоке, до Южной Кореи и Японии в тихоокеан-
ском регионе. Но, как мы видим, и действия гипотетических центров
могут быть разными, — Совет безопасности ООН имеет совсем иные
полномочия, чем, скажем G20. Следовательно БРИКС в будущем будет
представлять одно направление, а ШОС несколько иное. Аналогично, в
Латинской Америке — АЛБА, УНАСУР и СЕЛАК работают по разным
интеграционным векторам. Следовательно, многополярность формиру-
ется на разных уровнях, пронизывает различные сферы и имеет отлич-
ную в разных формациях глубину и скорость процессов.
Можно поговорить и о необходимости выработки терминологи-
ческого аппарата для новой парадигмы международных отношений.
Несмотря на то, что ряд слов иностранного происхождения давно ис-
пользуется в привычном понимании, их тщательный анализ позволяет
выявить некую однонаправленность и ангажированность, что указы-
вает на односторонние усилия по созданию культурно-интеллектуаль-
ного превосходства. Впрочем, Антонио Грамши, уже давно говорил
103
www.geopolitika.ru
о культурной гегемонии, а Эдвард Саид превосходно описал уловки
Британии и США по созданию дискурса зависимости в своей книге
«Ориентализм». Например, слово «цивилизация» сейчас обычно при-
меняется: 1) для обозначения больших пространственных массивов, на
которых в определенную эпоху народы формировали свою культуру и
проводили политику (например, египетская цивилизация); 2) превос-
ходную форму человеческого общества, под которой обычно понимают-
ся западные страны с их технологическими и научными достижениями
и мировоззрением (отсюда — выражение «цивилизованный мир», под-
разумевающий неоспоримое первенство Запада в вопросах политики,
в том числе распределения благ). Тем не менее, если деконструировать
этот термин с английского языка, то по своим орфографическим осо-
бенностям он должен в первую очередь означать процесс или состоя-
ние, а корни термина уходят к эпохе римского владычества в Европе. В
свою очередь, латинский термин был связан с комплексом гражданства
и права (т.е. подданства или отношения к власти, распространявшейся
на определенную территорию). Но об этом часто забывается, и говорит-
ся о сугубо западноевропейской позитивистской точке зрения. Между
тем немецкий социолог Норберт Элиас, основавший направление фигу-
ративной социологии, еще в 30-е гг. прошлого столетия предложил кон-
цепцию цивилизации как процесса, показав на культурные особенности,
дихотомию сословий и разделение по принципу прогресса и отстало-
сти, на что, несомненно, влияла матрица эпохи Просвещения. А осно-
ватель евразийства Петр Савицкий говорил о месторазвитии народов,
введя этот неологизм в корпус текстов по отечественной политологии.
Можно продолжить современным неприятием нашего общества раз-
личных терминов типа «толерантность», хотя Лев Гумилев предложил
довольно адекватное определение дружбы и симпатии между народами
— «комплементарность».
Хотя найдется много критиков такого подхода, которые заявят о том,
что незачем переосмыслять принятую терминологию, в исторические
периоды неоднократно бывало, что, получив политическую окраску,
устойчивые выражения тут же стали означать нечто иное. Так было с
«большевиками», «советами», «левыми» и «правыми», занимавши-
ми определенную позицию в английском парламенте по отношению к
председателю, и другими феноменами внутренней политики и междуна-
родных отношений в самых различных странах.
Как было указано на пленарном заседании Александром Дугиным,
для выработки рабочей версии теории многополярного мира еще по-
требуется не раз многим ученым и экспертам из разных стран собирать-
ся, дискутировать и обсуждать новый путь развития, так как слишком
104
Геополитика
много противоречий накопилось за время влияния неолиберальной
(и марксистской) мысли. Во время идеологического противостояния
СССР-США были не учтены многие особенности, — этнологические,
психологические, религиозные, культурные и пр., которые представля-
ют собой неотъемлемую часть человеческого бытия и не могут быть све-
дены к животным инстинктам или предрассудкам. Короткое торжество
либерализма еще более усугубило эту ситуацию, хотя яростная атака не-
олиберальных реформ по всему миру, несмотря на свои разрушительные
последствия, привела к обратному результату, — многие народы осозна-
ли пагубность и бесперспективность этого пути развития. Народными
бунтами в Мексике и Боливии, антиглобалистским движением в США и
Западной Европе, — везде по-разному, но мир все-таки отреагировал на
попытку установления однополярного мирового порядка с господством
транснациональных корпораций и тотальным контролем. Хотя эти по-
пытки продолжаются и поныне, пусть в иных формах, подкрепленные
пакетами договором и ограничений (как в случае работы ВТО или дей-
ствия Всемирного банка и Международного валютного фонда в разви-
вающихся странах), параллельно вызревает новая сеть международных
отношений, которая постепенно все больше и больше набирает леги-
тимность. Африканские страны, измученные гнетом неоколониализма,
аплодируют саммитам БРИКС, считая этот блок основой своего буду-
щего спасения от хищных когтей бывших-нынешних колонизаторов.
Ряд европейских стран, попав в кабалу Франции и Германии, надеется на
будущее возрождение России, что по их мнению будет означать устойчи-
вое благосостояние. Речь идет не только о странах бывшего Советского
Союза, но и прагматиках из числа западного лагеря, для которых есть
интерес как в энергоресурсах из России, так и возможное научно-техни-
ческое сотрудничество в разных отраслях и будущий рынок сбыта, рас-
ширенный за счет Таможенного Союза. В одной из своих недавних ста-
тей, опубликованной в индонезийском журнале, глава МИД РФ Сергей
Лавров упомянул и азиатско-тихоокеанский регион в качестве локомо-
тива глобального развития, где «формируется новое полицентричное
мироустройство».
По замыслу евразийцев грядущая многополярность должна будет
преодолеть позитивистский подход в существующих теориях междуна-
родных отношений, построенный на взаимодействии государств-наций.
Есть ряд контуров, намеченных С. Хантингтоном, которые он описал в
своей работе «Столкновение цивилизаций». Хотя они приблизительны
и субъективны, однозначно можно сказать, что различные общества объ-
единяются в более широкие коалиции на основе культурно-ценностной
платформы, что позволяет видеть в них будущие полюсы международных
105
www.geopolitika.ru
отношений. Немецкий юрист и геополитики Карл Шмитт в свое время
ввел такое понятие как «Большое пространство» (GrossRaum), рас-
сматривая его с точки зрения правовой теории. Такие большие про-
странства, консолидированные по ряду признаков, вполне могут стать
будущими центрами силы и власти. Теоретически на евразийском кон-
тиненте их может быть несколько — Европейский Союз, Евразийский
Союз, объединивший Россию и другие страны, Китай и Индия, также
избравшие курс на многополярность (а в неопределенном будущем —
их объединение с другими восточно-азиатскими странами в единый
блок), арабский альянс, умышленно раскалываемый сейчас внешними
игроками… Объединенная Европа позже может войти в Евразийский
Союз, создав, таким образом, Империю тысячи флагов от Дублина до
Владивостока. С другой стороны, учитывая общую англо-саксонскую
традицию и возможности современных коммуникаций, Евроатлантика
(ЕС + США) может стать отдельным полюсом, отрезанная где-то в рай-
оне Карпатских гор. Но пока все это только гипотезы, такие же, как G2
или Chimerica (Китай + США), Chindia (Индия + Китай), Евросибирь,
и многие другие, со своими обоснованиями и характеристиками. И
не обязательно должно произойти «столкновение цивилизаций» по
Хантингтону, где есть разделения по религиозному или культурно-эт-
ническому признаку. Границы — это не только линии разделения, но и
сближения, а конфликты не обязательно должны носить негативный и
разрушительный характер.
Далее, за терминологическим аппаратом будет необходима выра-
ботка правовых основ, адаптации торговых механизмов и финансовых
схем, а также переформатирование силовой составляющей для защиты
от внешних угроз и обеспечения внутренней безопасности. Учитывая
не очень радужные прогнозы, связанные с состоянием планеты — это
демографические взрывы, возможные эпидемии и катаклизмы, распро-
странение экстремизма в различных формах, борьба за энергоресурсы,
а также особенность местоположения России (географическая ось исто-
рии по Макиндеру) с ее природными богатствами, вопрос институци-
ализации доктрины многополярности предстает в свете острой поли-
тической необходимости. Евразийский Союз, о котором было заявлено
руководством страны в конце прошлого года, пока только обозначен как
экономический проект, призванный улучшить жизнь граждан России,
Беларуси, Казахстана и других постсоветских республик. Хотя такая
постановка имеет рациональный характер, что подтверждалось истори-
ческими прецедентами, начиная с идей Фридриха Листа, лишь эконо-
мической составляющей нельзя будет ограничиться. Различные коряги
модерна с западным универсализмом и индивидуализмом придется еще