Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1230

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Leszek Sykulski , «Ku Nowej Europie : perspektywa zwi^zku Unii Europejskiej i Rosji» , wydawnictwa: Instytut Geopolityki i Alfa24, Cz^stochowa 2011


Гулевич В.А.

fa

KuNowej Europie


Книга руководителя Института геополи­тики в Ченстохове Лешека Сыкульского «К новой Европе. Перспективы отношений Ев­росоюза и России» (уже послужила причи­ной эмоциональных комментариев в польско-язычном сегменте Глобальной Сети. Оценки этой книги варьируются от хвалебных до однозначно    критических.      Равнодушных и эмоционально индифферентных нет. И этому есть объяснение, поскольку геополитические аспекты союза Москвы и Варшавы, затрагиваемые Л. Сыкуль-ским, не могут не вызывать у польского читателя эмоциональных переживаний.

Предложенная автором идея континентального блока от Па­рижа до Владивостока имеет много общего с геополитическими концепциями бельгийца Жана Тириара о «Евро-советской им­перии от Дублина до Владивостока». Как и Ж. Тириар, Л. Сы-кульский постулирует факт, что Европе, даже объединённой, не хватает геополитической мощности и масштаба для того, чтобы освободиться от англо-американского влияния. Автор подсказы­вает смелый, но наиболее оптимальный выход из создавшегося положения - объединение Европы с континентальной массой России. От двухчленной схемы США - Европа Л. Сыкульский предлагает перейти к схеме Европа - Россия. Сохраняется ко­личественный масштаб, но меняется геополитическая суть. По мнению Л. Сыкульского, блок континентальных государств имеет все шансы превратиться в «одну из сильнейших, если не сильнейшую геополитическую концепцию в истории» [с.84]. Автор подвергает критике политику британцев в Европе, на­правленную на раскол европейского единства, умело освещает заинтересованность Вашингтона в подобной практике Лондона и предлагает польской элите и интеллектуальному сообществу


радикально пересмотреть роль Польши в сложившейся ситуа­ции. Польской истории характерна одновременно героичность и депрессивность. Тесное переплетение этих двух начал форми­рует то самое, иногда необъяснимое, польское видение истории взаимоотношений русских и поляков. Л. Сыкульский усматри­вает в пресловутом «польском комплексе» зацикленность на негативных моментах русско-польской истории, чрезмерную приверженность теме жертвенности Польши перед Российской империей и СССР, «культу мёртвых» и толкованию польской истории как беспрерывного страдания, чей неизгладимый от­печаток делает польскую культуру столь активно депрессивной и непримиримой во взаимоотношениях с восточным соседом [с.101]. Л. Сыкульский призывает к образованию оси Париж - Берлин - Москва. Естествен вопрос, каково место Варшавы в этом союзе. Если Польша и дальше будет полагаться только на Вашингтон и Лондон, она может остаться наедине с собой, вы­пав из трёхсоставной оси самых мощных государств Евразии. Поэтому дополнить и усилить евразийскую ось - в интересах же самой Польши. Залогом укрепления польского авторитета в Ев­ропе автор считает союзнические отношения с Москвой и отказ от инерционного мышления в стиле «холодной войны» и пост­коммунистической Польши.

Оппоненты усматривают противоречивость концепции континентального блока Л. Сыкульского в том, что он включил сюда Францию, державу преимущественно талассократического (атлантистского) характера. В геополитическом плане талассо-кратия проявляет себя в стремлении посредством сильного во­енного флота контролировать морские коммуникации и стра­тегически важные прибрежные зоны, отрезая от выхода к морю своих континентальных соперников, заставляя их экономически «задыхаться» внутри сухопутных масс. Ведь если Франция, так же, как США и Великобритания, талассократична (т.е. принад­лежит к цивилизационному типу Моря), тогда в своих базовых геополитических установках она должна быть во всём противо­положна континентализму Германии и России, и находиться с ними в непримиримой оппозиции. Но это противоречие ка­жется существенным только на первый взгляд. Парижу действи­тельно свойственны талассократические черты, что мы видим из французской истории. Уже в XVII веке Франция заявила о себе как о колониальной державе с мощным флотом и экспансионист­скими устремлениями. Французские колонии появлялись в Азии,


Африке, Америке. Процессы деколонизации, охватившие страны третьего мира в XX веке, болезненно отражались на состоянии французского общества, которое неохотно отказывалось от им­периалистического наследия. Тем не менее, Франция всегда не­сла в себе определённый заряд континенталистского мышления. Вспомним призыв де Голля о единой Европе от «Лиссабона до Владивостока», его стремление вывести Францию из-под англо­саксонского влияния. Вспомним возврат Франции к политике голлизма при Жаке Шираке и тесные отношения с континента-листской Германией. Сегодня, с приходом в Елисейский дворец Николя Саркози, Париж вновь склоняется к политике атлантиз-ма, но сама фигура Саркози у французов популярностью не поль­зуется. Поэтому нахождение Парижа в одной связке с Москвой и Берлином кажется оксюмороном только на первый взгляд.

Не менее критичен взгляд автора на состояние современной польской геополитики, которая серьёзно «больна» западниче­ством. Безудержная ориентация на американскую геополити­ческую мысль лишает польскую геополитику инициативности, заставляет её двигаться в русле американского научного экс­пансионизма. Англосаксонские концепции, по мнению автора, - это «отдельный смысловой стиль, воздействующий на широ­кие массы интеллигенции (учёных, журналистов, политиков) и обывателей через экспорт геополитических кодов в соответ­ствии с интересами Вашингтона» [с.102]. Американская мысль в Польше превратилась в метаязык, интеллектуальную матрицу и трансмиссию политических идей. Разбить эти рамки, выйти за обозначенные «красными флажками» интеллектуальные про­сторы - таков девиз Л. Сыкульского.

И, как следствие, подвергается критике польская внешняя политика на восточном направлении. Проект «Восточного пар­тнёрства» получает у автора трактовку «Партнёрства против России», поскольку его суть - «в интеграции части евразийско­го пояса для создания геополитического противовеса россий­скому центру силы» [с.106]. Эта концепция наводит на доктри­ну польского прометеизма, автором которой выступил Юзеф Пилсудский, ставший позднее руководителем II-й Польской Республики. Сторонники прометеизма, призывая к разделу Рос­сии по этническим швам, выступали за поддержку Польшей на­ционалистических движений на территории СССР от Украины и финно-угорских республик до Кавказа и Средней Азии. «Такая постановка вопроса приведёт к дестабилизации континента, а не


его интеграции», - указывает автор, называя современных при­верженцев прометейской политики «пассажирами с просрочен­ной визой»[с.107] . То же мнение он высказывает о частичной реанимации концепции «Междуморья (конфедеративного го­сударства, от Чёрного до Балтийского моря, в составе Польши, Прибалтики, Украины, Белоруссии, Венгрии, Румынии, Молда­вии, Чехословакии и части Югославии), выдвинутой Юзефом Пилсудским после I-й мировой войны, и сегодня трактуемой на все лады.

Л. Сыкульский первоочередную задачу, стоящую перед поль­ской элитой, видит в организации безопасного пространства в Центрально-Восточной Европе. Польша могла бы выступить инициатором нового порядка, привлекая Турцию, Россию, Гер­манию, Италию и Францию: «Польша должна выступить ини­циатором новой системы безопасности на континенте... Его главными участниками должны быть самые крупные государства этого региона - Германия, Польша, Россия, Италия и Турция, а также Франция.» [с.108]. Геополитический конструкт Па­риж - Берлин - Варшава - Москва - Анкара - Рим Л. Сыкульский называет «Новым Междуморьем», нацеленным, в отличие от доктрины «Междуморья» Ю. Пилсудского, не против России, а против гегемонии США и Британии. В зону влияния нового бло­ка попадали бы Адриатическое, Балтийское и Чёрное море, что означало бы вытеснение англосаксов за пределы Европы.

Книга Л. Сыкульского - интеллектуально смелый шаг. Шквал критики и голоса одобрения - всё выпало на долю автора. В чём-то с ним можно не согласиться, но то, что Л.Сыкульский обозна­чил потенциалы для интеграции «нового качества» в Европе, заслуживает, как минимум, внимания и изучения.


События и последствия. Июнь 2011 года.

Первый летний месяц как всегда был жарким от целого ряда резонансных внешне и внутриполитических событий. Начало сезона отпусков, каникул и туристических поездок всегда сопро­вождается целым рядом различных потрясений, по типу военных действий, терактов, чрезвычайных ситуаций или авиакатастроф. На этот раз исключения не случилось.

Началось всё с череды взрывов армейских складов в России. Сразу два склада взлетели на воздух с промежутком в неделю в Уд­муртии и Башкирии. На лицо явная диверсия направленная либо на сокрытие кражи боеприпасов для непонятных целей, либо на подрыв обороноспособности. Показательно, что никто не со­общает какие именно боеприпасы хранились на тех складах, по­этому не удивительно, если окажется что взорвалось что-нибудь дорогое и ценное, как во время прошлогодних лесных пожаров в Подмосковье, когда сгорел склад ВВС с высокоточными раке­тами воздух-земля. Судя по кадрам с мест взрывов, боеприпасов там было как минимум на дивизию.

17-ого числа во время Петербургского экономического фо­рума был подписан злополучный контракт на поставку француз­ских вертолётоносцев «Мистраль», что свидетельствует о том, что дружба Медведев-Саркози оказалась важнее судеб тысяч рус­ских инженеров и конструкторов, а также наших отечественных кораблестроительных КБ. Более того, французская сторона так и не согласилась передать нам целый ряд технологий, без кото­рых эти корабли - не более чем большие посудины для перевозки крупногабаритных объектов.

23 июня произошло ещё одно ужасное событие в нашей обо­ронке - разбился МИГ-29, оба пилота погибли. Это была экс­портная модель, предназначенная для поставок в Индию. После целого ряда катастроф, задержек поставок, некачественных зап­частей, волокиты в переговорах чиненной нашим руководством, индийская сторона скорее всего вообще откажется от россий­ской военной техники. Всё это безусловно очень негативно по­влияет на обороноспособность Индии в условиях растущей во­енной мощи Китая и Пакистана.

И на этом военно-политическая тематика этого месяца к со­жалению не исчерпана.

Продолжается усиление военного присутствия НАТО в Средиземном и Чёрном морях. 12 июня для участия в учениях