Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рения предметного поля политической географии, там, где в центре внимания исследователя оказались проблемы связи про­странства географического и общественной жизни. «Развитие целой индустрии культурного наследия повело к осознанию важ­ности формирования и культивирования образов тех или иных географических мест. Место, по сути, не стало фиксироваться в традиционных географических координатах, но выступало уже скорее как собственный образ или их совокупность. Подобная методологическая ориентированность базировалась на призна­нии важности географического воображения, которое опира­лось на реальное, физическое место, но затем разрабатывало на этой основе необходимые ему образы». Особое значение для нас имеют образы политико-географические или геополити­ческие в терминологии Замятина. «Специфика политического мышления, в особенности структура традиционных политиче­ских переговоров, известный схематизм этого типа мышления и сравнительно высокая нацеленность на достижение полити­ческого компромисса ведут, как правило, к формированию до­вольно простых, четких и выпуклых политико-географических (геополитических) образов. Характерно, что в дальнейшем эти политико-географические образы могут формировать и доста­точно сложную, разветвленную и часто иерархизированную еди­ную систему — геополитическую картину мира», - пишет рос­сийский автор3. Геополитическая динамика зачастую может быть описана как динамика географических образов, более того, если мы выделим в географическом образе дискурсивную составляю­щую, то нетрудно увидеть на примере конкретных образов, как


они, выступая в качестве правящих дискурсов, начинают выпол­нять чисто политические функции власти и контроля.

Изучение географические образы, как отмечает российский исследователь Алексей Миллер, в западной географической и общественно политической мысли воплотилось в появлении та­кого направления как «ментальная картография», введенного Е.С.Толманом в 1948 г. Главные работы по этой тематике в 70-е годы были выполнены географом Р.М.Доунзом и психологом Д.Стеа. Эти авторы определяют ментальную картографию как «абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упоря­дочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать инфор­мацию об окружающем пространстве». «Следовательно, мен­тальная карта - это «созданное человеком изображение части окружающего пространства./... / Она отражает мир так, как его себе представляет человек, и может не быть верной. Искажения действительно очень вероятны». Для представителей социаль­ных наук в ментальной картографии интересны процессы фор­мирования этих карт и присутствующих в них географических образов, то есть, если применять терминологию и методологию М. Фуко дискурсивные практики по формированию различных схем географического пространства и наделению тех или иных его частей определенными характеристиками»4.

Обращаясь к представителям исторической науки, Миллер упоминает, что прежде, чем писать об истории Центральной либо Восточной Европы, «дискурсы о Центральной Европе


сами должны быть предметом исторического, или, если угодно, историко-политологического исследования, прежде всего в об­ласти истории идей. Только выяснив для себя разнообразные интересы и "тенденциозности", связанные с различными кон­цепциями Центральной Европы, историки могут использовать понятие Центральная Европа как инструмент исторического ис­следования. В противном случае тенденциозность даже помимо воли исследователя будет проникать в их труды вместе с самим понятием»5. Думаем, что этот призыв актуален не только для историков, но и для социологов и политологов, в особенности международников, занимающихся Восточной Европой или иным географическим регионом.

Именно этим в отношении концепта «Восточной Европы» занялся американский ученый Лари Вульф в своем знаменитом труде «Изобретая Восточную Европу, карта цивилизации в со­знании эпохи Просвещения». В этой достаточно известно кни­ге он показывает, как создавался дискурс Восточной Европы и конструировался этот географический образ, отмечая, что «Вос­точная Европа» с тех самых пор, когда это понятие входит в язык политиков, всегда рассматривалась как нечто ущербное по отно­шению к Европе Западной. На «Восточной Европе» так же как на «Балканах» лежит печать недоразвитости, агрессивности, неустроенности, отставания в развитии и несоответствия обще­принятым европейским социальным, политическим, культурным и экономическим стандартам. Эта печать не может быть снята хотя бы потому, что самому процессу создания образа Восточ­ной Европы и было наделение ее этими атрибутами. Такой гео­графический образ схож с рассматриваемый Эдвардом Саидом образом «Востока» как сконструированной западными евро­пейцами реальности, за которыми скрываются колониалистские интенции Запада6.

Автор концепции ориентализма Эдвард Саид в своей книге «Ориентализм. Западные концепции Востока» утверждает, что само понятие «Восток» - исключительно западный концепт, навязанный азиатским и вообще незападным странам как един­ственно реальный и адекватный. Одной из целей создания обра­за Востока как страны загадочной и притягательной, но отсталой и нуждающейся в помощи цивилизованного и просвещенного Запада, является оправдание западного колониализма, второй - конструирование образа «Другого» по отношению к Западу. Таким образом, создавая концепт Востока, Запад и утверждает


самого себя в качестве Запада, в качестве не-варваров, в каче­стве центра просвещения, ума, науки, узаконивая на ментальном уровне отношения неравенства, колониального господства, либо претензий на такое господство по отношению к тем, странам, ко­торые он рассматривает как «восточные».

С методологической точки зрения для интересно то, что Саид напрямую подходит к понятию географического образа и его политической функции, показывая, какую роль географический образ играет в геополитике. По Саиду существует два простран­ства. Одно - реальное, географическое. Второе - образное. Сна­чала создается образ Востока в интеллектуальном пространстве, который затем проецируется на реальность и используется как элемент управления, политической манипуляции7.

Восточная Европа или «Восток» Европы?

Концепцию Саида, применительно к географическому об­разу Восточной Европы и развивает Лари Вульф. Сам ориен­тализм, говорит Вульф, «это стиль, с помощью которого Запад подавлял, перекраивал и подчинял себе Восток». Современный


российский исследователь Восточной Европы Алексей Миллер, уже упоминавшийся ранее, в предисловии к изданию книги аме­риканского ученого на русском языке, суммируя главную идею работы, отмечает, что «Вульф описывает создание образа Вос­точной Европы как проект полуориентализации, в котором глав­ной характеристикой обществ этой части континента становит­ся некое переходное состояние между цивилизованным Западом и варварским Востоком, когда усвоение Запада оказывается по­верхностным, а основа этих обществ оказывается варварской»8.

Образ Восточной Европы создается как один из субпродуктов ориентализма, показывает Вульф. С началом эпохи Просвещения и созданием описанного выше образа Востока, создается геогра­фический образ зоны, находящейся между чистым «Востоком» и чистым «Западом». Эта зона и получает название «Восточной Европы» и по отношению к ней начинают применяться страте­гии, схожие со стратегиями ориентализации.

Если до эпохи Просвещения граница между цивилизацией и варварством в сознании европейцев проходила по линии Север-Юг, и образу культурного Средиземноморья противостоял вар­варский германский Север то с началом Нового Времени и по­явлением ориенталистского дискурса в сознании людей Запада происходят существенные перемены, позволяющие им поме­стить образ значимого «Другого» на Восток, таковым Другим оказываются, как отмечает и Вульф, и норвежский социолог Ивэр Нойманн, Османская империя, а потом Россия9.

Восточная Европа, «открытая» в таком качестве в начале XVIII века, сначала воспринималась как «внутренний Восток», или «Восток Европы», непосредственно примыкающий к осман­ским владениям и территории России. Появившиеся тогда эле­менты восточноевропейского дискурса до сих пор довлеют над сознанием людей Запада, из века, в век разделяя Европу на две по­ловины. Действительно, в XVIII веке впервые появляется и затем уже не исчезает представление о Восточной Европе как о «вар­варском крае» и «Склавонии», территории преимущественно со славянским населением; вызванный восстанием Ракоши интерес к венграм как со стороны поддерживающей ее французской короны и ее географов, так и со стороны ученых, поддерживавших Габ­сбургов, привносит в формирующийся образ восточной окраины континента и противоречивое представление об изначальной ди­кости, элементах «азиатчины» и свободолюбии здешних народов, стремящихся разорвать оковы рабства10.