Файл: Геополитика номер 10.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация роли происходит через установление отношений союзничества. Практически это означает, что функциональные отношения и функциональная зависимость трансформирует­ся в «межличностные» отношения дружбы и преданности. На обесчеловечивающую структуру геополитического поля накла­дывается как бы иной слой отношений, в корне этой структуре противоречащей и ее в конечном счете уничтожающие.

Эту систему отношений легче всего сравнить с системой отно­шений между сеньором и его рыцарем. Рыцарь внутренне незави­сим, никто, в том числе и сеньор, не может посягнуть на его честь и совесть. Но он предан своего сеньору и готов ему служить, если служба эта не ведет к нарушению тех идеалов, которые подразуме­ваются в качестве общих для сеньора и рыцаря. Он готов на лише­ния и всегда является бескомпромиссным проводником интересов своего сеньора, фактически отождествляя свои и его интересы.

Все это, конечно, не исключает наличие внутренних трений и отстаивания перед сеньором своих прав - но это, пока нет угрозы извне. От рыцаря невозможно ожидать, что его действия всегда будут предсказуемыми, он может действовать на свой страх и риск по своему разумению - но все это опять же, пока нет внеш­ней опасности для них с сеньором (в этом смысле они неразде­лимы). Кроме того, в отличии от обычной вассальной модели, от которой мы сейчас отталкивались в своих объяснениях, отно­шения союзничества предполагают в их армянском восприятии, ощутимую теплоту отношения.

«Образ покровителя»

в армянской политической мифологии

«Образ покровителя» в этнической картине мира армян име­ет черты «deus ex machina» из древнегреческих трагедий - боже­ства, спускающегося на землю в критический момент, разруба­ющий узел неразрешимых проблем и удаляющегося обратно на небеса. Важно постоянное присутствие «покровителя», хотя и на некотором расстоянии. Он не присутствует в обыденной жизни, но в любой сложной ситуации готов придти на помощь, равно, что важно подчеркнуть, придти на помощь сам по себе, не обязательно по зову. Он как бы наблюдает за жизнью народа извне и при этом служит объектом, можно сказать даже, поклонения.

Перенос «образа покровителя» на русских был и остается довольно прочным. Правда, это образ, можно так сказать, неких «идеальных русских». Это означает, что конкретные бытовые


привычки русских армянам могут вовсе не нравиться и на бы­товой, и на внутриполитической почве возможны конфликты. Образ русских в сознание армян как бы двоится. Но это касает­ся только благополучных эпох, когда ни русским, ни армянам не угрожает опасность. Так было в периоды стабильности Россий­ской империи и Советского Союза.

Перенос «образа покровителя» на Россию произошел дав­но, и современной Армении, как и раньше, среди массы населе­ния наибольшее влияние имеет картина мира, сформированная ориентацией на Россию и ее ценности. Идентифицируя Россию с образом покровителя, эта точка зрения объявляет ценностью все ее имперские установки. Служение Российской империи приобретает характер главного действия. Большинство воспри­нимают своих лидеров в положительном качестве, если они явля­ются крепкими сторонниками России, и если российские власти признают этих лидеров. Если и можно говорить о наличие обще­ственной группы с иным мировосприятием, то только в смысле наличия в армянском обществе тенденции отрицания этого до­минантного мировоззрения. Именно тенденции, а не прослойки с альтернативным восприятием. Сложность этого феномена от­рицания в том, что это сознание, отрицая всю систему «тради­ционного» мировосприятия не имеет какой-либо собственной картины видения мира.

Отношения с Россией психологически наиболее болезнен­ная для армян тема. Вопрос о союзничестве с Россией - наибо­лее острый и до парадоксальности неразрешимый. И может быть потому, что в понятие «союзничество» вкладывается слишком серьезное содержание.

Однако оно дает-таки Армении возможность ощущать себя форпостом России и стражем ее интересов на Юге. С точки зрения идеологической Россия предстает тут в качестве Великого христи­анского царства (хотя существуют непримиримые противоречия в православном и армянском исповедание веры, но в последние полтысячелетия они на уровень политический практически не вы­носились). Таким образом, Армения воспринимает себя в качестве форпоста христианского мира, который, так уж это сложилось исторически, персонифицировался в образе России.

Если мы вернемся к тому описанию парадигмы «поля по­литического действия», о которой говорили выше и которое в армянской политической мифологии представляет собой арену соперничества геополитических сил, то мы не можем избежать


определенных ассоциаций. Форпост - это «за'мок», один из важ­нейших игровых элементов геополитического поля. А значит, мы возвращаемся к исходному пункту.

Но уже на новом уровне. «За'мок» - это функция, способ оборонительно-наступательной организации территории. Форпост - субъект, который порой может и должен действо­вать на свою ответственность, это основное действующее лицо в геополитической драме. Его действия - осмысленны. Переход от функции за'мка к роли форпоста и является преодолением технологической функциональности, которая сковывает стра­ну словно чарами.

Форпост является передовым краем чего-то, какой-то куль­турно-организационной единицы. Тем самым он является и частицей определенного культурного пространства, носите­лем определенной идеологии и ценностных доминант. А это означает, что поле геополитического взаимодействия из аб­стракции превращается в осмысленную и ценностно обосно­ванную реальность. Соперничество приобретает осмыслен­ность и позволяет включиться в него не в качестве безличной функциональной единицы, а в качестве субъекта, имеющего в нем свою роль. И даже если эта роль ограниченна, не допу­скает полной свободы действия, то и она позволяет каким-то образом осуществлять в мире то, что народ воспринимает как свою миссию.

Это уже не соперничество внешних сил. Солидаризация с ценностными доминантами одной из этих сил действует как противоядие. Она психологически снимает парализующий на­лет технологичности, превращая его в борьбу культурных миров. Соответственно и армяне начинают выступать (и видеть себя) в качестве культурной силы достаточно самобытной для того, чтобы при любых обстоятельствах сохранять отчетливую само­идентичность, причем исторически и традиционно встроенную в более широкую культурную целостность. А это подразумевает и служение идеалу, и «сеньору» в качестве носителя этого идеа­ла, и психологическую уверенность в покровительстве себе.

Преодоление того образа политического взаимодействия, который изначально воспринимается как зло, осуществляется путем наполнения его смыслом. Поле политического действия превращается, таким образом, в арену борьбы добра и зла, где уже нет место геополитической функциональности, где каждый на своем месте может стать бойцом за идеалы добра.


Противоборствующие интересы перестают восприниматься как чужие. Это интересы сил зла и сил добра. Паутина «техноло­гичности», фрагментарности, неопределенности перестает ока­зывать свое сковывающее самостоятельную активность действие.

Но все это при условии постоянной и неустанной борьбы за возможность выполнения собственной миссии. Стоит только расслабиться, отдаться течению событий и осмысленность аре­ны соперничества теряется, а вместе с ней теряется осознание собственной роли в нем; народ становится функциональным придатком к тому, что воспринималось как сила добра. И тогда это уже и не сила добра, а внешний субъект, борющийся за власть над регионом и использующий все те же «технологические» ме­тоды. Таким образом, достижение роли требует постоянного напряжения и постоянного осознания смысла собственной де­ятельности. Потеря своей идентичности в качестве культурного субъекта оборачивается катастрофой.


Рецензии

Карл Шмитт. Понятие политического. М.: ООО Научно-издательский центр «Инженер», 2011. - 290 с.


Савин Л.В.



Книга содержит две работы выдающегося немецкого мыслителя - собственно, «Понятие политического» и «Земля и море» (которая уже известна русскоязычному читателю по раз­личным изданиям). Кроме этого, приложение, которое занимает половину книги, представ­ляет собой работу К.-Г. Ригеля «Политическая религия», которая посвящена тоталитарным политическим системам XX столетия. В первую очередь нас интересует именно небольшая, но важ­ная работа Карла Шмитта, вынесенная в заглавие книги. В ней да­ется анализ эволюции политических форм Европы посредством взаимодействия государства и общества. И, прежде всего, автор начинает свое изложение с понятия политического, настаивая на правильной трактовке этого термина. По Шмитту «определить понятие политического можно на основании выявления спец­ифики политики, ибо она имеет свои собственные категории, которые отличают ее от других относительно самостоятельных областей, таких как мораль, эстетика и экономика. Понятие по­литического должно заключаться в различениях, к которым мож­но свести все политические действия» (С. 21). Собственно, это различение на друга и врага, которое красной нитью проходит через все произведение. А поскольку понятие врага подразумева­ет ведение войны, то этот аспект также анализируется немецким юристом, который настаивает на экзистенциальном понимании как «врага», так и «борьбы». Также весьма показательно его вы­сказывание о том, что «любое политическое действие - это всег­да боевое действие» (С. 27), которое недвусмысленно указывает на убогость современной недополитики многих государств с ее условными дипломатическими церемониями и рафинированной риторикой. Из него же вытекает тезис о том, что «мир без войны стал бы миром без политики» (С. 29).