ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
Резюме
Европейская интеграция переживает сложные времена не только в связи с экономическим кризи-
сом, но и в результате исчерпания прежней логики развития. Это заставляет политиков мыслить в
реалистических категориях. В то же время современный этап развития Европейского Союза отра-
жает и некоторые магистральные тенденции глобального развития. Прежде всего, к ним относится
размывание границы между внешней и внутренней политикой государств. В ЕС эта тенденция
находит выражение в «расщеплении» политик государств-членов в отношении объединения и
преодолении эксклюзивного положения министерств иностранных дел в европейских делах.
Одновременно ЕС стремится активизировать общую внешнюю политику. Длительное время пас-
сивность интеграционного объединения в этом отношении объяснялась неразработанностью
общей повестки дня, слабостью институтов и расхождениями между его государствами-членами.
Вместе с тем в последнее десятилетие наблюдался процесс постепенного преодоления этих про-
блем в результате сближения позиций его ведущих стран. Тем не менее государствам-членам до сих
пор не удалось добиться гомогенности подходов. Напротив, приобретают дополнительное значе-
ние новые линии противоречия. В частности, конкуренция между крупными и малыми странами,
входящими в интеграционное объединение. Сложная система институтов позволяет менее силь-
ным партнерам укрепить свои позиции в дискуссии с более сильными. В то же время она тормозит
процесс принятия решений. Кроме того, постепенно размывается традиционное «географическое
разделение труда» между ведущими государствами ЕС во внешней политике.
Несмотря на все упомянутые трудности и ограничения общая внешняя политика ЕС получает все
более широкое признание. В последние годы наблюдается ее активизация, прежде всего, в бли-
жайшем окружении ЕС. В этой связи показательно развитие инициативы «Восточное партнер-
ство» и роль европейских стран в развитии социально-политических выступлений на Ближнем
Востоке и в Северной Африке. В более тесном союзе с США европейские державы вновь выходят
на арену глобальной политики.
Ключевые слова:
Европейский Союз; интеграция; европейская внешняя политика; Германия; Франция; нацио-
нальные интересы; взаимозависимость; экономический кризис; лидерство.
ХОЛОДНО – О ГОРЯЧЕМ
Дискуссии
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕЙ
ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕС
ДМИТРИЙ ОФИЦЕРОВ-БЕЛЬСКИЙ
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономика», Пермь, Россия
Даже скептиками европейская интегра-
ция уже на протяжении многих лет воспри-
нимается как устойчивая данность. Не ред-
костью стали историософские рассужде-
ния о движении к единой Европе
1
со вре-
мен Карла Великого. При этом имеющийся
богатый опыт столкновений, войн и взаим-
ных обид между странами все больше за-
1
В настоящей статье термины «Европа» и «Европейский Союз» используются как взаимозаменяе-
мые. –
Прим. ред.
Для связи с автором / Corresponding author:
Email: DmitriyBelskiy@gmail.com
123
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕС
тушевывается всепроникающей политиче-
ской корректностью.
Справедливо и другое: за исторически ко-
роткий срок Европа прошла большой путь от
центра мирового развития и мирового со-
перничества до конгломерата стран, погло-
щенных собственными проб лемами и все
дальше отстающих от магистральных тем
глобальных взаи мо дейст вий. В конце XIX ве-
ка, предчувствуя пока ещё неясные буду-
щие изменения, Ф.М. Дос тоевский сравнил
Европу с кладбищем, а О. Шпенг лер напи-
сал позднее о «закате Европы». В действи-
тельности снижение присутствия европей-
ских стран на мировой арене происходило
постепенно и достаточно спокойно, не вы-
зывая трагических рефлексий, и ведь, кстати
говоря, именно потеря прежнего мирового
статуса, пожалуй, была самой существенной
причиной интеграции, начавшейся со сбли-
жения прежних непримиримых соперни-
ков – Франции и Германии [Байков 2012].
1
В 1990-х годах начался новый этап евро-
пейской истории. Перемены были весьма
динамичными. В сравнении с тем временем
последующее десятилетие представляло
собой «энергичное топтание на месте».
Обилие инициатив и проектов, интеграция
новых членов, споры о будущем институ-
циональном дизайне и перманентное
усложнение правовой базы ЕС – все это
соче талось с организационной неподвиж-
ностью, неготовностью правительств к пе-
рераспределению полномочий и слегка за-
вуалированной борьбой за национальные
интересы. Первое десятилетие нового века
не прошло даром, но решение многих проб-
лем откладывалось на будущее. На вер ное,
можно сказать: то был период накопления
потенциала будущих трансформаций и
время, когда европейцы заново узнавали
друг друга. Вместе с тем для активизации
интеграционных процессов потребовалась
дополнительная встряска в виде фи нан-
сово-экономического кризиса.
Экономические проблемы наглядно про-
демонстрировали, что затянувшаяся неопре-
деленность путей дальнейшего развития ЕС
может оказаться пагубной. Под их влиянием
существенно изменился смысл и формы ев-
ропейского консенсуса. Он сохранил свое
значение только в тех сферах, в которых
по-преж нему важны стабильность и прес-
тиж европейских институтов и процедур.
В целом же его значимость в Европе сни-
зилась. Попытки формирования консен-
суса все чаще наталкиваются на политику
шантажа со стороны отдельных участников.
Впрочем, она проявляется в ограниченных
масштабах: всех государств-членов ЕС объе-
диняет стремление избежать ситуации, в
которой интеграционное объединение могло
бы оказаться на грани развала.
В меняющейся Европе парадоксально
сочетаются рост национального эгоизма и
укрепление взаимозависимости – фено-
мен, который плохо объясняют традици-
онные теории. В этих условиях, несмотря
на «кризис согласия», в отдельных обла-
стях интеграционный дискурс становится
все более заметен. Прежде всего, это наб-
людение относится к европейской общей
внешней политики и политике безопасно-
сти, которая еще недавно оставалось в зна-
чительной степени неопределенной.
Выработке единого курса интеграцион-
ного объединения на международной арене
долгое время препятствовало отсутствие
общей внешнеполитической идеологии. Ее
созданию часто способствует наличие об-
щего врага или конкурента, но с 1990-х го-
дов стратегическое окружение ЕС остается
достаточно благоприятным. Оно не требует
сплочения европейских государств. Консо-
лидация происходит на основе устоявших-
ся либеральных и демократических цен-
ностей. В результате интеграционная идео-
логия, пусть и в достаточно абстрактной,
мягкой форме позволяет увязать воедино
априори слишком разные внешние и внут-
ренние интересы европейских стран.
Между тем вопросы безопасности к на-
чалу 2000-х годов стали приобретать гло-
бальное измерение. Никогда прежде безо-
пасность европейских стран не была так
тесно увязана с вопросами стабильности
на Ближнем Востоке или вооружения в
Вос точной Азии. С середины прошлого
ДМИТРИЙ ОФИЦЕРОВ-БЕЛЬСКИЙ
124
века безопасность все в большей степени
становится коллективной. Катализатором
этого процесса, с одной стороны, стала
угроза диффузии оружия массового уни-
чтожения, прежде всего ядерного. С дру-
гой стороны, к этому привела глубокая
дифференциация оборонных и наступа-
тельных возможностей, обозначившаяся с
уходом в прошлое эпохи колониальных
империй после Второй мировой войны.
В результате размежевания в сфере об-
ладания «жесткой силой» появились недву-
смысленные лидеры и их ведомые партне-
ры – потребители безопасности. К послед-
ней категории относятся не только новые
развивающиеся страны. Евро пей ские госу-
дарства точно так же оказываются неспо-
собными к глобальному военному присут-
ствию и даже к полноценной обороне.
История биполярного мира, идеология
и практика НАТО и ОВД научили страны
Европы воспринимать основные внешне-
политические угрозы как коллективные.
В современном дискурсе по вопросам без-
опасности, в котором значительное место
занимают терроризм, страны-изгои, рас-
пространение оружия массового уничто-
жения, подобная тенденция еще больше
усилилась. Ее закономерным следствием
стало противопоставление эгоистически
понимаемого национального интереса не-
обходимости нахождения совместных от-
ветов на вызовы безопасности. Те же про-
цессы, но в менее выраженной форме, пре-
образуют экономическую повестку дня,
ставшую интернациональной.
Масштаб приоритетов политических ли-
деров также меняется под влиянием дости-
жений в развитии сотрудничества. Некогда
они видели в соседях по Европе основную
угрозу. Когда интеграционный процесс
прошел точку невозврата, они оказались
погружены в проблемы непосредственно
европейского строительства. И лишь се-
годня новое поколение политиков оказа-
лось готовым ставить задачи глобального
масштаба. Их решение возможно как по-
средством традиционной внешней полити-
ки государств, так и путем реализации
общей европейской внешней политики и
политики в области безопасности. Однако
первое грозит рассогласованностью,
и зна-
чит возвращением потенциала конфликтно-
сти между европейскими странами, а ко
второму варианту Европа в настоящий мо-
мент не готова институционально
.
Исследователи обычно занимают поляр-
ные позиции в оценке эффективности и
перспектив внешней политики ЕС. Скеп-
тики, такие как А. Тойе, считают, что недо-
статки процедурных механизмов ЕС кар-
динально снижают его внешнеполитичес-
кий потенциал
2
. Еврооптимисты, не воз-
ражая против этих в целом обоснованных
доводов, переводят рассуждения в пло-
скость обсуждения нормативной силы.
Иногда потенциалу европейской внешней
политики в этой области придается на-
столько гипертрофированное значение,
что Н. Точчи даже высказывает мысль о
том, что укрепление экономических и во-
енных рычагов могло бы даже ослабить
нормативное влияние ЕС
3
.
Ключевая проблема с попытками фор-
мирования общей европейской внешней
политики не связана с эффективностью
институтов или с привлекательностью цен-
ностей и норм. На протяжении последних
двух десятилетий как у отдельных стран,
так и у ЕС в целом отсутствовала прорабо-
танная повестка дня, которую они могли
бы предложить мировому сообществу.
Сдвиг, обозначившийся в последние не-
сколько лет, фундаментален. Налицо при-
знаки того, что Европа начинает формиро-
вать иерархию приоритетов в мировой по-
литике. Эволюция европейской политики
происходит в контексте глубоких общеми-
ровых трансформаций, заставляющих ме-
нять прежние представления о междуна-
2
AsleToje. The European Union as a Small Power.
After the Post-Cold War. Palgrave Macmillan
2011.
3
The European Union as a Normative Foreign Policy Actor. Working Document No. 281/January
2008. Nathalie Tocci, Hakim Darbouche, Michael Emerson, Sandra Fernandes, Ruth Hanau-Santini,
GerganaNoutcheva, Clara Portela. Centre for European Policy Studies, 2008. p. 31.
125
ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЩЕЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕС
родных отношениях. В отдельных сферах
можно наблюдать деполитизацию отноше-
ний и выход на первый план экономичес-
ких интересов. И наоборот, в вопросах
внутреннего законодательства, прав чело-
века, в сфере институционального дизай-
на, в энергетической сфере, в отношении
распространения технологий и торговли
стратегическими материалами, мы являем-
ся свидетелями растущей политизации.
Кроме того, нельзя не заметить, как сти-
рается грань между внутренней и внешней
политикой. О множественности каналов,
соединяющих общества писал еще в конце
1970-х годов Р. Кохейн [Keohane, Nye 1977].
В 2000-х годах эта тема эпизодически за-
трагивалась в различных исследованиях, в
основном в контексте развития глобализа-
ции и рассуждений об эрозии суверенитета
[Fregonese 2012; Held, McGrew et al. 1999].
Однако преодоление границы между внут-
ренним и внешним стоит рассматривать
скорее в связи с сохранением множествен-
ности центров принятия решений в глубо-
ко интегрированных сообществах, а также
с влиянием этого процесса на политику от-
дельных стран. «Пограничный» характер
приобрели: значительная часть экономи-
ческой повестки дня, миграционная поли-
тика, энергетическая сфера, проблема на-
циональных меньшинств и по большому
счету все то, что относится к копенгаген-
ским нормам демократии. В некоторых
случаях мы наблюдаем процесс смены
уровней, как это произошло с проблемати-
кой военной безопасности, которая у евро-
пейских стран с середины XX века «пере-
текает» на наднациональный уровень. Эти
вопросы сформировали новое общее изме-
рение европейской политики.
Экономический кризис ускорил развитие
этой тенденции, повысив значение вопро-
сов внутренней политики, особенно в тех
странах, которые столкнулись с наиболее
серьезными проблемами и в которых прави-
тельства оказались вынуждены в большей
степени прислушиваться к требованиям на-
селения. В ряде случаев уже можно наблю-
дать сопротивление национальных прави-
тельств европейским институтам, общим
правилам игры, конфронтационную поли-
тику в отношении соседей по Евросоюзу.
Например, заявление Н. Саркози о готов-
ности Франции покинуть Шенгенскую зону
в случае, если соответствующее соглашение
не будет реформировано, затрагивает погра-
ничную сферу внутренней и внешней поли-
тики, так же как и решение правительства
В. Орбана о введении фиксированного курса
швейцарского франка или принятие грече-
ским правительством программы жесткой
бюджетной экономии. Все эти вопросы, за-
трагивающие интересы других европейских
стран, уже не являются прерогативой дипло-
матических ведомств, а во все большей сте-
пени составляют сферу деятельности фи-
нансистов и юристов.
Важным симптомом смещения активно-
сти дипломатии становится статистика за-
рубежных визитов министров иностранных
дел. Так, например, шеф германского внеш-
неполитического ведомства Г. Вестер велле
значительно реже, чем его предшественни-
ки бывает в европейских столицах и значи-
тельно чаще за пределами ЕС. В 2010 г. он
совершил 9 зарубежных визитов в страны
ЕС и 16 за пределы Союза
4
. В 2011 г. офици-
альных визитов в евро пейские страны было
только 3. При этом наиболее важными для
европейских правительств по-прежнему
остаются «европейские» дела. Часть вопро-
сов, прежде отно сившихся к прерогативам
дипломати чес кого ведомства, решают те-
перь минис терства финансов, юстиции,
экономичес кого сотрудничества и развития,
внутренних дел и даже сельского хозяйства,
и вполне закономерно, что таким образом
главы дипломатических ведомств теряют
свои эксклюзивные прерогативы.
Расщепление дипломатической деятель-
ности коснулось не только крупнейших, но
и малых стран Европы. Показателен при-
мер Дании, в которой ответственность за
реализацию внешней политики поделена
4
По данным МИД Германии. См.: Federal foreign Minister Westerwelle. Selected travels. Chronology.
URL :http://www.auswaertiges-amt.de/EN/AAmt/BM-Reisen/Reisen-Chronik_node.html.
ДМИТРИЙ ОФИЦЕРОВ-БЕЛЬСКИЙ
126
между пятью министрами: иностранных
дел, торговли и инвестиций, европейских
дел, северного сотрудничества и сотрудни-
чества в сфере развития. Изменения струк-
туры и функций институтов отражают
усложнение содержания и обострение об-
суждаемых вопросов, в которые теперь
включается экономическая, социальная и
экологическая проблематика.
С точки зрения трансформации полити-
ческих возможностей ЕС и отдельных евро-
пейских стран эти изменения выглядят ско-
рее позитивно. Международные отношения
в Европе оказываются структури рованными
и организованными в соот ветствии с систе-
мой правил и процедур. Ее наличие позво-
ляет вывести часть противоречий, разделя-
ющих европейские страны, из сферы дип-
ломатии и урегулировать их посредством
законодательства Евро пей ско го Союза.
Обозначенное «расщепление» внешнеполи-
тической сферы снижает возможности
внешних игроков вести игру на противоре-
чиях европейских стран. Глав ный позитив-
ный эффект состоит в том, что, несмотря на
низкую эффективность процедур принятия
решений в ЕС, в многочисленных подобла-
стях, выделившихся из сферы внешнеполи-
тической деятельности, оказываются устра-
ненными жесткая конфронтация и «игра с
нулевой суммой». Страны уверены, что
пусть и с промед лением, но положительный
результат бу дет достигнут.
Вместе с тем в вопросах общей внешней
политики разница в интересах между ев ро-
пейскими странами по-прежнему со хра ня-
ется. Более того, они демонстрируют раз-
ную степень заинтересованности в ней.
Основной вопрос на сегодня состоит в
том, смогут ли наднациональные институ-
ты ЕС эффективно отстаивать европейские
интересы, которые к тому же до сих пор не
сформулированы внятно? При отсутствии
общих интересов по целому ряду проблем
международной политики для государств-
членов ЕС отсутствует оптимальное, при-
емлемое для всех решение. Активное учас-
тие малых стран в формировании внешне-
политического процесса грозит обернуться
торгом за частные преимущества. Фак ти-
ческое делегирование решения ряда вопро-
сов странам-лидерам ЕС, прежде всего
Франции и Германии, может повлечь спец-
ифическую версию «трагедии антиоб-
щин» – ситуации, в которой участники,
обладающие исключительными правами
на ограниченный ресурс, неоптимально
его расходуют. В обоих случаях встает во-
прос об эффективном использовании
внешнеполитических ресурсов Европы.
2
Несмотря на многообразие происходя-
щих изменений, содержание европейской
политики в настоящее время продолжают
определять франко-германская и амери-
канская оси, а также британская и россий-
ская политика на континенте. Правда до-
бавилось и новое содержание – отношения
национальных правительств и Брюсселя и,
конечно же, новый формат общения евро-
пейских держав с малыми странами.
В начале XXI века франко-германские
отношения неуклонно развивались в сто-
рону дальнейшего сближения. Страны де-
монстрировали единую позицию относи-
тельно американской операции в Ираке, их
руководство активно сотрудничало в воп-
росах реформирования европейского за-
конодательства и единой конституции.
Впоследст вии обе страны практически
синхронно пошли на углубление партнер-
ства с США. Сотрудничество А. Меркель и
Н. Саркози поначалу омрачалось недопо-
ниманием политиков, но затем переросло в
согласованный тандем, получивший шут-
ливое название «Меркози».
Согласие двух стран прежде держалось
не только на общности проблем и интере-
сов, но и на разделе сфер влияния в вопро-
сах внешней политики. Для Франции зоной
особых интересов традиционно была Аф-
рика, Средиземноморье и частично Ближ-
ний Восток, а для Германии (после оконча-
ния «холодной войны» и объединения стра-
ны) – отношения с Россией. По добным же
образом Польша и Швеция имели амбиции
на постсоветском пространстве, Испания –
в Латинской Аме рике, Великобритания –
среди стран Сод ру жества.