ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 111
Скачиваний: 1
Конвенция
о
физической защите ядерного материала
(Вена,
26 октября 1979 г.)
Государства - участники настоящей Конвенции, признавая право всех государств на развитие и применение атомной энергии в мирных целях и их законную заинтересованность в получении возможной пользы в результате применения атомной энергии в мирных целях, будучи убеждены в необходимости способствовать международному сотрудничеству в области применения атомной энергии в мирных целях, желая предотвратить потенциальную опасность в результате незаконного захвата и использования ядерного материала, будучи убеждены в том, что правонарушения в отношении ядерного материала являются предметом серьезного беспокойства и что существует острая необходимость в принятии соответствующих и эффективных мер, предусматривающих предотвращение и выявление таких правонарушений и наказание за них, сознавая необходимость международного сотрудничества в целях разработки, в соответствии с национальным законодательством каждого государства-участника и с настоящей Конвенцией, эффективных мер по физической защите ядерного материала, будучи убеждены в том, что настоящая Конвенция должна способствовать безопасному перемещению ядерного материала, подчеркивая также важность физической защиты ядерного материала при его использовании, хранении и перевозке внутри страны, признавая важность эффективной физической защиты ядерного материала, используемого для военных целей, и понимая, что такой материал находится и будет по-прежнему находиться под строгой защитой, согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для
целей настоящей Конвенции:
а) "ядерный
материал" означает плутоний, за
исключением плутония с концентрацией
изотопов, превышающей 80% по плутонию-238,
уран-233, уран, обогащенный изотопами
уран-235 или уран-233, уран, содержащий
смесь изотопов, встречающихся в природе
в форме, отличной от руды или рудных
остатков, и любой материал, содержащий
один из вышеназванных элементов или
более;
b) "уран, обогащенный изотопами
уран-235 или уран-233" означает уран,
содержащий изотопы уран-235 или уран-233
или оба изотопа в таком количестве, что
избыточный процент суммы этих изотопов
по сравнению с изотопом уран-238 выше,
чем процент изотопа уран-235 по сравнению
с изотопом уран-238, встречающимся в
природе;
c) "международная перевозка
ядерного материала" означает перевозку
партии ядерного материала любыми
транспортными средствами, которые
направляются за пределы территории
государства, откуда происходит груз,
начиная с его отправления с установки
отправителя в этом государстве и кончая
прибытием на установку получателя в
государстве конечного назначения.
Статья 2
1.
Настоящая Конвенция применяется к
ядерному материалу, используемому в
мирных целях и находящемуся в процессе
международной перевозки.
2. За
исключением статей 3 и 4 и пункта 3 статьи
5, настоящая Конвенция применяется также
к ядерному материалу, используемому в
мирных целях при использовании, хранении
и перевозке внутри государства.
3.
Помимо обязательств, специально
принимаемых на себя государствами-участниками
в статьях, охватываемых пунктом 2, в
отношении ядерного материала, используемого
в мирных целях при использовании,
хранении и перевозке внутри государства,
ничто в настоящей Конвенции не
истолковывается как затрагивающее
суверенные права государства в отношении
использования, хранения и перевозки
такого ядерного материала внутри
государства.
Статья 3
Каждое государство-участник в рамках своего национального законодательства и в соответствии с международным правом принимает надлежащие меры для обеспечения, по мере возможности, того, чтобы во время международной перевозки ядерный материал, находящийся в пределах его территории или на борту корабля или самолета, действующих под его юрисдикцией, если такой корабль или самолет участвует в перевозке в это государство или из него, защищался на уровнях, описанных в Приложении I.
Статья 4
1.
Каждое государство-участник не
экспортирует или не разрешает
экспортировать ядерный материал, если
это государство-участник не получило
гарантии в том, что такой материал во
время международной перевозки будет
защищен на уровнях, описанных в Приложении
I.
2. Каждое государство-участник не
импортирует или не разрешает импортировать
ядерный материал из какого-либо
государства, не являющегося участником
настоящей Конвенции, если государство-участник
не получило гарантии в том, что такой
материал во время международной перевозки
ядерного материала будет защищен на
уровнях, описанных в Приложении I.
3.
Государство-участник не разрешает
транзитный провоз по своей территории
ядерного материала по суше или по
внутренним водным путям или через свои
аэропорты или морские порты между
государствами, не являющимися участниками
настоящей Конвенции, если это
государство-участник не получило
гарантии в пределах возможного, что
такой материал будет защищен во время
международной перевозки на уровнях,
описанных в Приложении I.
4. Каждое
государство-участник применяет в рамках
своего национального законодательства
уровни физической защиты, описанные в
Приложении I, к ядерному материалу,
перевозка которого осуществляется из
одной части этого государства в другую
часть того же государства по международным
водам или по воздушному пространству.
5.
Государство-участник, ответственное
за получение гарантий в том, что ядерный
материал будет защищен на уровнях,
описанных в Приложении I, в соответствии
с вышеизложенными пунктами 1 - 3, определяет
и заблаговременно уведомляет государства,
через территории которых предполагается
транзитный провоз ядерного материала
по суше или по внутренним водным путям
или в чьи аэропорты или морские порты
предполагается заход с ядерным
материалом.
6. Ответственность за
получение гарантий, о которых говорится
в пункте 1, может по взаимному согласию
быть передана государству-участнику,
выступающему в перевозке в качестве
импортирующего государства.
7. Ничто
в настоящей статье не истолковывается
как каким-либо образом затрагивающее
территориальный суверенитет и юрисдикцию
государства, включая суверенитет и
юрисдикцию над его воздушным пространством
и территориальным морем.
Статья 5
1.
Государства-участники определяют свой
центральный орган и пункт связи,
ответственные за физическую защиту
ядерного материала и за согласованные
меры по возвращению и за ответные
действия в случае любого незаконного
перемещения, использования или изменения
ядерного материала или в случае реальной
угрозы такого действия, и информируют
об этом друг друга непосредственно или
с помощью Международного агентства по
атомной энергии.
2. В случае кражи,
захвата путем грабежа или какого-либо
другого незаконного захвата ядерного
материала или реальной угрозы таких
действий государства-участники в
соответствии со своим национальным
законодательством обеспечивают
максимальное сотрудничество и оказывают
помощь в возвращении и защите такого
материала любому государству, которое
обращается с подобной просьбой. В
частности:
а) государство-участник
принимает соответствующие меры к тому,
чтобы по возможности быстрее информировать
другие государства, которых, по его
мнению, это касается, относительно любой
кражи, захвата путем грабежа или другого
незаконного захвата ядерного материала
или реальной угрозы таких действий, а
также информировать, когда это необходимо,
международные организации;
b) когда
это необходимо, заинтересованные
государства-участники обмениваются
информацией друг с другом или с
международными организациями в целях
обеспечения защиты находящегося под
угрозой ядерного материала, проверки
целостности транспортного контейнера
или возвращения незаконно захваченного
ядерного материала и:
i) координируют
свои усилия по дипломатическим и другим
согласованным каналам;
ii) оказывают
помощь, если она запрашивается;
iii)
обеспечивают возврат похищенного или
пропавшего ядерного материала в
результате вышеупомянутых событий.
Способы
осуществления такого сотрудничества
определяются заинтересованными
государствами-участниками.
3.
Государства-участники надлежащим
образом сотрудничают и проводят
консультации друг с другом, непосредственно
или с помощью международной организации,
в целях получения рекомендаций
относительно организации, эксплуатации
и улучшения систем физической защиты
ядерного материала в процессе международной
перевозки.
Статья 6
1.
Государства-участники принимают
соответствующие меры, совместимые со
своим национальным законодательством,
для охраны секретности любой информации,
которую они получают от другого
государства-участника конфиденциально
в силу положений настоящей Конвенции
или в результате участия в деятельности,
проводимой в целях осуществления
настоящей Конвенции. Если государства-участники
предоставляют информацию международным
организациям конфиденциально, то
принимаются меры для обеспечения охраны
секретности такой информации.
2. По
условиям настоящей Конвенции от
государств-участников не требуется
предоставлять какую-либо информацию,
которую они не имеют права распространять
согласно национальному законодательству
или которая может поставить под угрозу
безопасность заинтересованного
государства или физическую защиту
ядерного материала.
Статья 7
1.
Преднамеренное совершение:
а) без
разрешения компетентных органов
действия, такого, как получение, владение,
использование, передача, видоизменение,
уничтожение или распыление ядерного
материала, которое влечет за собой или
может повлечь смерть любого лица или
причинить ему серьезное увечье, или
причинить существенный ущерб
собственности;
b) кражи ядерного
материала или его захвата путем
грабежа;
с) присвоения или получения
обманным путем ядерного материала;
d)
действия, которое представляет собой
требование путем угрозы силой или
применения силы или с помощью какой-либо
другой формы запугивания о выдаче
ядерного материала;
е) угрозы:
i)
использовать ядерный материал с целью
повлечь смерть любого лица или причинить
ему серьезное увечье, или причинить
значительный ущерб собственности,
или
ii) совершить правонарушение,
указанное в подпункте "b", с целью
вынудить физическое или юридическое
лицо, международную организацию или
государство совершить какое-либо
действие или воздержаться от него;
f)
попытки совершить какое-либо правонарушение,
указанное в подпунктах "a", "b"
или "с";
g) действия, такого, как
участие в каком-либо правонарушении,
указанном в подпунктах "а" -
"f",
является правонарушением,
наказуемым каждым государством-участником
в рамках своего национального
законодательства.
2. Каждое
государство-участник принимает
соответствующие меры наказания за
совершенные правонарушения, перечисленные
в настоящей статье, с учетом серьезности
этих правонарушений.
Статья 8
1.
Каждое государство-участник принимает
такие меры, какие могут оказаться
необходимыми для установления своей
юрисдикции в отношении правонарушений,
указанных в статье 7, в следующих
случаях:
а) когда правонарушение
совершено на территории этого государства
или на борту корабля или самолета,
зарегистрированных в этом государстве;
b)
когда предполагаемый правонарушитель
является гражданином этого государства.
2.
Каждое государство-участник принимает
также такие меры, какие могут оказаться
необходимыми для распространения его
юрисдикции на эти правонарушения в тех
случаях, когда предполагаемый
правонарушитель находится на его
территории и оно не выдает его в
соответствии со статьей 11 ни одному из
государств, упомянутых в пункте 1.
3.
Настоящая Конвенция не исключает любой
уголовной юрисдикции, осуществляемой
в соответствии с национальным
законодательством.
4. Кроме
государств-участников, упомянутых в
пунктах 1 и 2, каждое государство-участник
может, в соответствии с международным
правом, устанавливать свою юрисдикцию
в отношении правонарушений, изложенных
в статье 7, когда оно выступает в перевозке
ядерного материала в качестве
экспортирующего или импортирующего
государства.
Статья 9
Удостоверившись в наличии достаточных на то оснований, государство-участник, на территории которого находится предполагаемый правонарушитель, принимает надлежащие меры, включая заключение под стражу, в соответствии со своим национальным законодательством, для обеспечения его явки в суд или для обеспечения его выдачи. Государства, от которых требуется установление юрисдикции в соответствии со статьей 8, и, когда это необходимо, все другие заинтересованные государства незамедлительно информируются о мерах, принятых в соответствии с настоящей статьей.
Статья 10
Государство-участник, на территории которого находится предполагаемый правонарушитель, если оно не выдает его, без каких-либо исключений и неоправданных задержек передает дело своим компетентным органам в целях уголовного преследования путем судебного разбирательства в соответствии с законодательством этого государства.
Статья 11
1.
Правонарушения, перечисленные в статье
7, рассматриваются как правонарушения,
связанные с выдачей правонарушителей,
включенные в любое соглашение о выдаче,
существующее между государствами-участниками.
Государства-участники обязуются включать
эти правонарушения как правонарушения,
связанные с выдачей, во все последующие
соглашения о выдаче, которые будут
заключаться между ними.
2. Если
государство-участник, обусловливающее
выдачу правонарушителей существованием
такого соглашения, получает требование
о выдаче от другого государства-участника,
с которым оно не связано соглашением о
выдаче, оно может при желании рассматривать
данную Конвенцию в качестве юридической
основы для выдачи в связи с такими
нарушениями. На выдачу распространяются
другие положения, предусматриваемые
законодательством государства,
получившего требование.
3.
Государства-участники, не обусловливающие
выдачу правонарушителей существованием
соглашения, признают между собой
упомянутые правонарушения как
правонарушения, связанные с выдачей,
подпадающие под положения, предусматриваемые
законодательством государства,
получившего требование.
4. Каждое из
правонарушений рассматривается, в целях
выдачи, осуществляемой между
государствами-участниками, как
правонарушение, совершенное не только
в том месте, где оно произошло, но также
и на территории государств-участников,
от которых требуется применить свою
юрисдикцию в соответствии с пунктом 1
статьи 8.
Статья 12
Любому лицу, в отношении которого проводится судебное разбирательство в связи с любым из правонарушений, упомянутых в статье 7, гарантируется справедливое обращение на всех этапах судебного разбирательства.
Статья 13
1.
Государства-участники оказывают друг
другу максимальное содействие в связи
с уголовным судебным разбирательством,
предпринятым в отношении правонарушений,
упомянутых в статье 7, включая предоставление
имеющихся в их распоряжении доказательств,
необходимых для такого судебного
разбирательства. Во всех случаях
применяется законодательство государства,
получившего просьбу о содействии.
2.
Положения пункта 1 настоящей статьи не
затрагивают обязательств по любому
другому договору, двустороннему или
многостороннему, который регулирует
или будет регулировать, полностью или
частично, взаимную помощь по уголовным
делам.
Статья 14
1.
Каждое государство-участник информирует
депозитария о своих законах и
постановлениях, которые касаются
проведения в жизнь настоящей Конвенции.
Депозитарий периодически направляет
такую информацию всем государствам -
участникам настоящей Конвенции.
2.
Государство-участник, в котором против
предполагаемого правонарушителя начато
уголовное преследование, по мере
возможности в первую очередь уведомляет
об окончательном результате судебного
разбирательства непосредственно
заинтересованные государства.
Государство-участник сообщает также
об окончательном решении депозитарию,
который информирует все
государства-участники.
3. Если
правонарушение касается ядерного
материала, используемого в мирных целях
во время его использования, хранения
или перевозки внутри государства, а
предполагаемый правонарушитель и
ядерный материал остаются на территории
государства-участника, на которой было
совершено правонарушение, ничто в
настоящей Конвенции не будет истолковываться
как требование к государству-участнику
предоставлять информацию относительно
уголовного судебного разбирательства,
вытекающего из такого правонарушения.