ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 165

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

151

В.Н.  колотов

ближневосточного)  и  двух  готовящихся  (кавказского  и  среднеазиатского) 

сегментов евразийской дуги нестабильности, которые в апреле (Карабах) и 

июне (попытка организации вооружённых беспорядков в Казахстане) уже 

пытались активировать, нет существенных оснований рассчитывать на ско-

рую и долгую стабилизацию ситуации. 

В зону действия обозначенной выше системы дуг нестабильности попа-

дает и РФ, однако, несмотря на наличие серьёзных угроз, наша страна пока 

не имеет эффективной системы защиты от её комплексного деструктивного 

воздействия,  которое  включает  целый  набор  угроз  от  информационных  и 

идеологических до террористических и наркотических. 

В странах, которые попадают под жёсткое воздействие дуг нестабиль-

ности, происходят перевороты, а ведущие политики под жёстким давлени-

ем извне начинают менять маски, начиная метаться в поисках выбора той 

или иной стороны. Мы ещё не раз увидим смену масок у многих видных 

политических  фигур  вдоль  активных  участков  евразийской  системы  дуг 

нестабильности.

Помимо  разрыхления  региональных  подсистем  безопасности  описан-

ная выше система дуг одновременно торпедирует собственно евразийские 

интеграционные и инфраструктурные проекты (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, Один 

пояс — Один путь), при создании которых этот фактор, видимо, не был при-

нят во внимание на должном уровне. 

Выступая на пленарной сессии Восточного экономического форума 3   сен-

тября 2016 г., президент РФ В.В. Путин заявил, что РФ поддерживает «ини-

циативу компаний России, Японии, Республики Корея и Китая по созданию 

энергетического суперкольца, которое свяжет наши страны»

1

. В целом нуж-

ная странам СВА идея «энергетического суперкольца» угрожает «растопить» 

«вмёрзший» в архитектуру безопасности региона со времён «Холодной вой-

ны» восточноазиатский сегмент дуги нестабильности, который словно «пле-

тью» рассекает этот проект красной линией, протянувшейся от Курильских 

островов, через разделённую Корею и уходящую к Тайваньскому проливу и 

далее в Южно-Китайское море. Не сложно предположить, что этому проекту, 

если дело дойдёт до его реализации, будет оказано не менее серьёзное проти-

водействие, чем энергетическим проектам России в Европе или на Ближнем 

Востоке, которые по большому счету и стали основной причиной дестаби-

лизации как Украины, так и Сирии. Различные сегменты системы дуг неста-

бильности пересекают ключевые регионы Евразии именно для того, чтобы в 

случае необходимости торпедировать их интеграционные проекты.

Выступление  В.В.  Путина.  Восточный  экономический  форум.  URL:  http://www.kremlin.ru/events/

president/news/52808 (дата обращения: 20.09.2016).


background image

152

система дуг НестабильНости В еВразии и проблемы безопасНости рф

Геополитические  риски  такого  рода  должны  обязательно  учитываться 

при планировании жизненно важных энергетических и инфраструктурных 

программ. Однако бизнес в РФ как правило не учитывает геополитические 

угрозы при планировании своих проектов. 

Создание угроз чужими руками при использовании с различных направ-

лений в изобилии появившихся после «цветных революций» пешек на ев-

разийской шахматной доске будет препятствовать концентрации усилий на 

приоритетных проектах по обеспечению национальной безопасности и рас-

пылению скромных ресурсов, что, очевидно, должно оказывать влияние на 

эффективность  противодействия  существующим  угрозам.  Как  показывает 

практика, в наши дни в этой игре нет никаких правил и не стоит рассчиты-

вать на подписание юридически обязывающих документов, поскольку стра-

тегические  операции  в  области  безопасности  за  гранью  международного 

права зачастую проводятся чужими руками. 

Известно,  что  РФ  выступает  за  «равную  неделимую  безопасность  для 

всех».  На  70-й  сессии  ООН  В.В.  Путин  отметил,  что  «речь  должна  идти  о 

формировании пространства равной и неделимой безопасности, безопасно-

сти не для избранных, а для всех»

1

. В Евразии нет формального механизма 

обеспечения безопасности, но есть неформальный — система дуг нестабиль-

ности. Принцип его действия таков: обеспечение безопасности одних за счёт 

уязвимости других. При этом, чем больше уязвимы одни, тем в большей без-

опасности другие. С одной стороны, это порождает дефицит доверия и гонку 

вооружений, а с другой стороны, это объясняет почему, несмотря на высокий 

совокупный размер ВВП, у стран Евразии нет совокупного адекватного поли-

тического влияния на глобальном уровне. А когда региональные альянсы в об-

ласти безопасности управляются извне, то внешние игроки получают свободу 

рук в использовании стран региона в качестве пешек в своих геополитических 

проектах и не учитывают их жизненно важные интересы. 

Организация работы по системному парированию угроз нового типа воз-

можна только после чёткого и детального определения их основных парамет-

ров в нормативных документах. Рассмотрению отдельных аспектов системы 

вызовов безопасности РФ, которую мы в целом называем системой дуг не-

стабильности, посвящено несколько параграфов (12, 13, 17, 18, 21) «Стра-

тегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Пре-

зидента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683»

2

. В этом нормативном документе 

в частности совершенно справедливо отмечено, что угрозы национальной 

Выступление В.В. Путина. Мир без разделительных линий. URL: https://rg.ru/2015/10/27/putin-rech.

html (дата обращения: 20.09.2016).

Стратегия  национальной  безопасности  Российской  Федерации.  URL:  http://www.kremlin.ru/

supplement/424 (дата обращения: 20.09.2016).


background image

153

В.Н.  колотов

безопасности России носят «комплексный взаимосвязанный характер»

1

. Вот 

несколько характерных цитат. В пункте 13 указано, что «Процесс форми-

рования  новой  полицентричной  модели  мироустройства  сопровождается 

ростом глобальной и региональной нестабильности»

2

. В том же параграфе 

прописано, что «в борьбе за влияние на международной арене задействован 

весь  спектр  политических,  финансово-экономических  и  информационных 

инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб»

3

.

В пункте 14 подчёркнуты двойные стандарты, которые господствуют в 

Евразии  в  области  безопасности.  «В  Евро-атлантическом,  Евразийском  и 

Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и не-

делимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процес-

сы милитаризации и гонки вооружений»

4

.

В пункте 15 отмечено изменение баланса сил вдоль наших границ: «На-

ращивание  силового  потенциала  Организации  Североатлантического  до-

говора (НАТО) и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в 

нарушение  норм  международного  права,  активизация  военной  деятельно-

сти стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его воен-

ной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной 

безопасности»

5

.

В пункте 17 затронуты вопросы торпедирования неподконтрольных За-

паду интеграционных процессов: «Позиция Запада, направленная на проти-

водействие интеграционным процессам и создание очагов напряжённости в 

Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию россий-

ских национальных интересов»

6

. Здесь же обращено внимание на создание 

«долгосрочных очагов нестабильности» в непосредственной близости у гра-

ниц России и соседних с ней государств.

Пункт 18 посвящён организации государственных переворотов в поли-

тически ослабленных странах: «Практика свержения легитимных полити-

ческих режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности 

и конфликтов получает все более широкое распространение»

7

В  пункте   21  раскрываются  механизмы  мощного  информационно-

психологического  и  информационно-технологического  воздействия  на  на-

селение «спорных» стратегически важных регионов: «Все большее влияние 

на характер международной обстановки оказывает усиливающееся проти-

1   

Там же.

2   

Там же.

3   

Там же.

4   

Там же.

5   

Там же.

6   

Там же.

7   

Там же.


background image

154

система дуг НестабильНости В еВразии и проблемы безопасНости рф

воборство  в  глобальном  информационном  пространстве,  обусловленное 

стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуни-

кационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том 

числе путём манипулирования общественным сознанием и фальсификации 

истории»

1

.

Пункт 22 посвящён описанию криминальной деятельности, осуществля-

емой вдоль дестабилизированных регионов: «Обостряются угрозы, связан-

ные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, нар-

которговлей и другими проявлениями транснациональной организованной 

преступности»

2

.

В стратегии Национальной безопасности РФ в целом, конечно, пра-

вильно прописаны основные параметры угроз национальной безопасно-

сти,  дан  многосторонний  анализ,  но  не  видно  синтеза.  Представляется 

аналитически продуктивным сложить разные части окружающей нас мо-

заики и увидеть общую картину — систему дуг нестабильности. Настала 

пора назвать основную угрозу и сконцентрировать усилия не только про-

тив  разрозненных  последствий  деструктивной  деятельности  её  отдель-

ных структурных элементов, но и нанести удар по той системе, которая 

их порождает. 

На нормативном уровне вполне адекватно прописаны лишь угрозы, по-

рождённые системой дуг нестабильности, но не сама система, которая их в 

значительной части генерирует. Однако, если главная угроза не прописана 

на нормативном уровне, то и работы по её парированию не ведутся. Поэ-

тому угрозы занимаются нами больше, чем мы угрозами, а должно быть 

наоборот. Противодействие угрозам, как правило, начинается только тог-

да, когда они уже созрели для нанесения открытого и мощного удара, а не 

когда их можно быстро и эффективно парировать. Существующая норма-

тивная база не позволяет «улавливать» их формирование в скрытой фазе. 

Для этого должна вестись эффективная аналитическая работа, в том числе 

и прогнозирование как уже существующих, так и пока только формирую-

щихся угроз. Пока что у РФ нет надёжной защиты от системы дуг неста-

бильности.

Комплексное противодействие системе дуг нестабильности — важней-

шая задача, которую лучше решать, используя не только свои ресурсы, но и 

возможности других стран Евразии, которые имеют схожие с нами нацио-

нальные интересы. На системный вызов должен быть системный ответ.

1   

Там же.

2   

Там же.


background image

В.Н.  колотов

Литература

Выступление  В.В.  Путина.  Восточный  экономический  форум. 

1. 

URL:  http://www.kremlin.ru/events/president/news/52808  (дата  обращения: 

20.09.2016).

Выступление  В.В.  Путина.  Мир  без  разделительных  линий.  URL: 

2. 

https://rg.ru/2015/10/27/putin-rech.html (дата обращения: 20.09.2016).

Карта: «Евразийская дуга нестабильности в 2013 г.» Евразийская дуга 

3. 

нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии 

до Северной Африки. Коллективная монография / отв. ред. В.Н. Колотов. — 

СПб.: НП-Принт, 2013.

Керри  заявил,  что  Россия  «может  увидеть  в  Сирии  свои  падающие 

4. 

самолёты».  URL:  https://topwar.ru/83419-kerri-zayavil-chto-rossiya-mozhet-

uvidet-v-sirii-svoi-padayuschie-samolety.html (дата обращения: 20.09.2016).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL: 

5. 

http://www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 20.09.2016).