ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
151
В.Н. колотов
ближневосточного) и двух готовящихся (кавказского и среднеазиатского)
сегментов евразийской дуги нестабильности, которые в апреле (Карабах) и
июне (попытка организации вооружённых беспорядков в Казахстане) уже
пытались активировать, нет существенных оснований рассчитывать на ско-
рую и долгую стабилизацию ситуации.
В зону действия обозначенной выше системы дуг нестабильности попа-
дает и РФ, однако, несмотря на наличие серьёзных угроз, наша страна пока
не имеет эффективной системы защиты от её комплексного деструктивного
воздействия, которое включает целый набор угроз от информационных и
идеологических до террористических и наркотических.
В странах, которые попадают под жёсткое воздействие дуг нестабиль-
ности, происходят перевороты, а ведущие политики под жёстким давлени-
ем извне начинают менять маски, начиная метаться в поисках выбора той
или иной стороны. Мы ещё не раз увидим смену масок у многих видных
политических фигур вдоль активных участков евразийской системы дуг
нестабильности.
Помимо разрыхления региональных подсистем безопасности описан-
ная выше система дуг одновременно торпедирует собственно евразийские
интеграционные и инфраструктурные проекты (ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, Один
пояс — Один путь), при создании которых этот фактор, видимо, не был при-
нят во внимание на должном уровне.
Выступая на пленарной сессии Восточного экономического форума 3 сен-
тября 2016 г., президент РФ В.В. Путин заявил, что РФ поддерживает «ини-
циативу компаний России, Японии, Республики Корея и Китая по созданию
энергетического суперкольца, которое свяжет наши страны»
1
. В целом нуж-
ная странам СВА идея «энергетического суперкольца» угрожает «растопить»
«вмёрзший» в архитектуру безопасности региона со времён «Холодной вой-
ны» восточноазиатский сегмент дуги нестабильности, который словно «пле-
тью» рассекает этот проект красной линией, протянувшейся от Курильских
островов, через разделённую Корею и уходящую к Тайваньскому проливу и
далее в Южно-Китайское море. Не сложно предположить, что этому проекту,
если дело дойдёт до его реализации, будет оказано не менее серьёзное проти-
водействие, чем энергетическим проектам России в Европе или на Ближнем
Востоке, которые по большому счету и стали основной причиной дестаби-
лизации как Украины, так и Сирии. Различные сегменты системы дуг неста-
бильности пересекают ключевые регионы Евразии именно для того, чтобы в
случае необходимости торпедировать их интеграционные проекты.
1
Выступление В.В. Путина. Восточный экономический форум. URL: http://www.kremlin.ru/events/
president/news/52808 (дата обращения: 20.09.2016).
152
система дуг НестабильНости В еВразии и проблемы безопасНости рф
Геополитические риски такого рода должны обязательно учитываться
при планировании жизненно важных энергетических и инфраструктурных
программ. Однако бизнес в РФ как правило не учитывает геополитические
угрозы при планировании своих проектов.
Создание угроз чужими руками при использовании с различных направ-
лений в изобилии появившихся после «цветных революций» пешек на ев-
разийской шахматной доске будет препятствовать концентрации усилий на
приоритетных проектах по обеспечению национальной безопасности и рас-
пылению скромных ресурсов, что, очевидно, должно оказывать влияние на
эффективность противодействия существующим угрозам. Как показывает
практика, в наши дни в этой игре нет никаких правил и не стоит рассчиты-
вать на подписание юридически обязывающих документов, поскольку стра-
тегические операции в области безопасности за гранью международного
права зачастую проводятся чужими руками.
Известно, что РФ выступает за «равную неделимую безопасность для
всех». На 70-й сессии ООН В.В. Путин отметил, что «речь должна идти о
формировании пространства равной и неделимой безопасности, безопасно-
сти не для избранных, а для всех»
1
. В Евразии нет формального механизма
обеспечения безопасности, но есть неформальный — система дуг нестабиль-
ности. Принцип его действия таков: обеспечение безопасности одних за счёт
уязвимости других. При этом, чем больше уязвимы одни, тем в большей без-
опасности другие. С одной стороны, это порождает дефицит доверия и гонку
вооружений, а с другой стороны, это объясняет почему, несмотря на высокий
совокупный размер ВВП, у стран Евразии нет совокупного адекватного поли-
тического влияния на глобальном уровне. А когда региональные альянсы в об-
ласти безопасности управляются извне, то внешние игроки получают свободу
рук в использовании стран региона в качестве пешек в своих геополитических
проектах и не учитывают их жизненно важные интересы.
Организация работы по системному парированию угроз нового типа воз-
можна только после чёткого и детального определения их основных парамет-
ров в нормативных документах. Рассмотрению отдельных аспектов системы
вызовов безопасности РФ, которую мы в целом называем системой дуг не-
стабильности, посвящено несколько параграфов (12, 13, 17, 18, 21) «Стра-
тегии национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Пре-
зидента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683»
2
. В этом нормативном документе
в частности совершенно справедливо отмечено, что угрозы национальной
1
Выступление В.В. Путина. Мир без разделительных линий. URL: https://rg.ru/2015/10/27/putin-rech.
html (дата обращения: 20.09.2016).
2
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/
supplement/424 (дата обращения: 20.09.2016).
153
В.Н. колотов
безопасности России носят «комплексный взаимосвязанный характер»
1
. Вот
несколько характерных цитат. В пункте 13 указано, что «Процесс форми-
рования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается
ростом глобальной и региональной нестабильности»
2
. В том же параграфе
прописано, что «в борьбе за влияние на международной арене задействован
весь спектр политических, финансово-экономических и информационных
инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб»
3
.
В пункте 14 подчёркнуты двойные стандарты, которые господствуют в
Евразии в области безопасности. «В Евро-атлантическом, Евразийском и
Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и не-
делимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процес-
сы милитаризации и гонки вооружений»
4
.
В пункте 15 отмечено изменение баланса сил вдоль наших границ: «На-
ращивание силового потенциала Организации Североатлантического до-
говора (НАТО) и наделение её глобальными функциями, реализуемыми в
нарушение норм международного права, активизация военной деятельно-
сти стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его воен-
ной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной
безопасности»
5
.
В пункте 17 затронуты вопросы торпедирования неподконтрольных За-
паду интеграционных процессов: «Позиция Запада, направленная на проти-
водействие интеграционным процессам и создание очагов напряжённости в
Евразийском регионе, оказывает негативное влияние на реализацию россий-
ских национальных интересов»
6
. Здесь же обращено внимание на создание
«долгосрочных очагов нестабильности» в непосредственной близости у гра-
ниц России и соседних с ней государств.
Пункт 18 посвящён организации государственных переворотов в поли-
тически ослабленных странах: «Практика свержения легитимных полити-
ческих режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности
и конфликтов получает все более широкое распространение»
7
.
В пункте 21 раскрываются механизмы мощного информационно-
психологического и информационно-технологического воздействия на на-
селение «спорных» стратегически важных регионов: «Все большее влияние
на характер международной обстановки оказывает усиливающееся проти-
1
Там же.
2
Там же.
3
Там же.
4
Там же.
5
Там же.
6
Там же.
7
Там же.
154
система дуг НестабильНости В еВразии и проблемы безопасНости рф
воборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное
стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуни-
кационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том
числе путём манипулирования общественным сознанием и фальсификации
истории»
1
.
Пункт 22 посвящён описанию криминальной деятельности, осуществля-
емой вдоль дестабилизированных регионов: «Обостряются угрозы, связан-
ные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, нар-
которговлей и другими проявлениями транснациональной организованной
преступности»
2
.
В стратегии Национальной безопасности РФ в целом, конечно, пра-
вильно прописаны основные параметры угроз национальной безопасно-
сти, дан многосторонний анализ, но не видно синтеза. Представляется
аналитически продуктивным сложить разные части окружающей нас мо-
заики и увидеть общую картину — систему дуг нестабильности. Настала
пора назвать основную угрозу и сконцентрировать усилия не только про-
тив разрозненных последствий деструктивной деятельности её отдель-
ных структурных элементов, но и нанести удар по той системе, которая
их порождает.
На нормативном уровне вполне адекватно прописаны лишь угрозы, по-
рождённые системой дуг нестабильности, но не сама система, которая их в
значительной части генерирует. Однако, если главная угроза не прописана
на нормативном уровне, то и работы по её парированию не ведутся. Поэ-
тому угрозы занимаются нами больше, чем мы угрозами, а должно быть
наоборот. Противодействие угрозам, как правило, начинается только тог-
да, когда они уже созрели для нанесения открытого и мощного удара, а не
когда их можно быстро и эффективно парировать. Существующая норма-
тивная база не позволяет «улавливать» их формирование в скрытой фазе.
Для этого должна вестись эффективная аналитическая работа, в том числе
и прогнозирование как уже существующих, так и пока только формирую-
щихся угроз. Пока что у РФ нет надёжной защиты от системы дуг неста-
бильности.
Комплексное противодействие системе дуг нестабильности — важней-
шая задача, которую лучше решать, используя не только свои ресурсы, но и
возможности других стран Евразии, которые имеют схожие с нами нацио-
нальные интересы. На системный вызов должен быть системный ответ.
1
Там же.
2
Там же.
В.Н. колотов
Литература
Выступление В.В. Путина. Восточный экономический форум.
1.
URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/52808 (дата обращения:
20.09.2016).
Выступление В.В. Путина. Мир без разделительных линий. URL:
2.
https://rg.ru/2015/10/27/putin-rech.html (дата обращения: 20.09.2016).
Карта: «Евразийская дуга нестабильности в 2013 г.» Евразийская дуга
3.
нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии
до Северной Африки. Коллективная монография / отв. ред. В.Н. Колотов. —
СПб.: НП-Принт, 2013.
Керри заявил, что Россия «может увидеть в Сирии свои падающие
4.
самолёты». URL: https://topwar.ru/83419-kerri-zayavil-chto-rossiya-mozhet-
uvidet-v-sirii-svoi-padayuschie-samolety.html (дата обращения: 20.09.2016).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. URL:
5.
http://www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 20.09.2016).