Файл: Взаимодействие государства и высшей школы в решении социально-экономических проблем.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность данной темы связана с несколькими аспектами. С эволюцией человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность образования. Глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и содержания самого образования.
Образование играет огромную роль в жизни индивида и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного наследия происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование даёт человеку более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать специалистом в той или иной области. Благодаря образованию в жизни индивида происходят социализация и инкультурация. Именно поэтому решение социально – экономических проблем при взаимодействии государства и высшей школы имеет столь актуальный характер.
Взаимодействие государства и высшей школы в решении социально-экономических проблем.
В современном мире главным конкурентным преимуществом высокоразвитой страны является ее человеческий потенциал, а развитие общественного интеллекта становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. При этом образование играет роль основного механизма воспроизводства науки, технологий и культуры в целом. Ведущую роль в национальных образовательных системах играет высшая школа, выполняющая функции источника новых знаний и качественных людских ресурсов, важного элемента инновационного потенциала общества, опорной базы информационных систем получения, хранения и передачи знаний, решающего фактора развития других уровней образования. Университеты играют все более заметную роль и в разработке современных гуманитарных и производственных технологий, выполнении научно обоснованных технических и социокультурных проектов.
Образованность населения, масштабы и традиции системы образования в России в значительной степени обеспечивают ее конкурентоспособность с развитыми странами. В условиях имевшихся проблем с поддержанием оборонной мощи, роста сырьевой составляющей в экономике, отставания в технологическом и информационном развитии именно кластер «образование—наука—культура» до сих пор являлся одним из веских оснований для признания ее в числе передовых стран мира.
Потенциал российской высшей школы позволил ей выстоять в трудные годы реформ 90-х гг. прошлого века и, несмотря на обилие нерешенных проблем и кризисных проявлений, сохранить возможности для развития и перейти от периода «выживания» к этапу конструктивной модернизации. Предпосылками успешной модернизации в соответствии с требованиями современного развития общества, мировыми тенденциями и с учетом национальной специфики являются:
• высокий уровень развития педагогической науки, сформированность психологопедагогического сообщества и его взаимодействие с представителями смежных наук, гуманистический характер и практико-ориентированность российской образовательной мысли, ее направленность на обеспечение единства обучения и воспитания, успешность многих российских образовательных традиций;
• развитость научных исследований в высшей школе, успешная методология подготовки научных кадров, наличие и развитие оправдавших себя форм интеграции учебного и научного процессов;
• наличие в российских вузах реализованных удачных инноваций содержательного, методического и организационного характера, а также принципиальная возможность диссиминации лучших практик с помощью государственных целевых программ и системы повышения квалификации университетских менеджеров и педагогов; • опыт динамично развивающихся авторитетных вузов, которые стали современными учебно-научно-инновационными комплексами, реализующими образовательный процесс на основе интеграции образования и науки, применяющими эффективное управление на базе систем менеджмента качества, имеющие сильные научно-педагогические школы, необходимую материальную базу, высокую степень международной интеграции и авторитет в мировом образовательном сообществе.
Комплекс реализуемых мер по модернизации высшей школы России связан с существованием и обусловлен необходимостью решения ряда ключевых проблем, в числе которых:
• несоответствие существующего законодательства целям развития высшего образования в условиях рыночной экономики, наличие ограничений в использовании внебюджетных средств, в реализации эффективных форм интеграции с наукой и производством, развитии инновационной деятельности и защиты интеллектуальной собственности;
• недостаточная гибкость образовательных программ в соответствии с реальными потребностями рынка труда, неразвитость активных форм обучения с целью формирования необходимых компетенций выпускников для решения практических задач в сфере профессиональной деятельности;
• отсутствие соответствия структуры образовательных учреждений и номенклатуры специальностей потребностям развития экономики и социальной сферы, ведомственная разобщенность вузов с подчинением министерствам и ведомствам, неконтролируемый рост числа негосударственных вузов, а также периферийных подразделений (филиалов и представительств) в регионах страны;
• несформированность эффективных систем управления и оценки качества подготовки специалистов как в системе образования, так и вне ее с оценкой компетенций выпускников со стороны работодателей;
• снижение качества профессорскопреподавательского состава, отток молодых перспективных кадров за рубеж и в другие сферы деятельности, высокий средний возраст (около 60% профессоров старше 60 лет), большое число преподавателей, работающих по совместительству (с 1995 г. при росте числа студентов в 2,3 раза постоянный преподавательский состав вузов увеличился только на 20%);
• недостаточное обеспечение вузов современным учебно-лабораторным и научным оборудованием, особенно по естественнонаучным и технологическим направлениям, где только около 40% вузов имеют удовлетворительное материально-техническое оснащение;
• наличие существенных административных ограничений в академической и финансово-хозяйственной деятельности, препятствующих становлению эффективного университетского менеджмента, стратегическому планированию и обеспечению развития вузов хотя бы на среднесрочную перспективу;
• низкая ресурсная обеспеченность высшего образования, по паритету покупательной способности в 10–15 раз уступающая достигнутой в странах — мировых лидерах в этой сфере.
В чем же причина существования указанных выше кризисных проявлений в российской высшей школе и неэффективность предпринимавшихся мер по ее модернизации? Очевидно, что многие проблемы порождены необходимостью перехода от функционирования при плановой социалистической экономике к деятельности в условиях рынка труда и образовательных услуг, резким (до 10 раз за 10 лет) снижением бюджетного ресурсного обеспечения, кризисным состоянием экономики и сокращением потребности в высококвалифицированных кадрах и научных разработках.
Наряду с этим, программные меры по модернизации высшего образования, содержавшиеся в Концепции модернизации российского образования, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2001 г., носили весьма ограниченный и несистемный характер. Исходя из убеждения в консервативности вузовского сообщества, эта программа модернизации формировалась узким кругом лиц, принималась в административном порядке, новые идеи и меры не рождались в условиях, делающих их очевидными и понятными для коллективных и индивидуальных субъектов предлагаемой социальной инновации. Отрицательным фоном послужило также фискальное наступление на экономические свободы и льготы вузов, обусловленное принятием гражданского, бюджетного, налогового кодексов и ряда подзаконных актов.
Недостатком программных документов по развитию высшего образования в стране было неполное соответствие провозглашаемых идей и целей с приоритетными действиями по их реализации, поскольку определение стратегических направлений модернизации не было обеспечено соответствующей институциональной структурой для выработки научно обоснованных решений и объективной государственно-общественной экспертизы результатов. Формирование программы преобразований, в значительной степени, было монополизировано специалистами в области экономики образования, ключевые представления которых базируются на концепции потребительского рынка образовательных услуг.
В результате осуществлявшаяся программа модернизации в отношении высшей школы, в основном, предусматривала организационно-экономические меры: единый государственный экзамен в сочетании с государственными именными финансовыми обязательствами, изменение организационноправовой формы вузов как хозяйствующих субъектов, конкурсное распределение госзаказа на подготовку специалистов и соответствующих ресурсов, многоканальное финансирование с участием регионов и потребителей образовательных услуг, адресную социальную поддержку обучаемых через займы или субсидии. Поскольку эти мероприятия уже находятся в стадии апробации, анализ результатов проводимых экспериментов, объективная оценка и учет последствий их широкого распространения, безусловно, должны учитываться при разработке стратегии преобразований как в системе в целом, так и в конкретных образовательных учреждениях.
В широком плане стратегия развития высшего образования должна формироваться, не только исходя из представления о нем как о производителе образовательных и иных услуг. Систему высшей школы необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий, информации. В научно-образовательном процессе реализуются не только отношения «производитель — потребитель услуги», но и отношения профессионального сотрудничества, результатом которого являются новый уровень профессиональной компетентности участников, а также целый шлейф общественно значимых интеллектуальных продуктов и воздействий. Рассматривая сферу высшего образования как совокупную образовательную деятельность, протекающую в специализированной творческой среде, в систему приоритетов, наряду с экономическими отношениями, обязательно следует включать в их взаимосвязи проблемы содержания образования (гуманизация, фундаментализация, межпредметность, интегративность, креативность); совершенствования педагогических, в том числе информационных технологий; развития научной и инновационной деятельности; гармонизации отношений вузов с обществом и государством; демократизации внутривузовской жизни; структурных изменений и институциональных преобразований; эффективного менеджмента; активного международного сотрудничества.
Осознанию серьезных недостатков первоначально сформулированной программы модернизации и официальному признанию необходимости ее существенного дополнения мерами по совершенствованию содержания и структуры образовательных программ, педагогических технологий, менеджмента качества образовательного процесса, институциональных преобразований способствовали два обстоятельства.
Во-первых, прошедшая в 2004 г. административная реформа привела к реорганизации органов управления образованием: создано объединенное Министерство образования и науки с задачами определения и проведения образовательной политики, функции же оперативного управления и ресурсного обеспечения переданы Федеральному агентству по образованию, задачи контроля качества возложены на новую Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
В этих условиях необходимость формирования образовательной политики (а не только разрозненного набора мер по модернизации) обусловила значительное расширение спектра рассматриваемых проблем и соответствующих мер законодательного, содержательного и организационно-экономического характера, как существенно дополняющих предыдущую программу модернизации образования, так и, в ряде случаев, меняющих первоначальные замыслы.
Во-вторых, присоединение России в 2003 г. к Болонскому процессу и принятие на себя обязательств провести необходимые преобразования в контексте европейской интеграции также сделало более осмысленными реформаторские преобразования. В образовательном сообществе признаются как цели Болонского процесса (сравнимость и признание дипломов и квалификаций, обеспечение мобильности студентов и персонала, рост автономии и конкурентоспособности за счет интеграции интеллектуального потенциала), методы их достижения (многоуровневая архитектура степеней, компетентностный подход и активные формы образовательного процесса, применение кредитной системы, интеграция образовательной, научной и инновационной деятельности, создание адекватных процедур оценки качества и аккредитации, европейское приложение к диплому).
В настоящее время значение образования и науки как ключевых факторов развития страны признано на уровне целого ряда основополагающих государственных документов. В декабре 2004 г. Правительством Российской Федерации утверждены «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», в числе которых центральное место занимали «повышение качества профессионального образования», «развитие современной системы непрерывного профессионального образования» и «повышение инвестиционной привлекательности сферы образования». С целью достижения этих приоритетов был сформирован и ресурсно поддерживался комплекс мероприятий, конкретизировавший задачи по совершенствованию содержания и технологий образования, структуры образовательной системы, организационно-финансовых механизмов и законодательной базы сферы образования, а также по укреплению связей образования, науки, производства и рынка труда.