Файл: Взаимодействие государства и высшей школы в решении социально-экономических проблем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, характеризуя современный этап модернизации высшей школы России, правомерно считать его самым радикальным в новейшей истории российского высшего образования. Преобразования, обусловленные адаптацией к коренным образом изменившимся социально-политическим и экономическим условиям, далеко не полностью определяют его сущность. Даже революция 1917 г., существенно изменив классовый состав обучаемых и введя плановые начала в подготовку кадров, в основном сохранила концептуальные основы учебного процесса, эволюционировавшего в соответствии с развитием науки и технологий в ХХ в. Современная российская ситуация обусловила, во-первых, необходимость системных преобразований педагогического характера, во-вторых, необходимость кардинального повышения роли вузов как центров инновационной активности в формирующейся глобальной экономике знаний. Формальным выражением современной образовательной политики являются упоминавшиеся выше «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», Комплекс мероприятий по их реализации до 2010 г., а также Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг. как организационная основа государственной политики в сфере образования. Эта программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих преобразования в структуре, содержании и технологиях образования, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах. Оставаясь по существу ситуативной, т. е. предназначенной для решения конкретных проблем образования в определенной экономической и политической ситуации в ограниченной временной перспективе, реализуемая образовательная политика приобрела несомненное достоинство — направленность на диверсификацию системы образования с целью удовлетворения запросов как общества и государства, так и интересов и потребностей личности. В значительной степени формирование такого характера образовательной политики явилось результатом состоявшегося сложного диалога властных структур и академического сообщества, в ряде случаев — итогом достигнутых компромиссов. Уникальным проявлением государственного воздействия на современные преобразования в сфере высшего образования является реализуемый в 2006–2009 гг. приоритетный национальный проект «Образование», в рамках которого апробируется модель создания региональных учебно-научно-инновационных комплексов мирового уровня и реализуется приоритетная государственная поддержка университетов, активно внедряющих инновационные образовательные программы. При этом принципы Болонского процесса выступают в качестве достаточно универсальных инструментов повышения конкурентоспособности и международной интеграции, адекватных современным условиям информационного общества и глобализации.


Сохранившийся до настоящего времени в массовом образовании «знаниевый» подход, реализуемый в традиционной лекционносеминарской форме и ориентированный на достигнутый уровень развития наук и освоение существующих технологий, принципиально не отвечает требованиям динамичного постиндустриального общества. Переход к деятельностной парадигме образовательного процесса и широкому использованию информационно-коммуникационных технологий, необходимость встраивания высшей школы в систему непрерывного образования и глобальные образовательные сети определяют задачи кардинальной педагогической модернизации российского высшего образования и содержание инноваций образовательного характера.

Особенностью приоритетного национального проекта в сфере высшего образования является творческий характер участвующих в конкурсном отборе инновационных вузовских программ, содержание и структура которых определялись самими университетами, исходя из приоритетов их стратегического развития. Анализ показывает, что выбранные вузами направления инновационных преобразований, в основном, соответствуют как мировым и европейским тенденциям, так и приоритетным направлениям развития российского высшего образования.

Наряду с безусловно актуальным для всех вузов решением проблемы коренной модернизации материально-технической базы, практически все инновационные программы предусматривают развитие гибкой уровневой подготовки с использованием модульного построения образовательных программ, системы зачётных единиц, эффективных методов менеджмента качества, активных технологий обучения в условиях энергично развиваемой современной информационной среды. На наш взгляд, важными критериями инновационности новых и модернизируемых образовательных программ также является их ориентация на приоритетные направления развития науки, техники и технологий, обеспечение их соответствия реальным потребностям рынка труда.

Ещё одной задачей современного этапа модернизации высшего образования является совершенствование содержания профессиональных образовательных программ с целью отражения как современных достижений, так и перспективных требований к компетенциям специалистов в конкретных, но достаточно широких областях профессиональной деятельности. Как важнейший элемент методического обеспечения образовательного процесса профессиональные образовательные программы должны основываться на требованиях соответствующих новых федеральных государственных образовательных стандартов, определяющих условия достижения необходимых компетенций выпускников и оценки их квалификаций. Инновационные научно-методические решения, полученные вузами в рамках приоритетного национального проекта, уже находят своё отражение в государственных стандартах нового поколения, и это является важным системным результатом национального проекта.


Мероприятия, направленные на комплексную реализацию различных инноваций в содержании образования, методиках, технологии и организации учебного процесса являются предметом мероприятий, реализуемых всеми вузами — участниками проекта. Инновационные преобразования в программных компонентах новых и модернизируемых учебно-методических комплексов заключаются в модульном построении основных и дополнительных образовательных программ, методах формирования и методиках оценки компетентностей обучаемых, а также в корректировке содержания теоретической и практической подготовки в соответствии с перспективными потребностями экономики и социальной сферы.

Важнейшими результатами совершенствования образовательных программ является разработка, методическое и материальнотехническое обеспечение новых специализаций и магистерских программ в рамках существующих направлений и специальностей. Примечательно, что такие программы являются результатом совместной работы со стратегическими партнёрами в системе государственного управления, профильных отраслях промышленности и социальной сферы.

Заслуживают внимания разрабатываемые в соответствии с потребностями наукоёмкого инженерного бизнеса новые образовательные программы МГТУ им. Н. Э. Баумана по направлению «Организация и управление наукоёмким производством» и по специальности «Менеджмент высоких технологий», а также МФТИ — «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций», которые являются результатом совместной работы с институтами РАН и научно-производственными структурами в сферах микроэлектроники, радиотехники, авиации, космической техники, в наукоёмких секторах оборонно-промышленного комплекса. С использованием новейших достижений в сфере прикладного использования информационно-коммуникационных технологий разработаны и реализуются новые практикоориентированные специализации, например, «Компьютерные технологии проектирования, конструирования и производства авиационных изделий» (СамГАУ), «Современные информационные технологии для исследования живых систем» и «Системное и прикладное программирование для многоядерных компьютерных систем» (ННГУ им. Н. И. Лобачевского). Разработка и реализация подобных программ предусматривает широкую межотраслевую мобильность в форме стажировок преподавателей в фирмах-партнёрах, привлечения практиков к проведению учебного процесса, длительных практик студентов. Анализ инновационных образовательных программ и материалов, отражающих ход их выполнения, показывает, что, наряду с вовлечением персонала в реальную инновационную деятельность в рамках приоритетного национального проекта «Образование», достаточно широко реализуется комплекс специальных мероприятий, направленных на формирование компетенций в сфере предметно-ориентированного инновационного менеджмента.


К числу значимых практических результатов, безусловно, следует отнести методические, программные и организационные решения в области использования информационно-коммуникационных технологий. В рамках всех инновационных программ решается задача формирования качественно новой высокоразвитой информационно-образовательной среды, необходимой для подготовки специалистов, обладающих современным уровнем информационно-коммуникационной компетентности, а также осуществления необходимых преобразований в информационном обеспечении учебной и исследовательской работы, управления учебно-научно-инновационными комплексами, в осуществлении связи с отечественным и мировым информационным образовательным пространством. Модели развития инновационной активности двух вузов — ННГУ и ПГУ имеют генеральной целью обеспечение потребностей экономики и социальной сферы в специалистах по всему спектру проблематики информационно-коммуникативных технологий. Отличительной чертой реализуемой программы в ННГУ является также широкомасштабное взаимодействие с ведущими мировыми компаниями в этой сфере. Реальным инновационным результатом выполнения всей совокупности проектов станет широкий спектр цифровых образовательных ресурсов и обеспечение свободного доступа к ним для отечественной системы высшего образования.

Направленность большинства инновационных образовательных программ классических и технических университетов на научное и кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники обусловила включение в комплекс решаемых задач выполнение образовательных проектов или специальных мероприятий по целенаправленному формированию у выпускников, а также персонала вузов и бизнес-партнёров базовых знаний инновационного менеджмента в сфере высоких технологий, управления жизненным циклом наукоёмкой продукции, маркетинга и коммерциализации результатов разработок. Наиболее системно эта работа проводится вузами, инновационные программы которых в качестве самостоятельных задач предусматривают методическое, научное и организационное обеспечение подготовки инновационных менеджеров путём реализации специализированных основных и дополнительных образовательных программ (МГТУ им. Н. Э. Баумана, МФТИ, МИЭТ, ТУСУР, ЛЭТИ, ННГУ, ТПУ), а также новых учебных курсов по тематике инновационной деятельности. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 10 Инновационные образовательные программы экономической и управленческой направленности (ГУ — ВШЭ, АНХ, МГИМО, РЭА им. Г. В. Плеханова) имеют выраженный клиенто-ориентированный характер и направлены на формирование компетенций, необходимых для эффективной работы в бизнесе и государственном управлении: комплексный анализ вариативной информации и социально-экономических процессов, проектные формы деятельности, владение современными методами фундаментальных и прикладных исследований в профессиональной сфере. Проекты этих вузов имеют результатом комплекс программ магистерского уровня и уровня МВА, разработанных с широким участием российских партнёров и международных организаций, компаний и вузов. При этом реализуется система мероприятий, относящихся к сфере использования информационно-коммуникационных технологий как в самом образовательном процессе (компьютерные симуляции, технологии Wi-Fi, дистанционные образовательные ресурсы, электронные базы данных, порталы и библиотечные системы), так и в государственном управлении, социальной сфере и бизнесе (обеспечение подготовки кадров по образовательным программам в области бизнес-информатики, систем бизнес-интеллекта, электронного бизнеса, интеллектуальных систем анализа бизнес-информации и т. п.).


Инновационные образовательные программы трёх участвующих в приоритетном национальном проекте педагогических вузов (МПГУ, РГПУ им. А. И. Герцена и МГППУ) имеют общей целью формирование актуальных компетенций педагогов, определяемых современными направлениями развития отечественной образовательной системы и процессами интеграции в европейское образовательное пространство, но отличаются существенным своеобразием. Программа МПГУ включает серьезный блок поддержки фундаментальных педагогических и естественнонаучных исследований как научной основы современной подготовки педагогов, программа МГППУ ориентирована на создание практико-ориентированных программ психологического образования в интересах различных сфер социальной практики (клиническая, социальная, экстремальная, военная, ювенальная юридическая психология, психология развития, этнопсихология и др.). РГПУ им. А. И. Герцена, уже являющийся признанным лидером в области содержания и эффективных технологий многоуровневого педагогического образования, решает более широкую задачу подготовки качественно новых специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере.

Кроме собственно образовательных инноваций, значимыми результатами вузовских проектов являются преобразования в научнотехнологической сфере, позволяющие существенно повысить уровень вовлечения персонала и студентов в инновационную деятельность, обеспечить актуализацию подготовки на основе интеграции обучения, научных исследований и реальной профессиональной практики. В рамках приоритетного проекта осуществлена существенная трансформация институциональной структуры вузов — участников, формируются элементы инновационной инфраструктуры с участием региональных органов власти и стратегических бизнес-партнёров. Создаваемая материальнотехническая и технологическая база инновационных подразделений в значительной степени формируется на условиях частно - государственного партнёрства и имеет, как правило, «двойное назначение»: учебный процесс и научно-инновационные разработки рыночного характера. Для повышения инновационного потенциала высшей школы большое значение имеет эффективное распространение лучших практик, используемых вузами — участниками проекта, для повышения их инновационной активности и инвестиционной привлекательности (центры компетенций, центры коллективного пользования, научно - образовательные центры, учебно-научные полигоны, бизнес-инкубаторы, технопарки, механизмы частно - государственного партнёрства, взаимодействие с технико-внедренческими зонами и др.).