Файл: Правопонимание, право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4. Психологическая теория права

Создателем оригинальной психологической теории права является Л. И. Петражицкий (рис. 4), один из выдающихся теоретиков права в России. Идеи этой теории получили признание не только в России, но и за рубежом, и продолжают оказывать определенное влияние на мировую юридическую науку.

Рис. 4. Лев Иосифович Петражицкий

Право в рамках психологической теории определяется Петражицким как явление человеческой индивидуальной психики. Социальный момент присутствует, но интерпретируется с точки зрения психологически-правовых переживаний в той мере, в которой в этих переживаниях присутствует социальный компонент. Автор различает право и нравственность. В сфере права, по Петражицкому, обязанности одних лиц четко соответствуют и зафиксированы за притязаниями других лиц. Такое разделение права и нравственности имеет огромное преимущество и достигает четкого и понятного разграничения между сферами без разрыва связи между ними и делая нужные акценты. Характерный пример: заповеди «не убей», «не укради» и другие получает то нравственный, то правовой характер в зависимости от того, толкуется ли она как неограниченное и неподдающееся четкому определению требование, или как требование, заключенное в строгие рамки. С правовой точки зрения «не убей» не исключает разрешения придания смерти в рамках самообороны, крайней необходимости, на войне и т.д. Из примера вытекает, что по Петражицкому наличие нравственного элемента неизменно предполагается, но в форме ограниченного некоторыми условиями.

Петражицкий попытался освободить понятие права от необходимой связи с государством, расширить источники положительного права до признания их неограниченности. Этот вопрос привел теоретика к другому вопросу: к вопросу об источнике «позитивности» в праве. В качестве примера он выделяет 18 типов нормативных фактов, среди которых:

  • прецедент несудебного характера,
  • признание,
  • соглашения,
  • программы и декларации.

Петражицкий настаивал на основополагающей равноценности всех «нормативных фактов». Положительное право дополняется широким применением «права интуитивного». Эта разновидность права играет прогрессивную и реакционную роль в зависимости от окружающей исторической обстановки.


Петражицкий классифицировал право следующим образом:

  • «право социального служения»; это право объединяет, организует, централизует, а также регламентирует внутреннюю жизнь всевозможных групп.
  • «лично-свободное» право; это право разъединяет, разграничивает и распределяет и действует не только между индивидуумами, но и между группами.

Исследования Петражицкого заинтересовали ученых и привлекли к проблемам нормативной природы и структуры правосознания и стали мотивом исследований в области юридической психологии.

Плюсами теории можно назвать акцент на психологических процессах, выступающих наряду с экономическими и политическими; повышение роли правосознания; признание источником права психику человека. Минусом называют слишком сильное отклонение в психологию, что приносит ущерб другим сторонам.

Интегративное правопонимание

    1. Возникновение отечественной интегративной теории

Термин «интегративное правопонимание» ввел в оборот в 1947 году американский профессор Джером Холл с целью сделать акцент на новизну такого понимания права. Однако по факту построение интегративных концепций началась существенно раньше, первые концепции возникли в России в конце XIX века и назывались синтетическими. Первые концепции такого рода появились как метод примирения имеющихся классических теорий, особенно находящиеся в остром противостоянии правовой позитивизм и доктрина естественного права.

Имена, связанные с интегративным правопониманием: П.Г. Виноградов, Кистяковский Б.А., Ященко А.С. Иногда говорят, что работы этих авторов представляют собой скорее формальное объединение разных теорий, а не их глубокий анализ и обобщение. В любом случае, главная заслуга перечисленных лиц состоит в том, что они сделали акцент на разработку проблемы, указали основные направления ее развития. Разработка интегративного правопонимания в отечественной науке прервалось в 1917 году в начале нового советского этапа развития России.


Рис. 5. П. Г. Виноградов, Б. А. Кистяковский, А. С. Ященко

    1. Развитие и распространение «интегративного правопонимания» в западной традиции права

Холл, автор понятия «интегративное правопонимание», признавал основой этой теории естественную концепцию права и хотел на ее основе объединить и другие теории права. Базой своих взглядов Холл считал понятие ценности, рассматриваемую как этическую категорию, ценности данной эпохи. Естественная концепция права представляется как совокупность этических ценностей. Норма права включает в себя этические принципы и поэтому является ценностью. Холл не противопоставляет естественное и позитивное право и считает, что разделение этих разновидностей права устраняет связь позитивизма с этическими ценностями. Любое течение, взятое отдельно, не отвечает требованиям времени. В итоге появляется концепция интегративной юриспруденции. Джером Холл определил право в рамках интегративного понимания права таки: «Право есть социальное поведение, выражающее нормы и подразумевающее ценности, отклонения от которых включая судебный процесс, причиняет вред, который предполагает и должен предполагать применение санкций».

Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин также внес вклад в историю развития этого типа правопонимания: он критикует традиционные его типы и считает, что единственным выходом из кризиса права является замена позитивистских конструкций системами морали и права.

В этой же теории права фигурирует имя Г.Дж. Бермана. Он рассматривает интегративное право как средство преодоления кризиса сегодняшнего правоведения, представленного философией, объединяющей три классические школы: правовой позитивизм, стественно-правовую теорию и историческую теорию права. Интегративная юриспруденция базируется на убеждении, что каждая из трех основных конкурирующих школ сделала акцент на одном из важных измерений права, исключив прочие, и что совмещение нескольких измерений в одном фокусе и возможно, и важно. Перечисленные три подхода необходимо примирить путем более широкого определения права, чем те, которые приняты в каждой теории в отдельности. Для этого нужно отказаться от утверждения собственного превосходства каждой из этих трех основных школ правоведения и согласиться с их взаимосвязью.


Рис. 6. Представители интегративного правопонимания в западной традиции: П. А. Сорокин и Г. Дж. Берман

Еще одно, не похожее на другие, понимание интегративного права разрабатывается профессором Ж.-Л. Бержелем (Франция): «Право как таковое является одновременно продуктам событий социального порядка и проявлений воли человека, явлением материальным и совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью, явлением исторического плана и нормативного порядка, комплексом внутренних волевых актов и актов подчинения внешнему, актов свободы и актов принуждения. Что касается различных проявлений права, они носят частичный характер и выражают в большей или меньшей степени то, что зависит от конкретной юридической системы: либо социальное устройство, либо моральные ценности, индивидуализм или коллективизм, власть или свободу…». То есть, Бержель дает понятие права как моральной и социальной систем, а также комплекса позитивных юридических правил.

Еще несколько фамилий в связке с этим типов правопонимания: К. Коссио, М. Реалс, Ст. Йоргенсон, Легаз-и-Лакамбра и другие.

    1. Современные отечественные интегративные теории

Условно можно выделить некоторых наиболее заметных отечественных авторов, разрабатывающих концепции правопонимания: В.С Нерсесянц, А.В. Поляков, И.Л Честнов, Р.З Лившиц, В.Л. Лазарев В.К. Бабаев, Л.И. Спиридов, Г.В. Мальцев и др. Рассмотрим основные тезисы данных авторов.

В.С. Нерсесянц разрабатывал либертарно-юридический подход, в сущности, относящийся к интегративному. Он исходит из разграничения права и закона, причем под правом имеет в виду бытие и нормативное выражение принципа формального равенства. При этом идея формального равенства интерпретируется в рамках либертарно-юридического подхода как совокупность трех основных элементов правовой формы:

1. Абстрактно-формальной всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры;

2. Свободы;

3. Справедливости.

Такой подход предполагает все вероятные формы соотношения права и закона – от разрыва и противостояния между ними до их совпадения. Либертарно-юридический подход отвергает как крайности сведение права к закону и разделение права на естественное и позитивное. При этом он признает и учитывает особенно значимые положения и позитивистских учений, и учений естественно-правовой теории.


Еще один сторонник интегративного правопонимания - В. Г. Графский. Графский заявляет о необходимости и возможности интеграции концепций правопонимания и аналогично Нерсесянцу признает значимость разрешения неоднозначных вопросов.

Интегративному правопониманию также уделяет внимание И. Л. Честнов. В своих работах он рассматривает концепции правопонимания Бержеля, Бермана и Графского и приходит к выводу, что:

  • объединение имеющихся школ вряд ли может привести к появлению новой сути правопонимания, потому что все эти школы вышли из индустриального общества, а социокультурный контекст последнего не способствует возникновению в нем чего-то нового.
  • в изученных им подходах не видно четкого решения, как эту интеграцию можно осуществить: соединить все лучшее, что есть у позитивизма, натурализма, и исторической школы права или снять и разрешить традиционные вопросы и темы между ними.

Честнов считает, что для создания интеграции концепций права в эпоху не индустриального общества нужно рассматривать право как диалогическое явление, которое распадается на противоположные моменты (должное и сущее, материальное и идеальное, общее и особенное и т.д.). И эти моменты обуславливают друг друга, переходят в друг друга.

Широкую известность также получила коммуникативная концепция права А. В. Полякова. Поляков находит определенную важность правоведения в поиске путей создания нового, интегрального типа правопонимания, возникающего на базе диалога существующих школ и течений в современном мировом правоведении. Такой подход предполагает подтверждение таких выводов как:

  • Право как феномен не существует вне социального субъекта и вне социального взаимодействия.
  • Такое межсубьектное взаимодействие, существующее посредством легитимных текстов, всегда является особенным коммуникативным поведением, субъекты которого обладают взаимнообусловленными правомочиями и обязанностями.
  • Право представляет собой синергийную коммуникативную систему.

Таким образом, концепция Полякова является абстрактной. Он не предлагает создание единственно верной и четкой теории права, пригодной на все времена и находящейся вне определенных социокультурных рамок. Таким образом, концепция Полякова скорее ставит вопросы, нежели отвечает на них. Однако автор видит эту особенность в своей теории и говорит, что в ней «речь … идет лишь о векторе развития правовой мысли к началу нового тысячелетия, и история XX века подтверждает, что это направление остается главным».