Файл: Архитектура Средневековья. Система выразительных средств византийской живописи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Средневековой принято считать архитектуру Европы IX—XVI веков. В период времени от развала Римской империи до становления культуры и архитектуры Ренессанса Европа была самым динамично развивающимся местом жизни человека в мире, поэтому эталоном развития искусства и культуры средневековья считается именно Европа того времени.

Средневековая культура тяготела к духовной жизни в ущерб земной, поэтому в архитектуре предпочтение отдается строительству церквей и монастырей. Этому способствовали также многочисленные крестовые походы и паломничества. Из светских построек того периода главными были замки постоянно враждовавших друг с другом королей и феодалов. Собственно, постоянные междоусобные войны послужили основной причиной того, что многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости, а легко горящее дерево быстро было заменено в строительстве камнем.

ГЛАВА I. Архитектура Средневековья

Архитектура Средневековья включает в себя четыре основных стиля: «Каролингское возрождение», Оттоновское искусство, романский стиль и готика.

1.1. «Каролингское возрождение»

«Каролингское возрождение» (расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (VIII – IX вв.). Эпоха Карла Великого ознаменовалась реформированием административной, судебной и церковной сфер, а так же возрождением античной культуры.

В течение многих веков постоянно осуществлялись попытки западноевропейской цивилизации сравняться с достижениями древних римлян. В V веке Западная Римская империя была завоевана племенами варваров, распространивших свое влияние на всю Европу. В 711 году вестготы, захватившие Испанию, были изгнаны оттуда арабами. В 732 году вождь франков Карл Мартелл в битве под Пуатье отразил нападение арабской армии, надвигавшейся с Пиренеев с целью подчинить на Западе Галлию арабской империи. Империя арабов к тому времени уже охватывала Сицилию, части Южной Италии и почти всю Испанию. Сын Карла Мартелла – Пипин III Короткий – в 751 году провозгласил себя царем франков и основал династию Каролингов, имя которой восходит к Карлу Мартеллу.


Сын Пипина – Карл Великий (около 742 – 814) – 25 декабря 800 года был коронован в соборе св. Петра в Риме и стал первым императором Священной Римской империи. Скоро сфера правления Карла Великого охватывала почти всю территорию современной Германии, Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Францию и Италию.

Из архитектуры Каролингов до нас не дошло практически ничего. Но сохранился, вероятно, наиболее значительный памятник – знаменитая дворцовая капелла Карла Великого в Аахене, образующая сегодня сердце кафедрального собора.

Дворцовая капелла в Аахене. Ее постройка была начата по приказу Карла Великого около 790 года по проекту Одо фон Меца и освящена капелла была около 800 года. Но дворец, к которому она относилась, исчез почти полностью. Он должен был напоминать об императорском Риме и соответственно назывался Латеран, по названию папской резиденции в Риме.

Подобно храму, господствующему на римском форуме, дворцовая капелла Карла Великого стояла в конце обрамленного колоннами переднего дворца, который мог вместить 7000 человек. В западной части капеллы находилась лоджия, обращенная во двор. Из нее император, сидя на троне, мог общаться с народом. Капелла перекрыта восьмичастным сомкнутым сводом. Внешняя стена имеет 16 углов.

Самым известным памятником эпохи Каролингов считается «надвратный» зал монастыря Лорш VIII века под Дармштадтом, который по предположениям построен в 800 году. Это свободно стоящее сооружение – трехпролетные выездные ворота монастыря, напоминающие римскую триумфальную арку. Подобные ворота строились и в других монастырях средневековой Европы.

Культурный и интеллектуальный расцвет империи Каролингов закончился в IX – начале X века. Наследниками Каролингов стали Оттоны.

1.2. Оттоновское искусство

В IX веке вследствие вторжения викингов, магометан, арабов и мадьяр, достижения Каролингов уступили место глубокому кризису. Но Оттон I Великий (936 – 973), который в 962 году был коронован в Риме как первый саксонский император, снова реанимировал имперскую концепцию. Великая Оттонская империя, существовавшая до 1056 года, была по площади меньше, чем империя Каролингов, поскольку к ней не относилась территория нынешней Франции. Она включала в себя, прежде всего Германию и часть северной Италии. С этого времени Франция и Германия шли каждая своим путем, в них развивались самобытные культуры.


На фоне усиления феодальной системы имперские епископы Оттонской империи строили как крепости, так и церкви, создавали армии, преподавали религиозные принципы, там самым создавали образ воинствующей церкви, которому романская архитектура Европы была призвана придать адекватное выражение.

Майнцский собор, строительство которого было начато в 978 году и с тех пор неоднократно возобновлялось, и заложенный в 1009 году собор в Падерборне связали каролингские формы с раннехристианскими римскими в тот архитектурный образ, который мы можем рассматривать уже как типично германский. Производящая мощное впечатление церковь св. Михаила (построена 1001 – 1033 гг.) в Хильдесхайме в новейшее время была восстановлена в своем первоначальном виде. Этот храм имеет на западе и на востоке по одной круглой апсиде, а так же западный и восточный поперечные нефы с круглыми лестничными башнями на концах креста. Церковь св. Михаила имеет некоторые новые элементы – апсида на западе поднимается над криптой, к которой можно попасть по уходящим под землю лестницам. Вход в саму церковь расположен в южном боковом нефе.

Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» X – XI вв. Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. На церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и украшались мозаиками и фресками. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости.

1.3. Романский стиль

Романский стиль получил свое название из-за того, что первые сооружения этого периода очень напоминали римские здания. Особое внимание уделялось строительству огромных башен-крепостей с толстыми, массивными стенами, приспособленностью к военным целям, в частности, к обороне, твердостью, крепостью стен и фундамента. Каменные арки и своды полукруглой формы получили широкое применение, так как позволяли перекрывать гораздо большее пространство, чем деревянные крыши, ограниченные длиной бревен. В эпоху феодальной раздробленности толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских сооружений были необходимостью, не смотря на то, что сам по себе этот стиль имел своей целью возвеличение значимости христианского мира и господства христианской религии.


XI - XII вв. в Западной Европе - это период наибольшего могущества церкви.

Создателями романского стиля стали монастыри и епископские города. Церковь в этот период сводила задачу искусства к необходимости показывать не зримую красоту, а подлинную красоту духа. Эстетический идеал, возникший в романском искусстве, вся образно-смысловая система романики призваны были решить поставленную задачу.

Контраст между тяжеловесными, приземистыми очертаниями собора и духовной экспрессией его образов отражал христианскую формулу красоты - идею превосходства духовного над телесным. Романский собор являл собой символ твердыни человеческого духа в искусстве. Архитектура, росписи, рельефы дверей необходимо дополняли друг друга, составляя единство, основанное на подчинении малого большому, отражая принцип средневековой иерархии. Росписи романского храма создают особый замкнутый мир, где мирянин становился участником изображенных сюжетов. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба между ангелами и дьяволом за человеческие души ‑ распространенный сюжет храмовых росписей) оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира, идею искупления и спасения. Плоскостное, двухмерное изображение росписей и скульптуры романского стиля, обобщенность форм, нарушение пропорций, монументальная значимость образов символизировали вневременное, вечное в понимании мира.

Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода (в частности, Каролингского Возрождения) и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм. В ней наблюдается множество направлений, существовавших в различных районах Западной Европы и отражавших местные традиции и художественные вкусы (например, итальянское романское искусство испытало более сильное влияние византийских традиций). Тем не менее, романский стиль (к. X - XII вв.) стал первым общеевропейским стилем. Это исторический стиль зрелого Средневековья, характеризующийся общностью типов построек, их конструктивных приемов и выразительных средств.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.


1.4. Готический стиль

Готический стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве, сменивший романский стиль. Готика возникла во Франции в середине XII века, быстро распространилась в других странах, главным образом в Северной Европе, где господствовала до XVIвека.

Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой; крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками, и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности.

От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Другой характерной чертой готической архитектуры, возникшей чуть позже, является ажурный декор, украшающий оконные проемы и поверхности стен. Причем в этой области был достигнут такой уровень мастерства, что по рисунку (или его отсутствию) можно было легко определить принадлежность к тому или иному периоду развития готической архитектуры.

Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Это 1140 – 1144 гг., аббатство Сен-Дени близ Парижа, где по заказу настоятеля монастыря Сугерия, одного из известных покровителей искусств того времени, проводилась перестройка церкви. Сохранилась лишь небольшая часть здания – крытая аркада клироса, но оно остается одним из тех сооружений, которые внесли революционные изменения в европейскую архитектуру. Вместо тяжеловесных конструкций романского стиля появились стройные опоры, арки и крестовые своды, создававшие ощущение изящества и легкости. В готических соборах окна увеличились до таких размеров, что образовывали полупрозрачную стену.