Файл: Глобальные международные финансовые организации (Международные финансы).pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
Введение
На сегодняшний день все большую роль приобретают глобальные международные финансовые организации, которые могут сыграть одну из ключевых функций как в восстановлении поврежденной экономики, повышении темпов развития экономики. Деятельность глобальных международных финансовых организаций во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютнокредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом институциональной основы международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развитие и изменяют условия организации международного бизнеса в странах и регионах мира. МФО создаются путем объединения капитала стран-членов для решения различных задач. К числу основных из них можно отнести: операции на международных валютных и фондовых рынках с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли, а также сокращения дефицита платежных балансов; кредитование государственных программ отраслевого и регионального развития и содействия малому и среднему бизнесу; инвестирование международных проектов в области инфраструктуры, информационных технологий, транспорта и телекоммуникаций; финансирование международной помощи, фундаментальных научных исследований, мероприятий по охране окружающей среды. Деятельность МФО носит наднациональный характер. Они являются субъектами международного права и могут заключать договоры с государствами и другими международными институтами. Для достижения своих целей МФО используют широкий спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализов и управления рисками, привлекают к работе ведущие консалтинговые, аудиторские и страховые компании, научно-исследовательские центры и инвестиционные банки. Эффективность их функционирования в значительной степени зависит от интенсивности взаимодействия с правительственными учреждениями стран-членов. В зависимости от характера и масштабов деятельности МФО можно разделить на два типа: глобальные и региональные. Глобальные МФО осуществляют регулирование валютно-кредитных отношений в рамках всей мировой экономики. Они вносят существенный вклад в глобализацию хозяйственных связей. Среди ведущих МФО этого типа следует отметить Международный валютный фонд, Всемирный банк, Банк международных расчетов, Организацию экономического сотрудничества и развития.
Сущность МФО
Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.
Международные координирующие организации и организации - разработчики стандартов на международном уровне слабее, нежели государственные регулирующие органы на национальном. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, международные финансовые организации не обладают эффективными рычагами давления на страны (даже наиболее влиятельные международные организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация могут применить лишь слабые валютно-финансовые или торговые ограничения). Большинство серьезных инициатив в области регулирования мировой валютно-кредитной системы затрагивают интересы достаточно крупных групп стран. Принудить страны к согласию с этими инициативами международные финансовые организации не могут, а многие инициативы в области финансового регулирования эффективны лишь при их повсеместном внедрении (иначе возникают возможности для регулятивного арбитража). Поэтому большинство инициатив, с которыми выступают международные организации, носит компромиссный, половинчатый характер.[1]
Кроме того, целью создания Международных финансовых организаций является образование структур независимых от отдельных стран, и благодаря этому занимающих нейтральную позицию и способных защищать общие интересы всех стран - членов. Однако на практике развитые и богатые страны, как правило, обладают большим влиянием на международные организации нежели развивающиеся. Поэтому рекомендации Международного валютного фонда или Всемирного банка зачастую могут восприниматься как отражающие позицию США и стран Западной Европы, что подрывает доверие к этим рекомендациям. Необходимым составляющей прогрессивной вселенской валютно-кредитной и экономической системы считаются международные валютно-кредитные и денежные организации. Непросто в наши дни найти человека, не слышавшего о Международном валютном фонде или Всемирном банке
Возникновение международных финансовых организаций было объективно обусловлено тем, что участники международных валютнокредитных отношений имеют, как общие для всех интересы (стабильность валютно-кредитной системы, быстрое и бесперебойное прохождение платежей), так и свои национальные, региональные и (или) частные интересы. Естественно, страны, компании, банки склонны ставить частные интересы выше региональных или национальных интересов. Примером этого может служить политика жесткого протекционизма, проводимая большинством стран в период Великой депрессии (1929–1930-е гг.). Британский экономист Дж. Робинсон дала этой политике исчерпывающее название "политика разорения соседа". В краткосрочной перспективе подобная политика может привести к определенному выигрышу, но в долгосрочной – от ее реализации проигрывают все, включая страну, проводящую такую политику. Поэтому для эффективного функционирования мировых финансов необходимы определенные структуры, заботящиеся о защите общих интересов участников экономической деятельности и международного валютно-кредитного рынка. На уровне национальной экономики такую роль выполняют государственные органы, контролирующие деятельность компаний и банков и осуществляющие перераспределение финансовых ресурсов через кредитно-банковскую и финансовую системы. На общемировом уровне эту функцию выполняют различные международные валютные, кредитные и финансовые организации. Первые международные организации, действующие в экономической, в том числе и финансовой сфере, зародились еще в Средние века. Наиболее ярким их представителем является знаменитый Ганзейский союз, объединявший вольные торговые города Северной Европы. Важную роль в средневековой европейской экономике играли также международные банкирские и торговые дома. В XIX в. появляются уже знакомые нам формы межгосударственной экономической и финансовой интеграции•, тарифные, таможенные и денежные союзы, взаимодействие эмиссионных банков колоний и протекторатов с центральными банками метрополии и т.д. Однако значимость большинства из этих форм была невелика, что объясняется рядом факторов. Во-первых, в данный период технологии транспорта и связи были развиты слабо, поэтому возможности быстро связаться, согласовать свои действия, выработать единую политику у государственных органов были невелики. Во-вторых, в XIX в. глобализация мировой экономики была существенно меньше, чем в наши дни. Потенциальные выгоды от регулирования международных экономических отношений были не столь велики, чтобы оправдать издержки организации такого наднационального регулирования. Кроме того, финансовые технологии в этот период также были развиты слабо, что ограничивало набор рычагов влияния на международные валютно-кредитные и финансовые отношения, доступных для государств. Ситуация радикально изменилась к 1920-м гг. Усложнение производственных технологий привело к углублению международного разделения труда и возросшей взаимозависимости стран мира, а развитие технологий транспорта и связи повысило оперативность международной координации действий. Ряд международных организаций, созданных в этот [2]период (Банк международных расчетов, Международная торговая палата) действует и в настоящее время, являясь важными элементами инфраструктуры мирового финансового рынка и мировой экономики. Тем не менее в целом в этот период международные организации еще не играли существенной роли в мировой экономике. Это связано с тем, что существовали экономические предпосылки к развитию международных организаций, но отсутствовали предпосылки политические. В условиях сохранения международной напряженности и постоянных конфликтов страны были не готовы поступиться частью своего суверенитета в пользу международных организаций. Такие предпосылки сложились лишь после Второй мировой войны. Во-первых, после разгрома гитлеровской Германии и се союзников, капиталистический мир стал сравнительно един в политическом отношении. Во-вторых, война продемонстрировала издержки разрешения конфликтов силовым путем и стимулировала поиск компромиссов, в том числе и за счет передачи спорных вопросов в сферу компетенции международных организаций. Уже в 1944 г. было подписано соглашение о создании Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). К настоящему времени в мире функционирует несколько сот государственных и негосударственных международных организаций. Основной функцией международных валютно-финансовых организаций является защита общих интересов участников мирового финансового рынка и мировой экономики. Можно выделить три основных направления реализации этой функции. Первое направление состоит в том, что международные финансовые организации (МФО) осуществляют управление общими валютно-финансовыми ресурсами. В частности, для устойчивого и стабильного развития мировой экономики целесообразно оказывать поддержку странам, испытывающим временные трудности (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, неурожай и т.д.). Однако зачастую проблемы одних стран для других являются возможностью усилить свои экономические и политические позиции. В этом случае странам, столкнувшимся с проблемами, помощь не оказывается или оказывается на очень жестких условиях. [3]Поэтому необходимы международные аналоги касс взаимопомощи, консолидирующие средства своих членов и использующие их для льготного кредитования проблемных стран (международные банки и фонды). МФО осуществляют кредитование и финансирование (во многих случаях – на безвозвратной основе) приоритетных для мира в целом или отдельных регионов проектов (экология, образование, борьба с преступностью и т.д.). Естественно, отдельные страны и сами финансируют такие проекты. Однако, чаще всего, при этом финансируются те проекты, которые наиболее значимы для соответствующих стран. В результате финансирование важного направления осуществляется неоднородно, что снижает его эффективность. К примеру, каждая конкретная страна, финансируя борьбу с преступностью, прежде всего, концентрируется на борьбе с преступлениями, совершаемыми на ее территории. В то же время, финансирование борьбы с иностранными преступниками, находящими убежище в стране, финансируется по остаточному принципу. Подобный подход снижает эффективность деятельности правоохранительных органов во всех странах. Проблемы, связанные с неоднородностью финансирования, преодолеваются при помощи целевых международных фондов, финансирующих те проекты, которые систематически недофинансируются на национальном уровне. На практике взаимодействие с международными организациями, управляющими валютно-кредитными и финансовыми ресурсами, играет не слишком большую роль в большинстве национальных экономик.
Международный валютный фонд
Международный валютный фонд, (МВФ)— валютный фонд Организации Объединённых Наций с главным офисом в городе Вашингтон, США. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором определённых условий и рекомендаций. Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий, в итоге, направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.
В течение последующих трех десятилетий МВФ оставался наднациональным центральным банком, осуществляющим регулирование всей международной валютно-финансовой системы в ее кейнсианском, а затем и неокейнсианском варианте. Разразившийся в первой половине 1970-х гг. международный валютный кризис и последовавший за ним в начале 1980-х гг. кризис международной внешней задолженности развивающихся стран вынудили фонд разработать новую модель своего участия в международной валютной системе. Эта модель сводила практическую деятельность МВФ к организации, осуществлению и регулированию внешнего финансирования экономического развития стран-должников в его монетаристском варианте.
Международный валютный фонд предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Большую часть своих займов МВФ предоставляет в долларах США. За время существования МВФ превратился в главный наднациональный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений. Постоянное местопребывание руководящих органов – Вашингтон, округ Колумбия (США). Помимо того, имеются отделения в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке. В настоящее время членами МВФ являются 188 государств, включая все бывшие республики Советского Союза. Россия вступила в МВФ в 1992 г. и считается преемницей СССР.
МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчетов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платежных [4]балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Несмотря на то, что фонд является специализированным учреждением ООН и участвует в работе Экономического и социального Совета ООН, он функционирует на независимой основе и имеет собственный устав, структуру управления и финансовые ресурсы. МВФ является основой современной международной валютной системы (и Бреттон-Вудской, и Ямайской).
Согласно Уставу МВФ имеет следующие официальные цели:
1) способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами;
2) содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли, способствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости, реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики;
3) способствовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать девальвации валют в целях получения преимуществ в конкуренции;
4) оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов и международной платежной системы по текущим операциям между государствами-членами, а также содействовать устранению валютных ограничений, сдерживающих рост мировой торговли;
5) за счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий обеспечивать возможность исправления диспропорций в их платежных балансах, не применяя мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне;
6) сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов и сокращать масштабы этих нарушений.
Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. В сфере долгового регулирования фонд активно взаимодействует с группой ВБ, которая была создана одновременно с МВФ для содействия долгосрочному экономическому развитию, в частности с помощью финансирования инфраструктурных проектов.
Группа всемирного банка
Группа Всемирного банка (ВБ) Главная цель Всемирного (Мирового) банка (ВБ) – создание благоприятных условий для производственных капиталовложений, стимулирование потока международных долгосрочных инвестиций. МВФ и группа ВБ дополняют деятельность друг друга. МВФ уделяет особое внимание макроэкономическим показателям, а также макроэкономической политике и политике в отношении финансового сектора, тогда как Всемирный банк занимается главным образом вопросами долгосрочного развития и сокращения бедности. В его деятельность входят кредитование развивающихся стран и стран с переходной экономикой в целях финансирования проектов в области инфраструктуры, реформы определенных секторов экономики и расширение структурных реформ. МВФ, напротив, предоставляет финансирование не для отдельных секторов экономики или проектов, а для общей поддержки платежного баланса страны и международных резервов на время принятия страной мер по преодолению возникших трудностей. В группу ВБ входят пять международных глобальных организаций, из которых три – кредитные: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАР). Поэтому Всемирный банк структурно представляет собой группу кредитно-финансовых глобальных организаций, и принято говорить о группе ВБ. МБРР предоставляет долгосрочные ссуды в целях реализации проектов, имеющих ключевое значение для хозяйственного развития стран-заемщиков. Эти проекты осуществляются в различных отраслях экономики, включая сельское хозяйство и промышленность, энергетику и транспорт, образование и здравоохранение. Условия предоставления кредитов МБРР достаточно льготные: они предоставляются сроком до 17 лет, причем в первые пять лет выплачиваются только проценты (льготный период кредита). Для Всемирного банка его акционерный капитал – это лишь своего рода гарантийный фонд, не расходуемый в текущих сделках.[5][6][7]
Европейский центральный банк
На первых этапах своего развития европейская интеграция была связана преимущественно с реальным сектором и практически не затрагивала валютно-кредитную сферу стран-членов. Однако крах Бреттон-Вудской валютной системы поставил перед европейскими странами новые задачи. Нестабильность валютных курсов затрудняла экономические связи между европейскими странами и в 1972 г. центральные банки стран ЕС ввели режим совместного плавания курсов валют стран ЕС к валютам третьих стран ("европейская валютная змея"). В рамках данного механизма были фиксированы максимальные и минимальные курсы валют стран ЕС друг к другу и к доллару США. Если курс национальной валюты страны ЕС выходил за рамки установленного диапазона, центральный банк этой страны должен был проводить валютные интервенции с целью возвратить его в эти рамки.
В 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС), основанная на использовании единой европейской расчетной единицы ЭКЮ, единого механизма поддержания стабильности курсов валют стран ЕВС друг к другу и создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС). Европейский фонд валютного сотрудничества, сформированный за счет средств стран-членов и предоставлявший кредиты центральным банкам для осуществления валютных интервенций, ознаменовал качественно новый этап европейской валютной интеграции. На этом этапе взаимодействие центральных банков уже не ограничивалось координацией мер валютной политики, но и подразумевало совместное использование общих финансовых ресурсов при осуществлении единой валютной политики.
Следующим этапом европейской валютной интеграции стало создание Европейского валютного союза, в рамках которого были углублены элементы европейской валютной интеграции. Курсы национальных валют стран-членов в 1999 г. были жестко фиксированы друг к другу. Вместо ЭКЮ была введена новая наднациональная денежная единица евро, причем в отличие от расчетной единицы ЭКЮ, использовавшейся преимущественно в межгосударственных расчетах, евро предназначалось и для частного использования. В 2002 г. были введены в обращение наличные евро, а национальные валюты стран ЕВС постепенно были замещены на евро. Европейский валютный институт в 1998 г. был преобразован в Европейский центральный банк (ЕЦБ).
На евросистему возложены четыре основных функции. Во-первых, ЕЦБ и национальные центральные банки реализуют денежно-кредитную политику (ДКП). Основной задачей ДКП является обеспечение ценовой стабильности (т.е. поддержание инфляции на стабильно низком уровне). Промежуточная цель – поддержать уровень краткосрочных ставок на едином денежном рынке зоны евро, влияющий на ставки по кредитам конечным заемщикам и, соответственно, на общий спрос и уровень цен в экономиках зоны евро.