ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 1497
Скачиваний: 2
-
При применении ВПУ в режиме ПРОГНОЗ-ДОРОЖКА необходимо:
-
переключатель режимов СУВ установить в положение ОПТ;
-
на дальности визуальной видимости цели нажать гашетку О до фиксации в промежуточном положении с появлением индикации ПРОГНОЗ-ДОРОЖКА (Рис. 32) и сохранять её в этом положении.
Индикация в режиме ПРОГНОЗ-ДОРОЖКА представляет собой две кривые линии, симметрично расположенные относительно прогнозируемой трассы снарядов (трасса рассчитывается алгоритмом, но не индицируется на ИЛС). Если в процессе прицеливания совместить концы крыльев атакуемой цели с кривыми ДОРОЖКИ, причём вертикальная ось ИЛС должна быть примерно перпендикулярна плоскости крыльев цели, то координаты трассы снарядов пройдут через центр тяжести цели;
-
по силуэту определить тип цели и потенциометром БАЗА ЦЕЛИ установить её размеры, контролируя устанавливаемое значение по цифрам в верхней части экрана ИЛС;
-
войти в плоскость атаки, удерживая цель в поле зрения визира в ЗПС (лучше в верхней части визира);
-
маневром самолёта снизу вверх вписать цель в ДОРОЖКУ так, чтобы концы плоскостей цели касались кривых линий ДОРОЖИ и дожать гашетку О (второй ход).
Режим применения ВПУ ПРОГНОЗ-ДОРОЖКА обеспечивает поражение цели при заградительно-сопроводительной стрельбе. Поэтому стрельбу необходимо открывать несколько ранее вписания концов крыльев цели в воронку и заканчивать после прохождения момента вписывания.
-
Стрельба по воздушным целям из ВПУ в режиме СЕТКА производится в ЗПС на установившемся режиме полёта с нулевым ракурсом следующим образом:
-
установить переключатель ДЕНЬ-НОЧЬ-СЕТКА в положение СЕТКА;
-
переключатель режимов СУВ установить в положение ОПТ;
-
маневром самолёта совместить с целью деление шкалы неподвижной сетки на ИЛС, соответствующее потребной угловой поправке стрельбы (см. таблицу), и нажать гашетку О одним ходом до конца.
Дальность до цели определяется визуально с помощью дальномерных штрихов (рис. 33) «внешне-базовым» способом по следующему соотношению:
где Д – дистанция до цели в метрах;
Б – база цели (её линейные размеры) в метрах;
fштр – угловой размер дальномерных штрихов, которые вписываются в цель, в мрад.
Угловые поправки стрельбы из пушки в режиме СЕТКИ (в мрад).
Пу |
Vсобств, км/ч |
Д (м) |
||
300 |
500 |
800 |
||
1 |
700 |
20 |
35 |
60 |
3 |
700 |
55 |
95 |
- |
1 |
800 |
20 |
30 |
50 |
3 |
800 |
45 |
80 |
- |
1 |
900 |
15 |
30 |
45 |
3 |
900 |
40 |
70 |
- |
Учебные фотострельбы при заряженной пушке выполнять только при отключённом выключателе ГЛАВ ВКЛ.
При выполнении учебных фотострельб по воздушной цели перед атакой произвести одну контрольную очередь с фотострельбой в безопасном направлении (с нажатием БК).
-
Поражение малоскоростных малоразмерных воздушных целей возможно:
-
ракетами Р-73Э при ведущем канале РЛПК (переключатель режимов работы СУВ в положении РЛС) при атаке в ЗПС целей, летящих с радиальной составляющей скорости более 220 км/ч;
-
ракетами Р-73Э при ведущем канале ОЭПС (переключатель режимов работы СУВ в положении ОЛС) при атаке цели в ЗПС снизу вверх на ракурсах 0/4-2/4, При этом дальность обнаружения составляет 7-5 км, захвата - 6-5 км;
-
ракетами Р-73Э в режимах ближнего боя ВЕРТИКАЛЬ, ОПТИКА, ШЛЕМ, φо, при этом дальность визуального обнаружения составляет 4-2 км и носит случайный характер;
-
применение ВПУ в режиме НЕСИНХРОННАЯ СТРЕЛЬБА при атаке в ЗПС неманеврирующей и маневрирующей цели с перегрузкой не более 2-3 на скоростях полета истребителя 350-450 км/ч.
Выход в боевое соприкосновение с целью целесообразно выполнять с ведущим каналом РЛПК, обеспечивающим большие дальности обнаружения.
-
Обнаружение цели типа дистанционного управляемого летательного аппарата «Пчела» с использованием РЛПК и ОЭПС не обеспечивается. Атака такой цели возможна после её визуального обнаружения в режимах ближнего боя с применением ракет Р-73Э и ВПУ.
-
Полет на перехват воздушных целей в автоматическом и директорном режимах управления самолетом выполняется по типовым программам набора высоты и скорости (рис. 18, 19) при КН, БН, БП в АСУ, а также при ручном вводе заданных значений высоты, скорости (числа М) и курса.
Для включения директорного режима нажать на пульте САУ кнопку НАВЕД (при этом должен высветиться сигнализатор), управлять самолетом вручную по отклонениям метки (большое кольцо) на ИЛС или по директорным стрелкам на КПП.
Для включения автоматического управления самолетом нажать на пульте САУ дополнительно кнопку АВТОМ (при этом высветится сигнализатор).
В автоматическом (директорном) режиме осуществляется набор высоты и скорости по базовым программам (бесфорсажной и форсажной). Выбор программы определяется значениями скорости и высоты полета цели.
При установке РУД в положение МАКСИМАЛ набор высоты 11000 м осуществляется на Vист = 850 км/ч, а в положении ФОРСАЖ – на числах М = 0,9-0,95.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Бесфорсажный набор выполнять только при установке РУД в положение МАКСИМАЛ. Включение форсажного программного набора (РУД в положении ПОЛНЫЙ ФОРСАЖ) разрешается при Gт ≥ 4,5 т на V ≤ 600 км/ч; при Gт < 4,5 т или V > 600 км/ч – на Н ≥ 6000 м.
При необходимости выполнения форсажного набора из условий: V > 600 км/ч или Gт > 4,5 т, Н < 6000 м сначала выполнять набор по бесфорсажной программе, а затем на Н ≥ 6000 м перевести РУД в положение ПОЛНЫЙ ФОРСАЖ.
Управление двигателями осуществляется летчиком по команде Ф на ИЛС, поступающей от НАСУ (КН) или в соответствии с заданной скоростью полета на ИЛС (при БП и БН), а также по директорной метке сектора газа и командам МГ, МАКС, Ф, которые выдаются на ИЛС от САУ после поступления команд В или ! (перенацеливание).
Отклонение директорией метки сопровождается речевой информацией «Управляй двигателями».
-
Ввод заданных значений скорости и курса при наведении осуществляется автоматически по командам НАСУ (КН) или СУВ (БН, БП), при этом переключатель НАВЕДЕНИЕ АВТ-РУЧ на ПУ ПНК должен быть установлен в положение АВТ.
Для ручного ввода данных переключатель НАВЕДЕНИЕ АВТ-РУЧ установить в положение РУЧ; заданные значения скорости и высоты вводить вручную с помощью задатчика М и Н на ПУ ПНК, а значение курса с помощью кремальеры на ПНП. Управление тягой двигателей при выполнении программных наборов, снижений (при нажатой кнопке ВЕРТ на пульте САУ) и торможений осуществляется по отклонениям горизонтальной планки КПП, выполняющей функции директорной метки сектора газа (на ИЛС она в этом режиме отсутствует). При наборе высоты и разгоне с ненажатой кнопкой ВЕРТ на пульте САУ режим работы двигателей МАКСИМАЛ или ФОРСАЖ выбирает летчик.
-
После поступления команды В от НАСУ (КН) или от СУВ (БН и БП) выполняется выход на высоту атаки цели, которая выбирается в пределах 4-17 км с превышением относительно цели ΔН=1,4 км. При РВД (ручном вводе данных) эта команда вводится нажатием кнопки ВЕРТ на пульте САУ после установки на задатчике значения заданной высоты (новое значение числа М в этом случае вводить после нажатия КНОПКИ ВЕРТ).
-
После прохождения команды А (захват цели РЛПК или ОЭПС) начинается этап самонаведения, управление самолётом осуществляется по командам СУВ. При этом кроме автоматического и директорного режимов управления возможно использование комбинированного управления (совместная работа САУ и лётчика - САУ в автоматическом режиме и ручное вмешательство лётчика в управление самолётом).
Комбинированное управление обеспечивает создание потребной перегрузки более 4 за счет дополнительного отклонения ручки управления в сторону отклонения метки с целью приведения её в центр. При атаке в ЗПС с ведущим каналом РЛ цели, летящей на малой высоте, при прохождении высоты 2000 м происходит автоматическое отключение САУ и высвечивается табло УПРАВЛЯЙ ВРУЧНУЮ.
Дальнейшее снижение до высоты 500 м и её выдерживание осуществлять в директорном режиме.
САУ автоматически отключается при задержке поступления Д и скорости сближения с целью из РЛПК более 18 сек, а также при атаке в ЗПС при ведущем канале ОЭПС на дальностях менее 3500 м в случае, если ракета не пущена ранее.
Отключение режимов САУ осуществляется нажатием кнопки СБРОС на пульте САУ или ОТКЛ САУ на РУС.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
-
Автоматический режим управления самолётом на снижениях по программному значению числа М = 2 не использовать.
-
При высвечивании на УСТ сигнала «СБРОСЬ ОБОРОТЫ» или «НЕТ ПОДКАЧКИ» нажать кнопку «ОТКЛ САУ» и управлять самолетом вручную с положительной перегрузкой.
Оружие применяется по визуально видимым целям в автоматическом и ручном режимах.
Применение оружия в автоматическом режиме осуществляется с прицеливанием методом ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАСЕЧКА и НЕСИНХРОННЫМ МЕТОДОМ.
При бомбометании с горизонтального полёта прицеливание выполняется НЕСИНХРОННЫМ МЕТОДОМ, а при стрельбе и бомбометании с пикирования – методом ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАСЕЧКА или НЕСИНХРОННЫМ МЕТОДОМ.
Метод ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАСЕЧКА применяется при прицеливании по подвижным целям.
При наличии на подвесках (одновременно с АБ или НРС) ракет Р-73Э необходимо:
-
установить переключатель ББой-ДБой на РУС в положение ДБой, при этом на ИЛС индицируется тип выбранного оружия;
-
установить переключатель режимов СУВ в положение ОПТ, переключатель вариантов применения оружия в положение 0,1 (0,2; 0,4) СЕРИЯ в соответствии с принятым решением;
-
проверить включение выключателя ЛД, убедиться, что выключатель ПР АВТ-РУЧ находится в положении АВТ.
Запуск ЛД производится:
-
автоматически, при пикировании с углами более 10°;
-
вручную, при горизонтальном полёте путём нажатия кнюппеля на РУС.
Во избежание запуска ЛД в «небоевых» маневрах при пикировании рекомендуется выключатель ЛД включать в «боевых» заходах, перед вводом в пикирование.
При запуске ЛД на ИЛС высвечивается символ ЛД, а при наличии информации о дальности, поступающей от ЛД на ИЛС, дополнительно высвечивается символ А.
Отключение излучения ЛД осуществляется:
-
автоматически, при нажатии гашетки П (О) или по истечении 30 сек с момента запуска;
-
вручную, нажатием кнопки СБРОС на РУД.
До запуска ЛД или при его отказе дальность вычисляется по информации радиовысотомера.
При отказе ЛД или при применении оружия над водной поверхностью (нет отражения лазерного излучения) прицеливание в режиме ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАСЕЧКА (первую и вторую засечку) выполнять на Н < 1450 м.
Перед применением оружия включить выключатель ГЛАВ ВКЛ на время атаки цели на 3-5 мин.
Переключатель ТОРМ-БЕЗ ТОРМ установить в положение БЕЗ ТОРМ при серийном применении бомбового вооружения с прицеливанием по середине серии или ТОРМ – при прицеливании началом серии.
В серийном бомбометании (положение переключателя на ПВИ ЧАСТЬ или СЕРИЯ) автоматически обеспечивается прицеливание серединой серии (ПМ указывает на земле точку падения середины серии бомб) или началом серии (ПМ указывает точку падения первой бомбы в серии).
В первом случае необходимо на ПВИ переключатель ТОРМ-БЕЗ ТОРМ установить в положение БЕЗ ТОРМ и задать интервал разгрузки АБ (длину серии в зависимости от скорости полёта) переключателем на ПВИ в одно из положений – 0,1-0,2-0,4 (сек).
Этот режим обеспечивается при применении свободнопадающих, тормозных АБ и РБК, подвешенных на БД или МБД, за исключением случая применения тормозных АБ при ручном вводе их баллистических характеристик техническим составом – переключатель ТОРМ-БЕЗ ТОРМ в этом случае должен быть установлен в положение ТОРМ.
Для прицеливания началом серии во всех вариантах применения бомбового вооружения необходимо установить переключатель ТОРМ-БЕЗ ТОРМ в положение ТОРМ.
Перед полётом на применение бомбового вооружения необходимо:
-
получить данные о длительности разгрузки для данного количества подвешенного бомбового вооружения;
-
проконтролировать соответствие интервалов времени, установленных на пульте ПВИ и на задатчике на МБД;
-
проконтролировать задание времени раскрытия створок. РБК, установленного техническим составом – при любом из видов ввода баллистических характеристик оно должно совпадать с временем, установленным на взрывателе РБК.
Величина времени раскрытия створок выбирается из тактических соображений: высоты полёта и высоты подрыва в зависимости от необходимой зоны накрытия.
-
Бомбометание с горизонтального полёта.
Прицельное бомбометание с горизонтального полёта выполняется на высотах Н ≤ 800 м в диапазоне скоростей 550-900 км/ч (550-750 км/ч для ЗБ). Эффективное применение обычных авиабомб обеспечивается на Н < 600 м, авиабомб с ТУ – на Н ≤ 300 м в диапазоне скоростей 600-900 км/ч,
Для уменьшения ошибок прицеливания при полёте на Н 300 м привязку к цели (нажатие гашетки П) рекомендуется выполнять с углом пикирования до 10°.
При применении АБСП с использованием НЕСИНХРОННОГО МЕТОДА прицеливания на ИЛС индицируется прицельная марка (ПМ) с прямой линией, указывающей направление линии разрыва боеприпасов (рис. 35), а на шкале дальности масштабом 5 км – индекс текущей дальности.
Пилотировать самолёт необходимо таким образом, чтобы цель перемещалась по линии разрывов к центру ПМ. Кнюппелем запустить ЛД (примерно за 5-7 сек до нажатия гашетки П) и в момент совмещения ПМ с целью нажать гашетку П.
После нажатия гашетки П на ИЛС появится метка директорного управления и вектор текущей перегрузки, начинающийся в центре ИЛС, а шкала дальности принимает значение времени Тост с масштабом 10 сек (рис. 36). Удерживая гашетку П, маневром самолёта в боковой и вертикальной плоскостях совместить и удерживать вектор текущей перегрузки и крена (конец «киля») с директорной меткой (кольцом) для выполнения боковой наводки и противоосколочного маневра. В момент сброса АБСП на ИЛС высвечивается команда ПР.
Выход из атаки выполнять по директорному кольцу или маневром с максимальной для данного варианта перегрузкой и необходимым креном. Директорная индикация отключается после пролёта над расчётной точкой падения бомб, или по истечении 60 сек с момента нажатия гашетки П.
При бомбометании на малых высотах (при наличии на ИЛС команды ОТВ) после отцепки АБСП установить РУД в положение МАКС и перевести самолёт в набор высоты с Ө = 35°-40° с максимально разрешённой перегрузкой до погасания команды ОТВ.
-
Бомбометание с пикирования.