ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 1486

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РАЗДЕЛ 6


ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ


  1. Общие указания.


  1. Всестороння подготовленность летчика ко всем неожиданностям и особым случаям в полете имеет решающее значение для безопасности полета.

При обнаружении отказа авиатехники необходимо спокойно проверить, не допущена ли ошибка при работе с оборудованием в кабине, хладнокровно оценить обстановку и принять грамотное решение. Об отказе и принятом решении доложить руководителю полетов.

В дальнейшем действовать в зависимости от создавшейся обстановки с учетом указаний руководителя полетов.

Если в полете создалась непосредственная угроза жизни лётчика, необходимо немедленно покинуть самолет.

В любой аварийной ситуации включить сигнал БЕДСТВИЕ системы опознавания.



Отказы в силовой установке.


  1. Пожар в отсеке двигателей.


Признаки:

  • высвечивается красный аварийный сигнал ПОЖАР в верхней части приборной доски (в мигающем режиме);

  • высвечивается лампа ПОЖАР левого или правого отсека на щитке пожаротушения и выдается речевая информация: «Пожар левого двигателя» или «Пожар правого двигателя».


Дополнительным признаком пожара может быть:

  • дым за самолетом (может быть замечен с земли, с соседнего самолета, лётчиком на развороте или в зеркалах заднего вида).



Действия:

На стоянке после запуска двигателей, на рулении до взлёта и после посадки:

  • установить РУД двигателей в положение СТОП и принять меры для прекращения движения самолёта;

  • закрыть пожарный кран двигателя горящего отсека;

  • нажать кнопку тушения пожара горящего отсека;

  • в случае если пожар не ликвидирован, обесточить самолет и немедленно покинуть его. Если прекратить движение самолёта не удается, то до покидания попытаться отвернуть его в безопасном направлении и при необходимости сбросить фонарь.


На разбеге:

  • немедленно прекратить взлёт, установив РУД двигателей в положение СТОП;

  • закрыть пожарный кран двигателя горящего отсека;

  • нажать кнопку тушения пожара горящего отсека;

  • принять все меры для остановки самолёта, после чего обесточить и немедленно покинуть его.


В случае, если пожар не ликвидирован (горит сигнал ПОЖАР) и невозможно остановить самолёт торможением:

  • при скорости более 75 км/ч – катапультироваться;

  • при скорости менее 75 км/ч – срулить с ВПП, при необходимости аварийно сбросить фонарь, обесточить самолет и покинуть его.


В полёте:

  • установить РУД соответствующего двигателя в положение СТОП и закрыть пожарный кран;

  • нажать кнопку тушения пожара горящего отсека;

  • если пожар не ликвидирован (продолжает высвечиваться лампа ПОЖАР), покинуть самолет.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. После ликвидации пожара запуск горевшего двигателя запрещается. При возможности продолжения полета произвести посадку на ближайший аэродром.



  1. Помпаж воздухозаборника.



Признаки:

  • сильные звуковые явления (хлопки, удары) во входной части воздухозаборника;

  • периодические изменения тяги двигателей, ощущаемые по изменению продольной перегрузки (толчкам).


Действия:

  1. При помпаже воздухозаборника, не вызывающем нарушения работы двигателя:

    • отключить форсаж обоих двигателей, если он был включен;

    • совместить кремальерой задатчика помпирующего воздухозаборника подвижный индекс на индикаторе ИПК-2 с верхним концом подвижного столбика;

    • перейти на ручное управление помпирующим заборником и выдвинуть панель до прекращения помпажа. При уменьшении скорости самолета на числе М = 1,9 установить отказавшую панель в положение 60-70 %, при М = 1,5 панель убрать полностью.

  2. При возникновении помпажа воздухозаборника, вызвавшего помпаж двигателя, действовать как при помпаже двигателя.



  1. Помпаж двигателя.


Признаки:

Падение оборотов (тяги) двигателя с возможными хлопками и ростом температуры газов за турбиной. При этом в случае возрастания температуры на 40°-60° выше допустимой высвечивается сигнал на УСТ ПЕРЕГРЕВ ЛЕВ (ПРАВ) ДВИГ.



Действия:

  • немедленно остановить двигатель переводом РУД на упор СТОП;

  • произвести запуск двигателя в соответствии с подразделом 6.10;

  • после выхода двигателя на малый газ установить обороты n2, минимально необходимые для возвращения на аэродром (но не более 95 %).


Выполнение задания прекратить.





  1. Отказ системы автоматического регулирования воздухозаборников.


Отказ системы на режимах М < Мвыкл (1,35).


  1. Признак.

  • на УСТ высвечивается сигнал ВОЗДЗАБ ЛЕВ НА РЕЗЕРВЕ (ВОЗДЗАБ ПРАВ НА РЕЗЕРВЕ).


Действия:

  • на режим М > 1 не выходить.





  1. Признак:

  • на УСТ высвечивается сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ (АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ПРАВ).


Действия:

  • установить кремальерой задатчика подвижный индекс отказавшей панели на индикаторе ИПК-2 в положение 0;

  • установить переключатель ВОЗДЗАБ РЕЗЕРВНОЕ-АВТ-РУЧНОЕ ◄ (►) в положение РУЧНОЕ;

  • на режим М > 1 не выходить.





В случае отсутствия давления в соответствующей гидросистеме (высвечивается на УСТ ОДНА ГИДРО) после полной уборки панели переключатель вновь установить в положение АВТ (во избежание разрядки гидроаккумулятора).



Отказ системы на режимах М > Мвкл.


  1. Признак:

  • на УСТ высвечивается сигнал ВОЗДЗАБ ЛЕВ НА РЕЗЕРВЕ (ВОЗДЗАБ ПРАВ НА РЕЗЕРВЕ).


Действия:

  • установить переключатель ВОЗДЗАБ ◄ (►) РЕЗЕРВНОЕ-АВТ-РУЧНОЕ в положение РЕЗЕРВНОЕ, а затем через 1-2 сек снова в положение АВТ;

  • если сигнал ВОЗДЗАБ ЛЕВ (ПРАВ) НА РЕЗЕРВЕ погас, разрешается продолжать полет без ограничений по числу М;

  • если сигнал ВОЗДЗАБ ЛЕВ (ПРАВ) НА РЕЗЕРВЕ продолжает высвечиваться, отключить форсаж, поддерживая одинаковыми обороты обоих двигателей, перейти на режим М < 1, не допуская скольжения.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При переходе системы АРВ с основного на резервный канал на М > 2,0 возможен помпаж отказавшего воздухозаборника.




  1. Признак:

  • на УСТ высвечивается сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ (АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ПРАВ).


Действия:

  • совместить кремальерой задатчика подвижный индекс на индикаторе ИПК-2 с верхним концом подвижного столбика отказавшей панели;

  • установить переключатель ВОЗДЗАБ ◄ (►) РЕЗЕРВНОЕ-АВТ-РУЧНОЕ в положение РУЧНОЕ на 1-2 сек и снова в положение АВТ. Если сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ (ПРАВ) снимается, разрешается продолжать полет без ограничений. Если сигнал продолжает высвечиваться, установить переключатель снова в положение РУЧНОЕ, отключить форсаж и по мере торможения на числе М = 1,9 установить отказавшую панель в положение 60-70 % и на числе М = 1,5 убрать полностью. Торможение продолжать до М < 1. Дросселировать двигатель разрешается на М ≤ 1,2.




  1. Признак:

  • на УСТ высвечивается сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ и АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ПРАВ (в очереди).


Действия:

  • совместить кремальерой задатчика подвижные индексы на индикаторе ИПК-2 с верхними концами подвижных столбиков;

  • установить переключатели ВОЗДЗАБ ◄ (►) РЕЗЕРВНОЕ-АВТ-РУЧНОЕ в положение РУЧНОЕ на 1-2 сек и снова в положение АВТ. Если сигналы АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ и АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ПРАВ снимутся, разрешается продолжать полет без ограничений. Если сигналы продолжают высвечиваться, установить переключатели снова в положение РУЧНОЕ;

  • отключить форсаж (левого и правого двигателей) и по мере торможения на числе М = 1,9 установить панели в положение 60-70 %, на числе М = 1,5 убрать панели полностью при работе двигателей на максимальном режиме. Дросселирование двигателей выполнять на М ≤ 1,2.

  1. Отказ одного двигателя при взлете на разбеге.


Признаками отказа могут быть:

  • уменьшение ускорения на разбеге;

  • появление разворачивающего момента в сторону отказавшего двигателя;

  • изменение шума работы силовой установки;

  • срабатывание соответствующей световой и речевой информации;

  • разница в показаниях оборотов левого и правого двигателей более 3 %, в показаниях температуры – более 50°С.



Действия:

  • при взлёте с аэродромов с длиной ВПП 1800 м и более в случае отказа двигателя до подъёма колеса передней стойки шасси (при взлёте с массой не более 20000 кг, а также при взлёте «конвейером» – до отрыва основных колёс шасси) взлёт прекратить, при отказе после подъёма переднего колеса (отрыва самолёта) взлёт продолжить;

  • при взлёте с аэродрома с длиной ВПП менее 1800 м взлёт прекратить, действовать в зависимости от создавшейся обстановки, обеспечивая свою безопасность (при отказе на скорости более 220 км/ч прекращение взлёта в пределах ВПП не обеспечивается);

  • для прекращения взлёта установить РУД обоих двигателей в положение СТОП, выпустить тормозной парашют (на V ≤ 300 км/ч), полностью нажать на тормозные педали.


При выкатывании с ВПП и угрозе столкновения с препятствием отвернуть самолёт в безопасную сторону, при скорости более 75 км/ч катапультироваться, при меньшей скорости убрать шасси, сбросить фонарь и покинуть самолёт.



  1. В случае принятия решения о продолжении взлета:

  • парировать разворачивающий момент отклонением педалей;

  • на скорости более 250 км/ч включить форсаж работающего двигателя;

  • отрыв самолёта производить на углах атаки, рекомендованных для обычного взлёта, при этом, если позволяет длина ВПП, разрешается отрыв самолёта производить на угле атаки на 1-2° менее рекомендованного для нормального взлёта, что способствует улучшению условий балансировки и разгона самолёта после отрыва.


Возможность парирования разворачивающего момента при отказе одного двигателя на взлёте обеспечивается на всех этапах взлёта.


При отказе двигателя на взлёте на режиме МАКСИМАЛ:

  • для выдерживания направления разбега до момента отрыва переднего колеса потребный расход педалей (с включённым МРК) составляет 1/3 хода;

  • для выдерживания направления разбега в момент и после отрыва переднего колеса потребное отклонение педалей составляет 1/2-3/4 хода;

  • после отрыва от ВПП разворачивающий момент парируется на скорости 250 км/ч и более отклонением педалей на 1/2-3/4 полного хода и созданием крена 5° на работающий двигатель.


При отказе двигателя на взлёте на режиме ПОЛНЫЙ ФОРСАЖ:

  • выдерживание направления разбега до момента отрыва переднего колеса обеспечивается МРК при отклонении педалей до 1/2 хода;

  • для выдерживания направления разбега при отрыве переднего колеса на скорости 250 км/ч и менее требуется полное отклонение педалей и подтормаживание колеса со стороны работающего двигателя. При скорости более 250 км/ч парирование разворачивающего момента обеспечивается отклонением рулей направления без подтормаживания.


Боковое отклонение самолета от центра ВПП при разбеге с отказавшим двигателем составляет ~ 15 м.

После отрыва самолета от ВПП разворачивающий момент парируется на скорости 250 км/ч и более полным отклонением педалей и созданием крена 5° на работающий двигатель.


  1. При принятии решения о продолжении взлёта после отрыва самолёта:

  • полностью парировать разворачивающий момент отклонением педалей. Признаком неполного парирования разворачивающего момента является кренение самолёта в сторону отказавшего двигателя;

  • уменьшить угол набора высоты, при необходимости включить форсаж работающего двигателя;

  • по достижении скорости 300 км/ч установить РУД отказавшего двигателя в положение СТОП;

  • в полёте по кругу слить топливо для обеспечения допустимой посадочной массы;

  • выполнить посадку с одним работающим двигателем.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

  1. Шасси при отказе левого двигателя не убирать.

  2. При невозможности парирования кренения самолёта, а также при любой другой непосредственной угрозе жизни летчика – катапультироваться.



  1. Отказ одного двигателя при взлёте после отрыва.


Действия аналогичны действиям, изложенным в п. 6.6.2.




  1. Отказ одного двигателя в полёте.


Признаки:

  • падение оборотов и (или) температуры газа, не сопровождающееся признаками, изложенными в п. 6.4, 6.11, 6.12, 6.13;

  • появление разворачивающего момента в сторону отказавшего двигателя.


Действия:

  • если при снижении оборотов до 50 % не произошёл автоматический запуск на выбеге, установить РУД отказавшего двигателя в положение СТОП;

  • установить режим полёта, рекомендованный для запуска, и произвести запуск в соответствии с указаниями п. 6.10;

  • задание прекратить и следовать на аэродром посадки.



ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В случае отказа левого двигателя во избежание выхода из строя системы управления самолетом выпуск шасси производить аварийным способом. При этом переключатель крана шасси устанавливать в положение ВЫПУЩЕНО запрещается.


Километровые расходы топлива при полете на одном работающем двигателе при средней полетной массе 20000 кг в зависимости от высоты показаны в таблице.


Высота

полета, м

Скорость полета (км/ч)

Километровый расход (кг/км)

Без ракет

2 х Р-27

С ракетами и 2 х Р-73

200

800

7,7


8,2

5000

800

4,9


5,4


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

  1. При заходе на посадку с одним работающим двигателем скорость планирования необходимо выдерживать на 15-20 км/ч больше установленной скорости. Длина пробега с использованием тормозного парашюта увеличивается при этом на 100 – 120 м.

  2. Минутные расходы топлива при полете по кругу во взлетно-посадочной конфигурации на одном работающем двигателе со скоростью 450 км/ч составляют с выпущенным шасси 75 кг/мин.

  3. При работе не отказавшего двигателя на режиме МАЛЫЙ ГАЗ пользоваться тормозным щитком запрещается.

  4. При авторотации одного из двигателей возможны кратковременные провалы давления в соответствующей гидросистеме. При отказе правого двигателя тормозным щитком пользоваться запрещается.



  1. Отказ двух двигателей в полете.


Признаки:

  • падение оборотов и (или) температуры газа, не сопровождающееся признаками, изложенными в пунктах 6.4, 6.11, 6.12, 6.13;

  • уменьшение скорости (продольной перегрузки).


Действия:

  • если при снижении оборотов до 50 % не произошел автоматический запуск двигателей на выбеге, установить РУД обоих двигателей в положение СТОП;

  • не допуская уменьшения оборотов авторотирующих двигателей менее 15 % (для обеспечения работы системы управления самолетом), выполнить поочередно запуск двигателей в соответствии с пунктом 6.10.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В полете с двумя авторотирующими двигателями скорости перемещения органов управления самолетом должны быть минимально необходимыми, обеспечивающими режим полета для запуска двигателей. Не допускать при этом падения давления в гидросистемах менее 120 – 110 кгс/см2.


Если отказ двух двигателей произошел на высоте менее 2000 м или ни один из двигателей не запустился до высоты 2000 м – катапультироваться.