ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 1486
Скачиваний: 2
РАЗДЕЛ 6
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ
-
Всестороння подготовленность летчика ко всем неожиданностям и особым случаям в полете имеет решающее значение для безопасности полета.
При обнаружении отказа авиатехники необходимо спокойно проверить, не допущена ли ошибка при работе с оборудованием в кабине, хладнокровно оценить обстановку и принять грамотное решение. Об отказе и принятом решении доложить руководителю полетов.
В дальнейшем действовать в зависимости от создавшейся обстановки с учетом указаний руководителя полетов.
Если в полете создалась непосредственная угроза жизни лётчика, необходимо немедленно покинуть самолет.
В любой аварийной ситуации включить сигнал БЕДСТВИЕ системы опознавания.
Признаки:
-
высвечивается красный аварийный сигнал ПОЖАР в верхней части приборной доски (в мигающем режиме);
-
высвечивается лампа ПОЖАР левого или правого отсека на щитке пожаротушения и выдается речевая информация: «Пожар левого двигателя» или «Пожар правого двигателя».
Дополнительным признаком пожара может быть:
-
дым за самолетом (может быть замечен с земли, с соседнего самолета, лётчиком на развороте или в зеркалах заднего вида).
Действия:
На стоянке после запуска двигателей, на рулении до взлёта и после посадки:
-
установить РУД двигателей в положение СТОП и принять меры для прекращения движения самолёта;
-
закрыть пожарный кран двигателя горящего отсека;
-
нажать кнопку тушения пожара горящего отсека;
-
в случае если пожар не ликвидирован, обесточить самолет и немедленно покинуть его. Если прекратить движение самолёта не удается, то до покидания попытаться отвернуть его в безопасном направлении и при необходимости сбросить фонарь.
На разбеге:
-
немедленно прекратить взлёт, установив РУД двигателей в положение СТОП;
-
закрыть пожарный кран двигателя горящего отсека;
-
нажать кнопку тушения пожара горящего отсека;
-
принять все меры для остановки самолёта, после чего обесточить и немедленно покинуть его.
В случае, если пожар не ликвидирован (горит сигнал ПОЖАР) и невозможно остановить самолёт торможением:
-
при скорости более 75 км/ч – катапультироваться;
-
при скорости менее 75 км/ч – срулить с ВПП, при необходимости аварийно сбросить фонарь, обесточить самолет и покинуть его.
В полёте:
-
установить РУД соответствующего двигателя в положение СТОП и закрыть пожарный кран;
-
нажать кнопку тушения пожара горящего отсека;
-
если пожар не ликвидирован (продолжает высвечиваться лампа ПОЖАР), покинуть самолет.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. После ликвидации пожара запуск горевшего двигателя запрещается. При возможности продолжения полета произвести посадку на ближайший аэродром.
Признаки:
-
сильные звуковые явления (хлопки, удары) во входной части воздухозаборника;
-
периодические изменения тяги двигателей, ощущаемые по изменению продольной перегрузки (толчкам).
Действия:
-
При помпаже воздухозаборника, не вызывающем нарушения работы двигателя:
-
отключить форсаж обоих двигателей, если он был включен;
-
совместить кремальерой задатчика помпирующего воздухозаборника подвижный индекс на индикаторе ИПК-2 с верхним концом подвижного столбика;
-
перейти на ручное управление помпирующим заборником и выдвинуть панель до прекращения помпажа. При уменьшении скорости самолета на числе М = 1,9 установить отказавшую панель в положение 60-70 %, при М = 1,5 панель убрать полностью.
-
-
При возникновении помпажа воздухозаборника, вызвавшего помпаж двигателя, действовать как при помпаже двигателя.
Признаки:
Падение оборотов (тяги) двигателя с возможными хлопками и ростом температуры газов за турбиной. При этом в случае возрастания температуры на 40°-60° выше допустимой высвечивается сигнал на УСТ ПЕРЕГРЕВ ЛЕВ (ПРАВ) ДВИГ.
Действия:
-
немедленно остановить двигатель переводом РУД на упор СТОП;
-
произвести запуск двигателя в соответствии с подразделом 6.10;
-
после выхода двигателя на малый газ установить обороты n2, минимально необходимые для возвращения на аэродром (но не более 95 %).
Выполнение задания прекратить.
Отказ системы на режимах М < Мвыкл (1,35).
-
Признак.
-
на УСТ высвечивается сигнал ВОЗДЗАБ ЛЕВ НА РЕЗЕРВЕ (ВОЗДЗАБ ПРАВ НА РЕЗЕРВЕ).
Действия:
-
на режим М > 1 не выходить.
-
Признак:
-
на УСТ высвечивается сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ (АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ПРАВ).
Действия:
-
установить кремальерой задатчика подвижный индекс отказавшей панели на индикаторе ИПК-2 в положение 0;
-
установить переключатель ВОЗДЗАБ РЕЗЕРВНОЕ-АВТ-РУЧНОЕ ◄ (►) в положение РУЧНОЕ;
-
на режим М > 1 не выходить.
В случае отсутствия давления в соответствующей гидросистеме (высвечивается на УСТ ОДНА ГИДРО) после полной уборки панели переключатель вновь установить в положение АВТ (во избежание разрядки гидроаккумулятора).
Отказ системы на режимах М > Мвкл.
-
Признак:
-
на УСТ высвечивается сигнал ВОЗДЗАБ ЛЕВ НА РЕЗЕРВЕ (ВОЗДЗАБ ПРАВ НА РЕЗЕРВЕ).
Действия:
-
установить переключатель ВОЗДЗАБ ◄ (►) РЕЗЕРВНОЕ-АВТ-РУЧНОЕ в положение РЕЗЕРВНОЕ, а затем через 1-2 сек снова в положение АВТ;
-
если сигнал ВОЗДЗАБ ЛЕВ (ПРАВ) НА РЕЗЕРВЕ погас, разрешается продолжать полет без ограничений по числу М;
-
если сигнал ВОЗДЗАБ ЛЕВ (ПРАВ) НА РЕЗЕРВЕ продолжает высвечиваться, отключить форсаж, поддерживая одинаковыми обороты обоих двигателей, перейти на режим М < 1, не допуская скольжения.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При переходе системы АРВ с основного на резервный канал на М > 2,0 возможен помпаж отказавшего воздухозаборника.
-
Признак:
-
на УСТ высвечивается сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ (АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ПРАВ).
Действия:
-
совместить кремальерой задатчика подвижный индекс на индикаторе ИПК-2 с верхним концом подвижного столбика отказавшей панели;
-
установить переключатель ВОЗДЗАБ ◄ (►) РЕЗЕРВНОЕ-АВТ-РУЧНОЕ в положение РУЧНОЕ на 1-2 сек и снова в положение АВТ. Если сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ (ПРАВ) снимается, разрешается продолжать полет без ограничений. Если сигнал продолжает высвечиваться, установить переключатель снова в положение РУЧНОЕ, отключить форсаж и по мере торможения на числе М = 1,9 установить отказавшую панель в положение 60-70 % и на числе М = 1,5 убрать полностью. Торможение продолжать до М < 1. Дросселировать двигатель разрешается на М ≤ 1,2.
-
Признак:
-
на УСТ высвечивается сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ и АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ПРАВ (в очереди).
Действия:
-
совместить кремальерой задатчика подвижные индексы на индикаторе ИПК-2 с верхними концами подвижных столбиков;
-
установить переключатели ВОЗДЗАБ ◄ (►) РЕЗЕРВНОЕ-АВТ-РУЧНОЕ в положение РУЧНОЕ на 1-2 сек и снова в положение АВТ. Если сигналы АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ и АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ПРАВ снимутся, разрешается продолжать полет без ограничений. Если сигналы продолжают высвечиваться, установить переключатели снова в положение РУЧНОЕ;
-
отключить форсаж (левого и правого двигателей) и по мере торможения на числе М = 1,9 установить панели в положение 60-70 %, на числе М = 1,5 убрать панели полностью при работе двигателей на максимальном режиме. Дросселирование двигателей выполнять на М ≤ 1,2.
Признаками отказа могут быть:
-
уменьшение ускорения на разбеге;
-
появление разворачивающего момента в сторону отказавшего двигателя;
-
изменение шума работы силовой установки;
-
срабатывание соответствующей световой и речевой информации;
-
разница в показаниях оборотов левого и правого двигателей более 3 %, в показаниях температуры – более 50°С.
Действия:
-
при взлёте с аэродромов с длиной ВПП 1800 м и более в случае отказа двигателя до подъёма колеса передней стойки шасси (при взлёте с массой не более 20000 кг, а также при взлёте «конвейером» – до отрыва основных колёс шасси) взлёт прекратить, при отказе после подъёма переднего колеса (отрыва самолёта) взлёт продолжить;
-
при взлёте с аэродрома с длиной ВПП менее 1800 м взлёт прекратить, действовать в зависимости от создавшейся обстановки, обеспечивая свою безопасность (при отказе на скорости более 220 км/ч прекращение взлёта в пределах ВПП не обеспечивается);
-
для прекращения взлёта установить РУД обоих двигателей в положение СТОП, выпустить тормозной парашют (на V ≤ 300 км/ч), полностью нажать на тормозные педали.
При выкатывании с ВПП и угрозе столкновения с препятствием отвернуть самолёт в безопасную сторону, при скорости более 75 км/ч катапультироваться, при меньшей скорости убрать шасси, сбросить фонарь и покинуть самолёт.
-
В случае принятия решения о продолжении взлета:
-
парировать разворачивающий момент отклонением педалей;
-
на скорости более 250 км/ч включить форсаж работающего двигателя;
-
отрыв самолёта производить на углах атаки, рекомендованных для обычного взлёта, при этом, если позволяет длина ВПП, разрешается отрыв самолёта производить на угле атаки на 1-2° менее рекомендованного для нормального взлёта, что способствует улучшению условий балансировки и разгона самолёта после отрыва.
Возможность парирования разворачивающего момента при отказе одного двигателя на взлёте обеспечивается на всех этапах взлёта.
При отказе двигателя на взлёте на режиме МАКСИМАЛ:
-
для выдерживания направления разбега до момента отрыва переднего колеса потребный расход педалей (с включённым МРК) составляет 1/3 хода;
-
для выдерживания направления разбега в момент и после отрыва переднего колеса потребное отклонение педалей составляет 1/2-3/4 хода;
-
после отрыва от ВПП разворачивающий момент парируется на скорости 250 км/ч и более отклонением педалей на 1/2-3/4 полного хода и созданием крена 5° на работающий двигатель.
При отказе двигателя на взлёте на режиме ПОЛНЫЙ ФОРСАЖ:
-
выдерживание направления разбега до момента отрыва переднего колеса обеспечивается МРК при отклонении педалей до 1/2 хода;
-
для выдерживания направления разбега при отрыве переднего колеса на скорости 250 км/ч и менее требуется полное отклонение педалей и подтормаживание колеса со стороны работающего двигателя. При скорости более 250 км/ч парирование разворачивающего момента обеспечивается отклонением рулей направления без подтормаживания.
Боковое отклонение самолета от центра ВПП при разбеге с отказавшим двигателем составляет ~ 15 м.
После отрыва самолета от ВПП разворачивающий момент парируется на скорости 250 км/ч и более полным отклонением педалей и созданием крена 5° на работающий двигатель.
-
При принятии решения о продолжении взлёта после отрыва самолёта:
-
полностью парировать разворачивающий момент отклонением педалей. Признаком неполного парирования разворачивающего момента является кренение самолёта в сторону отказавшего двигателя;
-
уменьшить угол набора высоты, при необходимости включить форсаж работающего двигателя;
-
по достижении скорости 300 км/ч установить РУД отказавшего двигателя в положение СТОП;
-
в полёте по кругу слить топливо для обеспечения допустимой посадочной массы;
-
выполнить посадку с одним работающим двигателем.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
-
Шасси при отказе левого двигателя не убирать.
-
При невозможности парирования кренения самолёта, а также при любой другой непосредственной угрозе жизни летчика – катапультироваться.
Действия аналогичны действиям, изложенным в п. 6.6.2.
Признаки:
-
падение оборотов и (или) температуры газа, не сопровождающееся признаками, изложенными в п. 6.4, 6.11, 6.12, 6.13;
-
появление разворачивающего момента в сторону отказавшего двигателя.
Действия:
-
если при снижении оборотов до 50 % не произошёл автоматический запуск на выбеге, установить РУД отказавшего двигателя в положение СТОП;
-
установить режим полёта, рекомендованный для запуска, и произвести запуск в соответствии с указаниями п. 6.10;
-
задание прекратить и следовать на аэродром посадки.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В случае отказа левого двигателя во избежание выхода из строя системы управления самолетом выпуск шасси производить аварийным способом. При этом переключатель крана шасси устанавливать в положение ВЫПУЩЕНО запрещается.
Километровые расходы топлива при полете на одном работающем двигателе при средней полетной массе 20000 кг в зависимости от высоты показаны в таблице.
Высота полета, м |
Скорость полета (км/ч) |
Километровый расход (кг/км) |
||
Без ракет |
2 х Р-27 |
С ракетами и 2 х Р-73 |
||
200 |
800 |
7,7 |
|
8,2 |
5000 |
800 |
4,9 |
|
5,4 |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.
-
При заходе на посадку с одним работающим двигателем скорость планирования необходимо выдерживать на 15-20 км/ч больше установленной скорости. Длина пробега с использованием тормозного парашюта увеличивается при этом на 100 – 120 м.
-
Минутные расходы топлива при полете по кругу во взлетно-посадочной конфигурации на одном работающем двигателе со скоростью 450 км/ч составляют с выпущенным шасси 75 кг/мин.
-
При работе не отказавшего двигателя на режиме МАЛЫЙ ГАЗ пользоваться тормозным щитком запрещается.
-
При авторотации одного из двигателей возможны кратковременные провалы давления в соответствующей гидросистеме. При отказе правого двигателя тормозным щитком пользоваться запрещается.
Признаки:
-
падение оборотов и (или) температуры газа, не сопровождающееся признаками, изложенными в пунктах 6.4, 6.11, 6.12, 6.13;
-
уменьшение скорости (продольной перегрузки).
Действия:
-
если при снижении оборотов до 50 % не произошел автоматический запуск двигателей на выбеге, установить РУД обоих двигателей в положение СТОП;
-
не допуская уменьшения оборотов авторотирующих двигателей менее 15 % (для обеспечения работы системы управления самолетом), выполнить поочередно запуск двигателей в соответствии с пунктом 6.10.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В полете с двумя авторотирующими двигателями скорости перемещения органов управления самолетом должны быть минимально необходимыми, обеспечивающими режим полета для запуска двигателей. Не допускать при этом падения давления в гидросистемах менее 120 – 110 кгс/см2.
Если отказ двух двигателей произошел на высоте менее 2000 м или ни один из двигателей не запустился до высоты 2000 м – катапультироваться.