ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 1403
Скачиваний: 2
Если отказ двух двигателей произошел на высоте менее 2000 м или ни один из двигателей не запустился до высоты 2000 м – катапультироваться.
-
Запуск двигателя в полете.
Надежный запуск двигателя обеспечивается на выбеге роторов и оборотах авторотации не менее 15 %, при этом запуск осуществляется:
-
на оборотах менее 50 %:
на Н ≤ 10000 м при V = 550 – 1000 км/ч;
-
на оборотах 50 % и более:
на Н < 8000 м при V = 300 – 1000 км/ч;
на Н = 8000 – 11000 при V = 400 – 1000 км/ч;
на Н = 11000 – 12000 при V = от 450 км/ч до М = 1,5;
Запуск двигателей осуществляется:
-
Автоматически при падении оборотов менее 50 % и положении РУД от МАЛОГО ГАЗА до ПОЛНОГО ФОРСАЖА, при этом высвечивается табло ЗАПУСК.
-
Летчиком установкой РУД на 2-3 сек в положение СТОП, а затем в любое положение от упора МАЛЫЙ ГАЗ (с предварительной установкой выше упора на 10-15 мм) и до упора МАКСИМАЛ (при этом высвечивается табло ЗАПУСК).
Время высвечивания табло ЗАПУСК – 20 сек, время запуска двигателей не более 40 сек.
В случае невысвечивания табло ЗАПУСК или незапуска двигателя установить РУД на упор СТОП, включить выключатель ДУБЛИР ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ и после высвечивания табло ЗАПУСК установить РУД на упор МАЛЫЙ ГАЗ. После запуска двигателя отключить выключатель ДУБЛИР ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ, при этом табло ЗАПУСК гаснет.
Процесс запуска контролировать по росту оборотов и температуры газа за турбиной и после выхода двигателя на режим, установленный РУД, проверить работу двигателя плавным перемещением РУД. Если двигатель не управляется, повторить запуск на большей скорости.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
-
При росте температуры газов выше 600°С в процессе запуска выполнить отсечку топлива установкой РУД на 2-3 сек на упор СТОП.
-
Запуск двигателя в воздухе при выпущенном шасси выполнять только включением выключателя ДУБЛИР ЗАПУСК В ВОЗДУХЕ.
-
В случае высвечивания в процессе запуска на УСТ сигнала ОТКЛЮЧИ ПРИВОД ЛЕВ (ПРАВ) ГЕНЕР отключать привод запрещается.
-
При высвечивании после запуска двигателя на УСТ сигнала ГЕНЕР ПЕРЕМ ЛЕВ (ПРАВ) отключить и вновь включить выключатель ГЕНЕР ~ ТОКА данного двигателя.
На Н ≥ 2 км или при М ≥ 0,65 в процессе запуска двигателя допускается срабатывание системы обнаружения и ликвидации помпажа, сопровождающееся кратковременным уменьшением и восстановлением оборотов и температуры газа, не препятствующими выходу двигателя на режим, заданный РУД.
-
Отказ маслосистемы, повышенная вибрация, раскрутка оборотов РНД или несрабатывание клапана переключения наддува.
Признак:
-
в полете с положительными перегрузками на УСТ высвечивается сигнал СБРОСЬ ОБОРОТЫ ЛЕВ (ПРАВ).
Действия:
-
немедленно установить РУД на упор МАЛЫЙ ГАЗ;
-
если в течение 4-6 сек сигнал СБРОСЬ ОБОРОТЫ не погас, немедленно установить РУД на упор СТОП и, не запуская двигатель, следовать на аэродром посадки;
-
если сигнал СБРОСЬ ОБОРОТЫ погас, не увеличивая обороты выше малого газа, следовать на аэродром посадки.
-
Отказ комплексного регулятора.
Признак:
-
на УСТ высвечивается сигнал РЕГУЛЯТ ЛЕВ (ПРАВ);
-
возможно погасание лампы ФОРСАЖ при нормальной работе форсажной камеры;
-
на числах М ≥ 1,35 возможен помпаж воздухозаборника без нарушения работы двигателя, а также срабатывание системы АДФ.
Действия:
-
прекратить выполнение задания;
-
в полете не превышать обороты η2 более 95 %;
-
режим работы двигателя от упора МГ до η2 = 95 % увеличивать плавно за время не менее 10 сек;
-
форсаж не включать;
-
отключение форсажа осуществлять с выдержкой РУД на упоре минимального форсажа не менее 2 сек.
-
Отказ привода ВКА.
Признаки:
-
резкое падение до нуля оборотов η2 двигателя на указателе ИТЭ-2ТБ, сопровождаемое падением до 100 кс/см2 давления в 1 (2) гидросистеме, при нормальных показаниях температуры двигателя;
-
возможны высвечивания на УСТ одного из сигналов: АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ (ПРАВ); РЕГУЛЯТ ЛЕВ (ПРАВ); ОДНА ГИДРО; ОТКЛЮЧИ ПРИВОД ЛЕВ (ПРАВ) ГЕНЕР и соответствующая им речевая информация.
Действия:
-
выключить двигатель с отказавшим приводом ВКА, установив его РУД в положение СТОП;
-
прекратить выполнение задания и следовать на аэродром посадки.
-
Отказ системы обнаружения и ликвидации помпажа (СПП).
Признаки: самопроизвольное периодическое уменьшение и восстановление оборотов и температуры газов за турбиной на установившихся режимах работы двигателя, сопровождающееся высвечиванием светосигнализатора ЗАПУСК соответствующего двигателя при отсутствии признаков помпажа.
Действия:
-
отключить отказавшую систему СПП выключателем ОТКЛЮЧЕНИЕ СПП;
-
продолжать выполнение задания;
-
при появлении признаков помпажа руководствоваться указаниями, изложенными в п. 6.4. «Помпаж двигателя»;
-
при необходимости выполнения запуска двигателя усилить контроль за температурой газов.
Отказы в работе топливной системы.
-
Падение давления топлива на входе в двигатель.
Признак:
-
на УСТ высвечивается сигнал НЕТ ПОДКАЧКИ.
Действия:
-
создать положительную перегрузку и отключить форсаж (если он был включен);
-
в случае непогасания сигнала НЕТ ПОДКАЧКИ снизиться на высоту менее 6000 м на бесфорсажном режиме работы двигателей и возвратится на аэродром посадки. При этом запрещается создавать околонулевые или отрицательные перегрузки.
ПРЕДКПРЕЖДЕНИЕ. В случае останова двигателей при высвечивании на УСТ сигнала НЕТ ПОДКАЧКИ действовать, как указано в подразделах «Отказ одного двигателя в полете», «Отказ двух двигателей в полёте».
-
Увеличение температуры топлива на входе в двигатель выше допустимой.
Признак: на УСТ высвечивается сигнал ПЕРЕГРЕВ ТОПЛИВА ЛЕВ (ПРАВ).
Действия:
-
плавно увеличить обороты двигателя до оборотов, при которых произойдет погасание сигнала;
-
если сигнал продолжает высвечиваться, прекратить выполнение задания и возвратиться на аэродром посадки.
-
Невыработка топлива из бака № 4.
Признак: высвечивание лампы Б3 при невысвечивании лампы Б4-1.
Действия:
-
проверить исправность лампы Б4-1 нажатием кнопки КОНТРОЛЬ ЛАМП;
-
если лампа исправна, то из показания расходомера необходимо вычесть 1000 кг;
-
после начала работы топливомера для определения запаса топлива на борту руководствоваться показаниями топливомера;
-
в поете не превышать α = 10°, а при заходе на посадку выдерживать скорость на 20 км/ч больше обычной. Для определения посадочного веса пользоваться показаниями расходомера.
-
Невыработка топлива из бака № 3.
Признаки:
-
не высвечивается сигнал Б3 на указателе топливомера-расходомера после начала работы топливомера;
-
разница в показаниях шкал топливомера и расходомера после начала работы топливомера превосходит допустимую.
Действия:
-
проверить исправность лампы Б3 нажатием кнопки КОНТРОРЛЬ ЛАМП;
-
для определения запаса топлива на борту руководствоваться показаниями шкалы топливомера.
При выполнении захода на посадку для определения посадочного веса самолета пользоваться показаниями расходомера.
Отказы гидросистем.
-
Отказ одной гидросистемы.
-
Признак:
На УСТ высвечивается сигнал ГИДРО НА УПРАВЛЕН, сопровождаемый речевой информацией: «Мал уровень первой гидросистемы. Шасси не убирай» или «Мал уровень второй гидросистемы, тормозной щиток отключен».
Действия:
-
прекратить выполнение задания и следовать на аэродром посадки;
-
при малом уровне в 1 гидросистеме шасси выпускать основным способом, при невыпуске – выпускать аварийно.
-
Признак:
На УСТ высвечивается сигнал АВТОМАТ ВОЗДЗАБ ЛЕВ (ПРАВ), на очереди РЕЗЕРВ БОК КАНАЛА, ОДНА ГИДРО, АВТОМАТ ФЛАПЕР (только при отказе 2 гидросистемы), сопровождаемые речевой информацией: «Отказ автоматики левого (правого) воздухозаборника. Управляй панелью вручную», «Нет резерва бокового канала. Скорость менее 600 и угол атаки менее 10 градусов»", «Отказ одной гидросистемы. Проверь давление по индикаторам».
На щитке СДУ высветятся кнопки-лампы отказавших подканалов.
Действия:
-
прекратить выполнение задания;
-
установить скорость не более 600 км/ч, при этом управление панелью левого (правого) воздухозаборника осуществлять вручную;
-
при отказе 2 ГС отключить демпфер курса;
-
следовать на аэродром посадки, не создавал угол атаки более 10°.
При отказе 1 гидросистемы шасси выпускать аварийно. При отказе 2 гидросистемы торможение на пробеге осуществлять от основной системы, если давление в гидроаккумуляторах более 150 кгс/см2; от аварийной системы, если давление менее 150 кгс/см2.
При отказе одной из гидросистем на скоростях полета 1200-1400 км/ч (M=1,05-1,15) и высотах менее 2000 м установить РУД на упор МАЛЫЙ ГАЗ и одновременно плавно перевести самолет в набор высоты с углом тангажа 15-20°. Если при взятии ручки управления на себя не происходит увеличения угла тангажа или появляется кренение самолета, зафиксировать ручку управления. После уменьшения скорости до М ≤ 1,0 управляемость самолета восстановится.
-
Отказ обеих гидросистем.
Признаки:
-
в верхней центральной части приборкой доски высвечивается на сигнальном табло красный аварийный сигнал ГИДРО, на УСТ высвечивается сигнал ОДНА ГИДРО, сигналы сопровождаются речевой информацией: «Отказ двух гидросистем. При отсутствии давления катапультируйся»;
-
давление в обеих гидросистемах по индикаторам - ниже 100 кгс/см2.
Действия:
-
установить режим полёта, благоприятный для катапультирования и покинуть самолет.
Отказы в системе выпуска шасси.
-
А. Неисправность сигнализации выпуска шасси (установки на замки выпущенного положения).
Признаки: при установке переключателя крана шасси в положение ВЫПУЩ не высвечивается зелёная лампа (лампы) выпущенного и красная лампа промежуточного положения шасси. Также не высвечивается табло ШАССИ ВЫПУЩЕНО.
Действия:
Убедиться в наличии давления в первой гидросистеме и проверить исправность ламп сигнализации, для чего нажать кнопку ПРОВЕРКА ЛАМП. Если сигнализация неисправна (лампы при контроле не высвечиваются) при нормальном давлении в гидросистеме необходимо:
-
оставить переключатель крана шасси в положении ВЫПУЩЕНО;
-
установить переключатель фар в положение РУЛЕЖ;
-
доложить руководителю полетов и пройти на малой высоте над стартом для визуального контроля выпуска шасси по горящей рулежной фаре (сигнализирующей при горении об установке всех стоек шасси на замки выпущенного положения);
-
при подтверждении руководителем полетов выпуска шасси выполнить посадку.
Б. Неустановка стоек (стойки) шасси на замки выпущенного положения.
Признаки:
-
не высвечивается табло ШАССИ ВЫПУЩ;
-
не высвечивается зеленая лампа (лампы) выпущенного положения шасси;
-
высвечивается постоянно или мигает красная лампа промежуточного положения шасси;
Действия:
-
сделать 2-3 попытки повторного выпуска, в процессе которых создавать знакопеременные перегрузки;
-
выполнить несколько энергичных покачиваний с крыла на крыло.
Если указанные действия не привели к установке стоек шасси на замки выпущенного положения, выпустить их аварийно.
При неустановке и в этом случае одной основной, двух основных или трех стоек – катапультироваться.
При неустановке на замок выпущенного положения передней стойки возможна посадка на основные стойки на БВПП длиной 2500 м. Решение на катапультирование или посадку принимает летчик.
В случае принятия решения на такую посадку необходимо:
-
освободиться в безопасном месте от подвесок вооружения;
-
перед заходом на посадку застопорить привязные ремни, сбросить фонарь и выпустить тормозной щиток;
-
установить переключатель СДУ АВТ-ПОЛЁТ-ПОСАД в положение ПОСАД;
-
заход на посадку и посадку выполнять обычным порядком, желательно с остатком топлива 600 кг (сигнал ОСТАТОК 600 КГ высвечивается) при боковой составляющей ветра не более 5 м/с;
-
после касания ВПП выключить двигатели;
-
на пробеге выдерживать посадочный угол атаки взятием ручки управления самолетом на себя до упора. В процессе опускания носовой части выпустить тормозной парашют;
-
торможение колес выполнять после касания носовой частью БВПП, сообразуясь с оставшейся её длиной. Тенденцию к развороту самолета парировать раздельным торможением колес;
-
после полной остановки обесточить самолет и немедленно покинуть его.
-
Аварийный выпуск шасси.
Аварийный выпуск шасси выполнять в случае невыпуска шасси основным способом (отсутствует давление в первой гидросистеме или отказ электрической части системы), а также при отказе левого двигателя.
При этом необходимо:
-
установить скорость полета 400-500 км/ч;
-
установить переключатель крана шасси в положение ВЫПУЩЕНО, а при отказе левого двигателя в положение УБРАНО;
-
ручку аварийного выпуска шасси вытянуть на себя до упора (при этом откроются задние и передние створки главных опор, створка ниши передней опоры);
-
выдержав ручку аварийного выпуска шасси 3-4 секунды в данном положении, повернуть её влево и вновь потянуть на себя до упора, при этом шасси должно выпуститься полностью, что контролируется по высвечиванию зеленых сигналов на ИП-52.
-
Разрушение одного из пневматиков колес основных стоек шасси на разбеге.
Признаки:
-
сильная тряска самолета;
-
разворачивающий момент и кренение в сторону разрушившегося пневматика.
Действия:
-
в первой половине разбега прекратить взлет, выключить двигатель и выпустить тормозной парашют;
-
во второй половине разбега продолжить взлет. После отрыва затормозить колеса, шасси не убирать (при полетах, не связанных с выполнением боевого задания), выработать топливо до минимального безопасного остатка. Посадку производить на БВПП ближе к её краю со стороны неповрежденного колеса.
После приземления действовать так же, как и при разрушении пневматика в первой половине разбега.
Отказы в системе дистанционного управления.
-
Отказ двух подканалов в продольном канале СДУ.
Признаки:
-
на УСТ высвечивается сигнал ДВА КАНАЛА СДУ;
-
на щитке СДУ высвечивается две или более кнопки-лампы.
Действия:
-
нажать мигающую или горящую кнопку-лампу. В случае, если на пульте СДУ горят несколько кнопок-ламп, нажать также на те кнопки-лампы, нажатие на которые в течение полета не производилось. В случае, если замигала уже горящая кнопка-лампа, нажать её повторно. Погасание кнопки-лампы после нажатия означает, что отказ СДУ ликвидирован;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Одновременное нажатие на две кнопки-лампы запрещается.
-
если после нажатия кнопок-ламп продолжает высвечиваться сигнал ДВА КАНАЛА СДУ, прекратить выполнение задания, установить режим полета: Н=8000-10000 м, V=500 км/ч и выполнить посадку.
-
Отказы трех подканалов в продольном канале СДУ.
Признаки:
-
высвечивается красный аварийный сигнал СДУ;
-
на УСТ высвечивается сигнал ДВА КАНАЛА СДУ;
-
на пульте СДУ высвечивается три или четыре кнопки-лампы;
-
речевая информация: «Проверь сигнализацию отказа управления».
Действия:
-
Включить ЖЕСТКУЮ СВЯЗЬ, если при этом аварийный сигнал СДУ гаснет, установить режим: Н=8000 – 1000 м, V=500 км/ч и следовать на посадку. При включении ЖЕСТКОЙ СВЯЗИ автоматически включается режим Кш РУЧ.