Файл: Стресс – что может сделать организация и/или работник для понижения его уровня.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных социально-экономических и производственных условиях человек становится всё более уязвим потоку сверхсильных раздражителей, связанных с неблагоприятными экологическими, социальными, профессиональными и другими факторами его жизни и деятельности. Ответная реакция организма, выраженная психической возбудимостью и раздражительностью, сопровождается перенапряжением физических и психических функций. С каждым годом количество людей, страдающих от психических и нервных расстройств возрастает. Затяжные отрицательные эмоции и переживания, перерастая в стрессы, зачастую негативно сказываются на физическом здоровье человека, неизбежно приводя к развитию многочисленных психосоматических заболеваний. Справиться с последствиями стрессов очень сложно, однако снизить негативное воздействие стрессовых ситуаций на здоровье человека возможно, сохранив психическое равновесие с помощью различных методов профилактики стрессов. [3]

Актуальность данной курсовой работы продиктована тем, что проблема воздействия стресса на организм человека в условиях современной жизни обладает не просто исключительным научным значением, но становится всё более популярным житейским и производственным понятием, которое объединяет широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств. Психологический стресс приобретает сегодня фактически масштабы эпидемии и представляет собой одну из основных социальных и бизнес проблем современного общества.

Цель данной работы – проанализировать механизмы возникновения психологического стресса и последствия его влияния на здоровье человека и результаты безнес-деятельности предприятия, а также предложить практические меры борьбы со стрессом. Достижение поставленной цели определило круг первостепенных задач работы:

1. Изучить материалы в интернете на тему стресса, основанные на научно-популярной и методической литературе, а также изучить практические методы борьбы со стрессом.

2. Описать общие закономерности, факторы возникновения стресса и формы его проявления.

3. Представить материалы, описывающие влияние психологического стресса на здоровье человека.

4. Найти и представить эффективные способы диагностики и практические методы борьбы и преодоления стресса.

5. Обобщить результаты работы и сделать выводы.

Объект исследования данной работы – феномен стресса как психологического явления в современном обществе. Предмет исследования – способы борьбы со стрессом в быту и на предприятии, минимизация влияния психологического стресса на здоровье человека. Теоретико-методологическая основа исследования включает концепции и теории зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблеме психологии стресса, его диагностике и методам коррекции (Г. Селье, У. Кэннон, Л. Леви, Р. Лазарус, Р. Ланьер, Ю.В. Щербатых, В.Я. Апчел, Н.Е. Водопьянова, А.Б. Леонова и др.).


Таким образом, данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе раскрывается понятие и сущность психологического стресса. Вторая глава посвящена влиянию психологического стресса на здоровье человека. В третьей главе речь идёт о способах диагностики стрессовых симптомов и состояний, методах их профилактики и коррекции.

Теоретическая и практическая значимость: вклад в общую теорию понимания проблемы психологического стресса и его влияния на организм человека, возможность использования материалов работы на практике для профилактики и коррекции стрессовых ситуаций в повседневной жизни и на предприятии.

    1. 1. Понятие психологического стресса, его сущность, особенности [3, п.1.2.].

Популяризация понятия "стресс" в биологии и медицине и прямое перенесение его физиологического значения в психологию привели к смешению психофизиологического и физиологического подходов к его изучению.

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было при­своено наименование психологический стресс. В содержание этого термина включают и первичные эмоциональные психические реакции и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными повреждениями, и аффективные реакции при стрессе, и физиологические механизмы, лежащие в их основе [1, c.5]. Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию [4, с.64].

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также встречаются термины «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс». Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают в него разные смыслы, поэтому создание общей концепции психоэмоционального стресса затруднено. Отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже преобладание эмоций в комплексной реакции.


Первым попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса Р. Лазарус. Он выдвинул концепцию, согласно которой различают физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психологический (эмоциональный) стресс, при котором человек на основе индивидуальных знаний и опыта оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую [1, c.5].

В.Л. Марищук (1995) установил, что наименование стресса (эмоциональный, боевой, учебный, авиационный, спортивный и др.) определяется содержанием стресс-фактора. Так, эмоциогенное воздействие вызывает эмоциональный стресс, спортивные нагрузки – спортивный стресс, факторы полета – авиационный стресс и т.д. Но стрессом, как он утверждает, можно называть лишь состояние, характеризующееся значимым выбросом стероидных гормонов. Поэтому любой стресс является физиологическим, поскольку сопровождается физиологическими реакциями и всегда эмоциональным, т.е. сопровождается соответствующими эмоциональными переживаниями.

В исследованиях вопросов эмоционального стресса сначала Л. Леви, а затем Г. Селье все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, обозначают как дистресс, а связанные с положительными эмоциональными реакциями – как эустресс.

В отличие от биологического стресса, описанного в классических работах Г.  Селье, психологический стресс, обладает рядом специфических особенностей:

  1. Может вызываться не только реально действующими (физическое, химическое или биологическое воздействие на организм), но и вероятностными событиями, возникновения которых субъект боится (социальное воздействие или собственные мысли).
  2. Важное значение имеет оценка степени своего участия в активном воздействии на проблемную ситуацию с целью ее нейтрализации.
  3. Высокое влияние личностных качеств субъекта.
  4. Характер эмоциональных переживаний проявляется вторичными эмоциональными реакциями в сочетании с когнитивным компонентом – беспокойство, тревога, тоска, депрессия, ревность, зависть, раздражительность и т. д.
  5. Временные границы предмета стресса не конкретны, не ограничены настоящим или ближайшим будущим, а могут касаться прошлого, далекого будущего или неопределенного времени [12, c. 25 – 26].

Из-за неоднозначности трактовки понятия "стресс" многие ученые и сегодня предпочитают другие термины – "психическая напряженность", "операционная и эмоциональная напряженность", "эмоциональное напряжение", "нервно-психическое напряжение", "психоэмоциональное напряжение". Однако общим для всех является одно – реакция организма на воздействие определенной силы.


Таким образом, в последние годы наблюдается условность полного разделения физиологического стресса и стресса психологического. В физиологическом стрессе всегда есть психические элементы и наоборот. Что же касается терминов "психологический стресс" и "эмоциональный стресс", то они часто используются как равнозначные, поскольку почти все ученые признают, что основной причиной психологического стресса является эмоциональное возбуждение.

Итак, в этой главе опираясь на мнения авторитетных учёных, дается описание сущности психологического стресса и выявилены его специфические особенности.

    1. 2 Влияние психологического стресса на здоровье человека [3, п.2.].

2.1 Объективные и субъективные факторы возникновения стресса, факторы стресса на предприятии.

Согласно психогенетическим исследованиям, реакции людей на те или иные факторы среды на 30-40% определяются генами, полученными от родителей, и на 60-70% зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработанных условных рефлек­сов и т.д. Таким образом, одни люди изначально более предрасполо­жены к стрессу, а другие — устойчивы к нему [12, c.78].

В последнее время всё более распространено предположение, что стрессы беременной женщины повышают вероятность развития стресса у ребенка. Физиологическим базисом для личности является тип высшей нерв­ной деятельности, который отражает силу и динамику нерв­ных процессов в мозге. Психотравмирующие переживания первых семи лет осложняют про­текание стрессовых реакций всю последующую жизнь.

Как правило, различают 2 вида факторов возникновения стресса – объективные и субъективные. Объективные причины стрессов современного человека образуют четыре группы.

К первой группе относят условия жизни и работы человека: глобальные и локальные. Глобальные причины стрессов представлены загрязнением окружающей среды. Локальные же составляют бытовые домашние проблемы, тяжелая работа, транспортные проблемы и др.


Вторую группу объективных факторов определяют люди, с которыми человек взаимодействует.

Третья группа – политические и экономические факторы. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы [8]. К факторам социально-производственной природы отно­сятся: социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; ночные смены; нерациональное и несбалансированное питание; курение и употребление алкоголя.

Четвертая группа –любые непредвиденные и чрезвычайные ситуации [12, c.117 – 122].

Остановимся подробнее на факторах возникновения стресса на рабочем месте [2, п.2.2]:

- стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте, есть еще и факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни. Например, неудовлетворительное финансовое положение побуждает людей брать дополнительную работу в ущерб времени отдыха и усиливает стресс. Так же серьезное влияние оказывают и семейные кризисы.

- групповые факторы стресса, к которым можно отнести отсутствие групповой сплоченности, наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов, наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника.

- факторы стресса, связанные с организацией - физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места.

- неуверенность в завтрашнем дне, а именно боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

- невозможность влиять на свою работу, так как монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;

- характер выполняемой работы, сюда относятся сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда;

- ролевая двусмысленность (неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль) и ролевой конфликт (различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе);