Файл: Сущность государственного управления на современном этапе развития общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современному обществу приходится постоянно совершенствовать управление. Без этого оно как высокоорганизованная система не может обойтись. Управление должно обеспечивать устойчивость и одновременно динамизм сфер государственной и общественной жизни, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, научно-технические и иные процессы.

Все это требует изменений концепций и практики управления в целом и особенно государственного управления. Насколько обоснованы цели и стратегии управления, эффективно ли действуют государственные органы, какова степень участия граждан, как влияет управление на деятельность организаций - эти вопросы никогда не теряют актуальность. Наш прошлый и современный опыт дают разные ответы.

Начало XX века сопровождалось появлением новых концепций управления в обществе, когда оно отождествлялось с государственным централизованным управлением. Это давало возможность концентрировать силы и ресурсы на главных направлениях развития страны, и не случайно некоторые иностранные эксперты называют наше пятилетки примером жесткого управления по результатам. Однако сдерживалась инициатива мест, и нараставший консерватизм лишал управление его опережающего назначения.

С распадом СССР и переходом к быстрому формированию рыночных отношений по существу резко ослаб весь механизм государственного управления. Иллюзии стихийного регулирования привели к отказу от двойного подчинения органов и вертикали власти, к явному преобладанию методов менеджмента над методами управления государственными делами. И это отрицательно отразилось на экономике и социальной сфере, приведя к разрыву устойчивых связей между регионами и предприятиями, организациями.

С конца 90-х годов пришлось воссоздавать новую практику государственного управления и укреплять иерархические связи его звеньев. Административная реформа, начало которой было положено Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 924 Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 30. - Ст. 3046. и Концепцией реформы, одобренной Правительством РФ 25 октября 2005 г. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р) (с изменениями от 9 февраля, 28 марта 2008 г.) // Российская Газета. - 2005. - 2 ноября., означает новый этап развития государственного управления. Речь идет об упорядочении функций исполнительных органов и повышении эффективности управления, об ограничении государственного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и поддержании саморегулируемых организаций, о доступности и открытости управления для гражданского общества. Уже осуществляются меры по этим направлениям.


Предстоит системно совершенствовать все элементы государственного управления - составы функций по уровням, статусы субъектов и участников, процедуры и регламенты деятельности, институты государственной службы и др. Это должно быть сделано во взаимосвязи на федеральном и региональном уровне, с выделением «партнерской доли» законодательных и муниципальных органов, суда, который становится активным участником отношений с управленческим аппаратом. Надо глубже понять специфику управления в разных сферах и такую корреляцию, как меняющиеся потребности в разных методах управленческого воздействия с учетом динамики ситуаций («больше - меньше»). Сочетание с саморегулированием должно быть обоснованным.

Всем вышесказанным объясняется актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности государственного управления. Для достижения поставленной цели определим следующие основные задачи работы:

1) определить понятие и рассмотреть характерные черты государственного управления;

2) выявить соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности;

3) проанализировать новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества.

При написании курсовой работы мы опирались труды А.П. Алехина, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельского, Ю.М.Козлова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Юсупова.

1. Понятие и характерные черты государственного управления

Термин «государственное управление» достаточно широко используется не только в России, но и в зарубежных государствах, однако наполнен различным смысловым содержанием и зависит от многих политико-правовых критериев. В советский период данный термин, будучи признанным и установленным на государственном уровне, употреблялся в научно-теоретической, нормотворческой и правоприменительной сферах государственной деятельности. Сегодня большинство ученых-юристов справедливо понимают под государственным управлением деятельность государства и других субъектов государственной власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия, т.е. как специальный вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений, а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. Второе издание. - М., 2005. - С.41. Госуправление предстает властным упорядочивающим воздействием субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан).


Государственное управление есть целенаправленная, организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность органов государственной исполнительной власти на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право: Учебник. - М., 2007. - С. 41-46.

Государственное управление содержит объективные и субъективные предпосылки своего осуществления и характеризуется тремя обязательными свойствами: опирается на силу государственной власти; распространяется на все общество; обладает системностью.

Традиционно государственное управление рассматривается в широком и узком смыслах. Государственное управление в широком понимании - это регулирующая деятельность всех государственных органов (представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, прокуратуры и иных органов), организующее воздействие со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

Для него свойственны выполнение общезначимых функций, нормативно-распорядительное регулирование, подзаконный характер деятельности, использование властных полномочий. Государственное управление в узком смысле - это связанный с реализацией лишь исполнительной власти специфический вид административной деятельности федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти. В таком смысле государственное управление является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997. - С. 29-30.

В этом понимании государственное управление обладает следующими признаками: выступает особым видом подзаконной деятельности (исполнительно-распорядительным) по реализации государственной исполнительной власти; предстает предметной, непрерывной, оперативной, постоянной, повседневной и планомерной деятельностью; наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество; характеризуется масштабностью, специализированностью, всеобщностью и законностью (правомерностью); воплощается специальными органами государственной исполнительной власти на основе единообразной технологии; строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений; основывается на принципе профессионализма, организационности; исполняет полномочия юрисдикционного характера; основано на усмотрении и обеспечивается мерами административного принуждения. Задачами государственного управления являются: создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; обеспечение общественного порядка и безопасности; государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни и в области государственной поддержки некоторых предприятий и организаций; создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения; формирование кадрового потенциала управления.


Основные его функции состоят в информационном обеспечении деятельности государственных органов, прогнозировании и моделировании, планировании, организации, распорядительстве, руководстве; координации; контроле; регулировании; учете См., например: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М., 1996. - С. 7-12, 19; Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. Второе издание [текст]. - М., 2005. - С. 39, 44-45; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. - М., 2002. Т. 1. - С. 144-215.

Конституция Российской Федерации термин «государственное управление» не использует, какого-либо указания на осуществление государственного управления любым властным субъектом из числа упомянутых в ней нет, но применяется термин «исполнительная власть».

В литературе таковая рассматривается в качестве абстрактной политико-правовой, а государственное управление - организационно-правовой категории. Исполнительная власть производна от государственного управления, она является ветвью государственной власти, функционирующей наряду с двумя другими ветвями государственной власти - законодательной и судебной.

Реализуется же исполнительная власть посредством и в форме осуществления государственного управления. Последнее представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого претворяется в жизнь исполнительная власть См., например: Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. - Саратов, 2006. - С. 12-15, 18-22, 26; Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. - С. 26; Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., 2004. - С. 19-44, 55 . Впрочем, в действующем законодательстве наряду с термином «органы исполнительной власти» встречаются понятия «государственные органы управления», «органы государственного управления», «органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление».

Существуют и иные точки зрения. Согласно одной из них, термином «государственное управление» должна охватываться лишь нормотворческая и индивидуально-распорядительная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, направленная на позитивное регулирование общественных отношений на основе соответствующих законов, а не все виды подзаконной исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти и иных органов управления. То есть государственное управление должно отождествляться с государственным регулированием.


Следовательно, государственное управление представляется властной подзаконной деятельностью уполномоченных государственных органов управления, в том числе органов исполнительной власти, по нормативному и индивидуальному позитивному урегулированию общественных отношений на основе соответствующих законов, принимаемых органами законодательной власти Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. Учебник. - Волгоград, 2006. - С. 74-75.

Отсюда составными частями государственного управления как вида государственной деятельности являются: подзаконное нормативное регулирование общественных отношений, осуществляемое посредством издания органами управления на основе соответствующих законов подзаконных нормативных актов и направленное на установление общих правил поведения в отношении неопределенного круга лиц; индивидуальное регулирование общественных отношений на основе соответствующих законов и подзаконных нормативных актов, осуществляемое посредством принятия органами управления распорядительных правовых актов и совершения властно-распорядительных действий в отношении индивидуально определенных субъектов (физических и юридических лиц), направленное на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей. Значит, по своей сути государственное управление - это государственно-регулятивная деятельность.

В содержание понятия госуправления должны включаться виды подзаконной государственно-властной деятельности, обеспечивающие позитивное регулирование общественных отношений.

В свою очередь подзаконная государственно-властная деятельность органов исполнительной власти и иных органов управления, направленная на выявление и пресечение правонарушений, на разрешение споров между участниками общественных отношений, на обеспечение безопасности государства и общества, не рассматривается в качестве государственного управления, так как, осуществляя эту деятельность, соответствующие государственные органы не управляют субъектами общественных отношений, не регулируют их поведение, а обеспечивают охрану и защиту их прав и законных интересов от противоправных посягательств, от нарушений со стороны других субъектов. Данная подзаконная государственно-властная деятельность является защитно-охранительной Россинский Б.В. Административное право: Учеб.-практич. пособие. - М., 2001. - С. 12-14.

Таким образом, согласно этой точке зрения, вся государственно-властная деятельность, обозначаемая в науке административного права единым термином «государственное управление», подразделяется на два взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга вида деятельности, реализуемых органами исполнительной власти и иными государственными органами управления: регулятивную и защитно-охранительную. Условно они объединяются в понятие «административная деятельность», под которой понимается урегулированная нормами административного права подзаконная государственно-властная деятельность органов исполнительной власти, иных государственных органов, не относящихся к законодательным и к судебным, а также исполнительных органов местного самоуправления, их должностных лиц по нормативному и индивидуальному регулированию, охране и защите общественных отношений в целях обеспечения надлежащего правопорядка и необходимого режима безопасности в обществе и государстве. государственный управление федеральный российский