Файл: Сущность государственного управления на современном этапе развития общества.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
Введение
Современному обществу приходится постоянно совершенствовать управление. Без этого оно как высокоорганизованная система не может обойтись. Управление должно обеспечивать устойчивость и одновременно динамизм сфер государственной и общественной жизни, оперативное реагирование на происходящие социально-экономические, научно-технические и иные процессы.
Все это требует изменений концепций и практики управления в целом и особенно государственного управления. Насколько обоснованы цели и стратегии управления, эффективно ли действуют государственные органы, какова степень участия граждан, как влияет управление на деятельность организаций - эти вопросы никогда не теряют актуальность. Наш прошлый и современный опыт дают разные ответы.
Начало XX века сопровождалось появлением новых концепций управления в обществе, когда оно отождествлялось с государственным централизованным управлением. Это давало возможность концентрировать силы и ресурсы на главных направлениях развития страны, и не случайно некоторые иностранные эксперты называют наше пятилетки примером жесткого управления по результатам. Однако сдерживалась инициатива мест, и нараставший консерватизм лишал управление его опережающего назначения.
С распадом СССР и переходом к быстрому формированию рыночных отношений по существу резко ослаб весь механизм государственного управления. Иллюзии стихийного регулирования привели к отказу от двойного подчинения органов и вертикали власти, к явному преобладанию методов менеджмента над методами управления государственными делами. И это отрицательно отразилось на экономике и социальной сфере, приведя к разрыву устойчивых связей между регионами и предприятиями, организациями.
С конца 90-х годов пришлось воссоздавать новую практику государственного управления и укреплять иерархические связи его звеньев. Административная реформа, начало которой было положено Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 924 Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 30. - Ст. 3046. и Концепцией реформы, одобренной Правительством РФ 25 октября 2005 г. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р) (с изменениями от 9 февраля, 28 марта 2008 г.) // Российская Газета. - 2005. - 2 ноября., означает новый этап развития государственного управления. Речь идет об упорядочении функций исполнительных органов и повышении эффективности управления, об ограничении государственного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства и поддержании саморегулируемых организаций, о доступности и открытости управления для гражданского общества. Уже осуществляются меры по этим направлениям.
Предстоит системно совершенствовать все элементы государственного управления - составы функций по уровням, статусы субъектов и участников, процедуры и регламенты деятельности, институты государственной службы и др. Это должно быть сделано во взаимосвязи на федеральном и региональном уровне, с выделением «партнерской доли» законодательных и муниципальных органов, суда, который становится активным участником отношений с управленческим аппаратом. Надо глубже понять специфику управления в разных сферах и такую корреляцию, как меняющиеся потребности в разных методах управленческого воздействия с учетом динамики ситуаций («больше - меньше»). Сочетание с саморегулированием должно быть обоснованным.
Всем вышесказанным объясняется актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности государственного управления. Для достижения поставленной цели определим следующие основные задачи работы:
1) определить понятие и рассмотреть характерные черты государственного управления;
2) выявить соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности;
3) проанализировать новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества.
При написании курсовой работы мы опирались труды А.П. Алехина, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельского, Ю.М.Козлова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Юсупова.
1. Понятие и характерные черты государственного управления
Термин «государственное управление» достаточно широко используется не только в России, но и в зарубежных государствах, однако наполнен различным смысловым содержанием и зависит от многих политико-правовых критериев. В советский период данный термин, будучи признанным и установленным на государственном уровне, употреблялся в научно-теоретической, нормотворческой и правоприменительной сферах государственной деятельности. Сегодня большинство ученых-юристов справедливо понимают под государственным управлением деятельность государства и других субъектов государственной власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия, т.е. как специальный вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений, а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. Второе издание. - М., 2005. - С.41. Госуправление предстает властным упорядочивающим воздействием субъекта управления (государства и его специальных органов либо должностных лиц) на объекты управления (общество, граждан).
Государственное управление есть целенаправленная, организующая, подзаконная, исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность органов государственной исполнительной власти на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право: Учебник. - М., 2007. - С. 41-46.
Государственное управление содержит объективные и субъективные предпосылки своего осуществления и характеризуется тремя обязательными свойствами: опирается на силу государственной власти; распространяется на все общество; обладает системностью.
Традиционно государственное управление рассматривается в широком и узком смыслах. Государственное управление в широком понимании - это регулирующая деятельность всех государственных органов (представительных, исполнительных, судебных органов государственной власти, прокуратуры и иных органов), организующее воздействие со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.
Для него свойственны выполнение общезначимых функций, нормативно-распорядительное регулирование, подзаконный характер деятельности, использование властных полномочий. Государственное управление в узком смысле - это связанный с реализацией лишь исполнительной власти специфический вид административной деятельности федеральных и региональных исполнительных органов государственной власти. В таком смысле государственное управление является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997. - С. 29-30.
В этом понимании государственное управление обладает следующими признаками: выступает особым видом подзаконной деятельности (исполнительно-распорядительным) по реализации государственной исполнительной власти; предстает предметной, непрерывной, оперативной, постоянной, повседневной и планомерной деятельностью; наряду с правоприменением осуществляет административное правотворчество; характеризуется масштабностью, специализированностью, всеобщностью и законностью (правомерностью); воплощается специальными органами государственной исполнительной власти на основе единообразной технологии; строится на основе вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связей и отношений; основывается на принципе профессионализма, организационности; исполняет полномочия юрисдикционного характера; основано на усмотрении и обеспечивается мерами административного принуждения. Задачами государственного управления являются: создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; обеспечение общественного порядка и безопасности; государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни и в области государственной поддержки некоторых предприятий и организаций; создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения; формирование кадрового потенциала управления.
Основные его функции состоят в информационном обеспечении деятельности государственных органов, прогнозировании и моделировании, планировании, организации, распорядительстве, руководстве; координации; контроле; регулировании; учете См., например: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М., 1996. - С. 7-12, 19; Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. Второе издание [текст]. - М., 2005. - С. 39, 44-45; Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: В 3 т. - М., 2002. Т. 1. - С. 144-215.
Конституция Российской Федерации термин «государственное управление» не использует, какого-либо указания на осуществление государственного управления любым властным субъектом из числа упомянутых в ней нет, но применяется термин «исполнительная власть».
В литературе таковая рассматривается в качестве абстрактной политико-правовой, а государственное управление - организационно-правовой категории. Исполнительная власть производна от государственного управления, она является ветвью государственной власти, функционирующей наряду с двумя другими ветвями государственной власти - законодательной и судебной.
Реализуется же исполнительная власть посредством и в форме осуществления государственного управления. Последнее представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которого претворяется в жизнь исполнительная власть См., например: Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. - Саратов, 2006. - С. 12-15, 18-22, 26; Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. - С. 26; Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., 2004. - С. 19-44, 55 . Впрочем, в действующем законодательстве наряду с термином «органы исполнительной власти» встречаются понятия «государственные органы управления», «органы государственного управления», «органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление».
Существуют и иные точки зрения. Согласно одной из них, термином «государственное управление» должна охватываться лишь нормотворческая и индивидуально-распорядительная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, направленная на позитивное регулирование общественных отношений на основе соответствующих законов, а не все виды подзаконной исполнительной и распорядительной деятельности органов исполнительной власти и иных органов управления. То есть государственное управление должно отождествляться с государственным регулированием.
Следовательно, государственное управление представляется властной подзаконной деятельностью уполномоченных государственных органов управления, в том числе органов исполнительной власти, по нормативному и индивидуальному позитивному урегулированию общественных отношений на основе соответствующих законов, принимаемых органами законодательной власти Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации. Учебник. - Волгоград, 2006. - С. 74-75.
Отсюда составными частями государственного управления как вида государственной деятельности являются: подзаконное нормативное регулирование общественных отношений, осуществляемое посредством издания органами управления на основе соответствующих законов подзаконных нормативных актов и направленное на установление общих правил поведения в отношении неопределенного круга лиц; индивидуальное регулирование общественных отношений на основе соответствующих законов и подзаконных нормативных актов, осуществляемое посредством принятия органами управления распорядительных правовых актов и совершения властно-распорядительных действий в отношении индивидуально определенных субъектов (физических и юридических лиц), направленное на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей. Значит, по своей сути государственное управление - это государственно-регулятивная деятельность.
В содержание понятия госуправления должны включаться виды подзаконной государственно-властной деятельности, обеспечивающие позитивное регулирование общественных отношений.
В свою очередь подзаконная государственно-властная деятельность органов исполнительной власти и иных органов управления, направленная на выявление и пресечение правонарушений, на разрешение споров между участниками общественных отношений, на обеспечение безопасности государства и общества, не рассматривается в качестве государственного управления, так как, осуществляя эту деятельность, соответствующие государственные органы не управляют субъектами общественных отношений, не регулируют их поведение, а обеспечивают охрану и защиту их прав и законных интересов от противоправных посягательств, от нарушений со стороны других субъектов. Данная подзаконная государственно-властная деятельность является защитно-охранительной Россинский Б.В. Административное право: Учеб.-практич. пособие. - М., 2001. - С. 12-14.
Таким образом, согласно этой точке зрения, вся государственно-властная деятельность, обозначаемая в науке административного права единым термином «государственное управление», подразделяется на два взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга вида деятельности, реализуемых органами исполнительной власти и иными государственными органами управления: регулятивную и защитно-охранительную. Условно они объединяются в понятие «административная деятельность», под которой понимается урегулированная нормами административного права подзаконная государственно-властная деятельность органов исполнительной власти, иных государственных органов, не относящихся к законодательным и к судебным, а также исполнительных органов местного самоуправления, их должностных лиц по нормативному и индивидуальному регулированию, охране и защите общественных отношений в целях обеспечения надлежащего правопорядка и необходимого режима безопасности в обществе и государстве. государственный управление федеральный российский