Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
Основы административного права
Административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).
Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию исполнительных органов местного самоуправления, и порядок их взаимодействия с органами государственной власти.
Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов – предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной организации.
Нормы административного права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественной самодеятельности. Нормы этой отрасли регулируют государственную службу, причем не только в органах исполнительной власти, но и во всех государственных и муниципальных органах.
Административное право регулирует не только публичную управленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример тому – Правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, санитарные правила и т.д.
Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями, устанавливают вид и меры административной ответственности за их свершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.
Под административно-правовым отношением понимается урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Виды административно-правовых отношений:
1. отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект – объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности – основные управленческие связи (например, отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками);
2. отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, не органически связанные с его осуществлением – не основные управленческие связи (например, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов).
Субъект административного права – это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязанностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.
Субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации.
Физическое лицо в свою очередь, охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства.
Организации как субъекты административного права надо разделить на государственные и негосударственные организации. Различие:
Государственные организации:
· выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством;
· они базируются на государственной собственности;
· управляются государством.
К числу государственных организаций относятся органы государственного аппарата – представительные, исполнительные, судебные, органы прокуратуры, государственные предприятия, учреждения и организации – производственные, культурные, здравоохранения и т.д.
К негосударственным можно отнести объединения граждан – профсоюзы, спортивные общества, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации – частные, кооперативные, акционерные, смешанные и т.д.
Среди столь многочисленные субъектов административного права тем не менее выделяются как основные два вида субъектов – граждане и органы исполнительной власти.
Государственная служба. Понятие и виды государственных должностей
За названием «орган исполнительной власти» скрываются конкретные люди, которые и осуществляют практически все его функции.
Различают два понятия: должность и государственная должность.
Должностью считается штатная единица организации, учреждения, предприятия, а работник, ее занимающий, наделяется определенным кругом прав и обязанностей
Государственные должности в государственных органах разделены на категории «А», «Б», «В» в зависимости от целей их учреждения.
Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категории «Б» и «В».
Категория «А» - это должности устанавливаемые Конституцией РФ, федеральным законодательством, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент, Председатель Правительства, Председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ, депутаты, министры, судьи)
Категория «Б» - учреждаются в установленном законодательством порядке, чтобы непосредственно обеспечить исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории «А».
Категория «В» - учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.
Принципы организации государственной службы
Принципы государственной службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и. В частности, в системе государственной службы.
Принципы современной государственной службы закрепляются в различных законодательных и других нормативно-правовых актах.
Принципы:
1. принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав.
2. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
3. принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ.
4. принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.
5. принципы равного доступа граждан государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
6. принципы определяющие правоотношения государственной службы с общественными и религиозными объединениями
7. организационно-функциональные принципы государственной службы.
Функции государственной службы обусловлены ее внутренними свойствами и принципиальными чертами.
Общие функции государственной службы:
- информационное обеспечение, сбор, получение информации, необходимы для осуществления государственной деятельности;
- прогнозирование и моделирование, то есть предвидение изменений и развитие и в результате каких либо событий;
- планирование-определение направлений, разработка целей, задач;
- организация-формирование системы государственной службы;
- распорядительство, то есть оперативное регулирование государственно-служебных отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей;
- учет-фиксация информации о движении материальных ресурсов.
Задачи государственной службы:
- исполнение функций гос. управления;
- обеспечение конституционного строя;
- применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения;
- реализация созданного в стране механизма налогообложения;
- обеспечение принципа верности гос. служащих государству и т.п. и т.д.
Основы правового регулирования экономической деятельности
Основы правового регулирования экономических отношений
Виды административно-правовых отношений
В зависимости от особенностей участников отношений существуют следующие виды административно-правовых отношений:
- между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);
- между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, администрации двух областей);
- между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;
- между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их
организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (финансовый контроль, административный надзор);
- между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
- между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры);
- между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
- между субъектами исполнительной власти и гражданами.
В зависимости от государственного устройства различают отношения, возникающие:
- между центральными органами федеральной исполнительной власти и
исполнительными органами субъектов Федерации (между Правительством РФ и правительствами республик);
- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, находящимися на одном уровне (между правительствами двух республик);
- между органами исполнительной власти субъектов Федерации, стоящими
на разных уровнях (например, между администрацией Красноярского
края и входящего в его состав Эвенкийского автономного округа).
В зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений выделяют:
- внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих
структур, определением основ взаимодействия между ними и их под
разделениями, с распределением прав и обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления. Стороны в
этих отношениях - соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, должностные лица;
- внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на
объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на
граждан, общественные объединения, коммерческие структуры).
По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на отношения:
- порожденные правомерными действиями;
- порожденные неправомерными действиями.
По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений:
- материальные - общественные отношения в сфере управления, которые регулируются материальными нормами административного права;
- процессуальные - отношения, складывающиеся в сфере управления в
связи с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.
Вертикальные горизонтальные правоотношения в административном праве
Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим выделяют вертикальные и горизонтальные правоотношения.