Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
Вертикальные административно-правовые отношения могут возникнуть между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, например:
- между федеральным министерством и его территориальным органом,
- между главным государственным инспектором РФ и подчиненным ему аппаратом или нижестоящим государственным инспектором.
Общие черты вертикальных административно-правовых отношений – это осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритет юридически выраженной воли одной стороны.
Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).
Но есть и другой вид административно-правовых отношений — горизонтальные, которые характерны для сторон административного договора, например, отношения между Министерством Юстиции РФ и иным федеральным органам исполнительной власти, но вопросу разработки нормативного правового акта, в котором заинтересован данный орган. К таким горизонтальным правоотношениям, исключающим принцип «власть — подчинение», могут быть отнесены правоотношения, вытекающие из договоров между главами администрации субъектов РФ о взаимных действиях по развитию социальной структуры регионов, обмену культурными достижениями, эксплуатации водохозяйственных объектов и т.п.
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.
Эти отношения, не являясь типичными для сферы государственного управления, выражаются не столь отчетливо, как вертикальные. К их числу относятся:
- отношения, предшествующие непосредственно управленческому воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, служат для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения. Это – связи, возникающие между находящимися на одинаковом правовом уровне исполнительными органами;
- отношения, возникающие после осуществления непосредственно управленческого воздействия с целью создания условий для эффективной реакции принятого в одностороннем порядке юридически властного решения.
Таким образом, следует рассматривать два вида административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные.
Но общей их характерной особенностью является то, что одной из сторон такого правоотношения всегда является орган (должностное лицо), обладающий полномочиями публично-властного характера.
Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются:
- при реализации гражданами и их организациями предоставленных им конституционных прав и обязанностей в сфере государственного управления;
- при реализации субъектами публичной администрации (органа
ми исполнительной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов)
установленных законодательством РФ функций и полномочий в
сфере государственного управления;
- при возникновении административно-правовых споров граждан, их организаций с органами, осуществляющими функции государственного управления, и их должностными лицами, в том числе споров, связанных с нарушением прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
- при нарушении физическими и юридическими лицами установленных законом или иным нормативным правовым актом правил и
требований, влекущих применение мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.
Каждая сторона административно-правовых отношений обладает административной правоспособностью.
Административная правоспособность возникает с момента рождения человека, а в отношении организации — с момента ее учреждения и не может быть передана другому лицу, невозможен и отказ от нее.
В отличие от административной правоспособности, административная дееспособность означает способность лица своими собственными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления, т.е. своими самостоятельными действиями реализовывать свою административную правоспособность.
Административная правоспособность и административная дееспособность юридического лица либо другой организации совпадают.
Что касается административной дееспособности гражданина, то ее развитие и полное осуществление закон связывает с достижением определенного возраста, а в ряде случаев — с состоянием здоровья человека. Конституция РФ предоставляет гражданам РФ возможность осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18-летнего возраста. Однако это не исключает права законодателя устанавливать частичную административную дееспособность гражданина до достижения им возраста совершеннолетня, и том числе путем установления обязанности отвечать за определенные Противоправные деяния.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает возможность применения мер административного наказания к гражданам, достигшим 16 лет.
Административно-правовое отношение, как и любое другое правоотношение, имеет определенную структуру, элементам» которой являются:
- субъект правоотношения,
- объект правоотношения
- юридический факт.
Эта структура, по сути дела, предопределена правовой нормой, которая предусматривает в абстрактном виде права и обязанности конкретных субъектов административного права, вид общественных отношений, в рамках которых могут возникнуть административные права и обязанности, и условия юридические факты, порождающие возникновение, изменение или прекращение конкретных Правоотношений.
Субъекты административно-правовых отношений:
Субъект административно-правовых отношений - тот, кто наделен государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.
Субъекты административно-правовых отношений:
- государственные органы и их структурные подразделения;
- предприятия, учреждения, организации;
- общественные (негосударственные) объединения;
- служащие государственных органов и организаций, общественных объединений;
- представители общественных формирований, наделенные административными правами и обязанностями;
- граждане Российской Федерации; иностранные граждане и лица без гражданства.
Субъектами административно-правовых отношений могут быть физические лица, а также коллективные субъекты — органы, организации юридические лица.
В качестве объектов административно-правовых отношений можно рассматривать тот конкретный круг общественных отношений, по поводу которых возникает соответствующая правовая связь субъектов правоотношений. Например, в сфере образования административно-правовое отношение возникает между администрацией (ректоратом) государственного высшего учебного заведения и студентом по поводу выполнения учебного плана, соблюдения-дисциплины, предоставления учебной и методической литературы, пользования библиотечным фондом и т.п.
Юридические факты - факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических актов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.
События - явления, независимые от воли людей (стихийное бедствие техногенного или природного характера, рождение, смерть человека).
Действия — правомерные (ликвидация юридического лица, регистрация прав на недвижимость, зачисление в учебное заведение) и неправомерные (совершение административного правонарушения, незаконное административное задержание, возложение на лицо не предусмотренной законом обязанности и т.п.),
Административно-правовое отношение возникает только при наличии определенного юридического факта.
По своему содержанию административно-правовые отношения, как и правовые нормы, подразделяются на:
- материальные
- процессуальные.
Следует отметить, что законные интересы субъектов административно правовых отношений защищаются государством, поскольку факт нарушения стороной правоотношения предусмотренных нормой права обязанностей влечет установленную законом ответственность.
Государство определяет и способы защиты сторон правоотношений, устанавливая порядок разрешения споров между сторонами правоотношения. Особенность административных правоотношений состоит в том, что предусмотрены как административный, так и судебный порядок их защиты. Причем пока еще основная часть административно-правовых споров разрешается в административном порядке.
Вместе с тем имеет место тенденция повышения роли судебного контроля за законностью действий и решений органов публичной администрации и соответственно увеличения числа административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Отметим также, что административно-правовые отношения могут возникать как по инициативе органов (должностных лиц) публичной администрации, так и по инициативе граждан и их организаций (должностных лиц).
В связи с этим можно обратиться к классификации административно-правовых отношении по их назначению и содержанию на внутриорганнизацинонные (внутрисистемные), когда они возникают в рамках данного органа управления, и внешние, когда одним из субъектов такого правоотношения является не подчиненные органу публичной администрации гражданин или организация.
Если иметь в виду сферы государственного управления, то административно-правовые отношения можно разделить на следующие группы:
- в сфере административно-правового регулирования экономических отношений;
- в сфере административно-правового регулирования отношений,
но реализации нрав граждан на образование, охрану здоровья, охрану
труда, социальную защиту, на благоприятную окружающую среду,
других социальных прав;
- в сфере обеспечения безопасности гражданина, общества, государства.
По действующему законодательству федеральные органы исполнительной власти при необходимости могут создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц. Назрела необходимость уточнить, где требуются, а где нет потребности в территориальных органах федеральной исполнительной власти, имея в виду упразднение тех из них, которые дублируют деятельность соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Требуется фактически воссоздать систему государственного контроля. Старая система контроля разрушена, а новая не создана. Это — одна из основных причин явления, получившего название правового беспредела. Существует настоятельная необходимость в значительном расширении объема контрольных полномочий в отношении негосударственного сектора экономики, особенно за соблюдением законодательства о труде, где допускается большое количество правонарушений. Об этом можно судить по количеству и характеру писем и жалоб, поступающих на имя Президента и в Правительство, в суды всех уровней, в том числе в Конституционный Суд России.
Жесткий государственный, административный контроль необходим и в сфере производства товаров и услуг для населения, особенно в сфере взимания налогов.
Заключение
Коренным образом меняется законодательство о государственной службе и государственных служащих. В России пока нет стройной системы государственной службы; еще не получила законодательного закрепления кадровая политика государства; во многих субъектах Федерации отсутствует их законодательство о государственной службе. Среди нормативных правовых актов по вопросам государственной службы сейчас преобладают подзаконные акты. Такое положение нельзя считать нормальным, так как важнейшие положения, например, по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности, денежного и пенсионного обеспечения, должны регулироваться законом. Это обеспечивает более прочное правовое положение государственных служащих. Нуждается в научной разработке вопрос о должностном лице — важной государственно-властной фигуре в системе исполнительной власти и в аппаратах управления законодательной и судебной власти.
Список литературы
1. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Админ. право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005.