Файл: Творческое мышление и способы его активизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. В наиболее простом определении понятие «мышление» можно выразить как способность человеческого мозга воспринимать действительность и влиять на нее. Человеческое мышление – процесс невероятно сложный и многогранный, поэтому все способы восприятия человеком объективной действительности принято подразделять на виды. Так, психологи выделяют следующие основные виды мышления:

  • Наглядно-образное (мышление этого типа опирается на представления и образы, позволяя обобщать информацию из нескольких образов в один);
  • Эмпирическое (одна из базовых ступеней мышления, дает возможность производить обобщения на основании полученного опыта);
  • Алгоритмическое (такой тип мышления ориентирован на решение типовых задач и основывается на заранее установленных правилах);
  • Абстрактное (данный вид мышления осуществляется за счет логических связей, понятия имеют основную роль, а образы – второстепенную).
  • Предметно-действенное (данный вид мышления преимущественно направлен на решение конкретных задач в рамках практической деятельности человека);
  • Творческое (мышление, результатом которого становится открытие чего-либо принципиально нового).

Среди всех перечисленных выше видов мышления особое значение имеет мышление творческое. Оно представляет собой особенный вид мышления, характеризующийся созданием какого-либо нового продукта в ходе непосредственной деятельности по его созданию. Творческое мышление сильно отличается от, например, мышления алгоритмического или репродуктивного, в ходе которых человек применяет готовые, заранее известные знания или уже наработанные умения.

Глава 1. Творческое мышление

1.1. Понятие творческого мышления и препятствия к его развитию

Творческое мышление связано с самим понятием «творчество», под которым понимается процесс создания новых объектов, предметов, ценностей. Творчество имеет значительный психологический аспект, т.к. предполагает у человека наличие определенных знаний и способностей, благодаря обработке и использованию которых может быть создан некий продукт, отличающийся оригинальностью и принципиальной новизной. Творчество подразумевает интенсивную работу мышления. Мышлением обладают все люди без исключения, однако не все могут похвастаться наличием творческого мышления. Таким образом, получаем, что творческое мышление есть уникальный психический процесс, результатом которого становится создание новой творческой ценности, и присущ такой тип мышления не всем.


При этом, стоит отметить, что творческое мышление все же не стоит особняком, не отделяется полностью от остальных видов и способов мышления. Скорее, наоборот: элементы разных видов мышления дополняют друг друга. Так, например, американский психолог немецкого происхождения Рудольф Арнхейм, размышляя о разных типах мышления, пишет: «Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям».

Одну из первых попыток сформулировать понятие творческого мышления сформулировал американский психолог и профессор Джой Гилфорд. Он предположил, что возможность назвать мышление человека творческим появляется в том случае, его в нем доминируют следующие особенности:

  • Оригинальность и нетривиальность. Творческое мышление, по мнению Дж. Гилфорда, отличается постоянным стремлением к интеллектуальной новизне. Человек творческий в большинстве случаев пытается найти собственное, нетривиальное решение поставленной задачи, отличное от его предыдущего опыта и опыта окружающих людей.
  • Гибкость. Под этим подразумевается способность человека видеть задачу под новым углом, взглянуть на нее с принципиально новой стороны. Творческий человек способен найти новое, необычное применение даже совершенно обычному объекту и расширить таким образом функциональное применение данного объекта.
  • Спонтанность. Эта особенность творческого мышления представляет собой умение человека продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Как мы уже отмечали выше, не всякий человек обладает творческим типом мышления. Но что мешает каждому человеку проявить некоторую оригинальность мышления? Вероятно, дело не только в наличии или отсутствии у людей каких-либо творческих способностей. Этим вопросом задались психологи Г. Линдсей, К. Халл и Р.Томпсон. По их мнению, серьезным препятствием на пути к развитию творческого мышления выступают не только малоразвитые творческие способности, но и следующие факторы:

  • Конформизм. Стремление человека не выделяться среди других и боязнь быть «не таким, как все» выражается в отказе от творческих идей и способов решения задач и доминирует над творческим мышлением, даже если человек вполне к нему способен.
  • Страх быть осмеянным. Зачастую творческие люди страшатся оказаться «белой вороной» и показаться окружающим необразованными, глупыми и смешными, и поэтому пренебрегают собственными творческими идеями в пользу установленных в обществе правил и стереотипов.
  • Боязнь недовольства со стороны человека, чья позиция подвергается критике. Имея собственные представления о методах решения разнообразных практических задач, человек с творческим типом мышления зачастую приходит к необходимости критиковать иные, «традиционные» методы.
  • Завышенное чувство собственной значимости. Человеческая психология устроена таким образом, что то, что человек создал или придумал самостоятельно, априори нравится ему более всего другого. Это влечет стойкий антагонизм к суждениям и высказываниям окружающих и приводит к нежеланию делиться своими наработками, оставив их «при себе».
  • Высокий уровень тревожности. Многие люди, обладающие таким качеством, зачастую страдают от неуверенности в себе и для них представляется затруднительным открыто высказывать собственные идеи.

Таким образом, мы видим, что на развитие творческого мышления оказывают существенное влияние не только творческие способности, присущие человеку, но и многие другие факторы, такие как: качества характера, уровень самооценки, подверженность влиянию окружающих, страхи и т.д.

Как мы уже неоднократно отмечали выше, творческое мышление выделяется психологами в особую форму мышления, присущую не всем людям, отличную от остальных и весьма трудную для изучения. Творческое мышление изучено сравнительно мало, и не существует некоторой единой концепции, которая бы позволила привести существующие знания в единую систему. Как в России, так и в иных странах проводилось большое количество психологических исследований на тему творчества и человеческих способностей. Ученые пришли к выводу о том, что творческие способности и способности к обучению – вещи принципиально разные, и могут в отдельных случаях быть совершенно не связаны друг с другом. Так, например, творческие способности редко отражаются в результатах тестов на определение уровня IQ. В качестве основной способности, выделяющей человека с творческим типом мышления, принято выделять креативность – способность нестандартно мыслить, создавать оригинальные решения задач и отходить в своих действиях от стандартных схем и правил. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.

Творческому мышлению зачастую противопоставляют критическое. В некотором роде эти два типа мышления можно считать противоположностями, т.к. критическое мышление в большей степени направлено на выявление недостатков с действиях и суждениях других людей, а творческое – на создание собственных суждений без оценки чужих. В некоторых источниках можно встретить идею о том, что творческое и критическое мышление не способны к симбиозу: человек с критическим типом мышления слишком увлечен оценкой и критикой, что не оставляет ему возможности творить. А человек творческий, напротив, зачастую лишен способности воспринимать здоровую критику или видеть недостатки в собственных действиях.

Невозможно отрицать, что, как правило, один из этих двух типов мышления доминирует над другим. Однако теория об их несовместимости представляется нам не вполне верной: и критическое, и творческое мышление человека можно развивать относительно равномерно, если грамотно подойти к образовательному процессу еще в раннем детстве. Однако стоит помнить, что креативность зависит от образования весьма неоднозначным образом: многие дети, столкнувшись со стандартными школьными заданиями, напротив, теряют способность мыслить креативно и творчески.


1.2. Развитие творческого мышления у детей

Развитие творческого мышления у детей заявлено как важнейшая, основополагающая часть современного образования. Для того, чтобы вызвать у ребенка интерес к творчеству и пробудить в нем способности к творческому мышлению, необходимо понимать, как происходит и из каких стадий состоит творческий процесс. Основные этапы (4) творческого процесса описал Г. Уоллес.

  • Подготовительный этап: формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
  • Инкубационный этап: отвлечение от задачи и перенос внимания на другой предмет исследования.
  • Этап просветления: «Вникание» в суть задачи на интуитивном уровне.
  • Проверочный этап: испытание найденного решения в условиях реальной жизни.

Четырехступенчатая модель творческого процесса Г. Уоллеса не была проверена на практике и не получила эмпирического подтверждения, однако предоставила определенные рамки, внутри которых творчество может быть исследовано более предметно. Многие ученые и исследователи приняли этапы Уоллеса в качестве базы, и в дальнейшем довольно четко описывали собственное творчество в соответствии с каждым из этих этапов. Наиболее знаменитый пример – это рассказ французского математика Пуанкаре о том, как ему удалось открыть свойства антропоморфных функций. Так, Пуанкаре пишет, что после долгой работы с уравнениями ему удалось сделать некоторые важные открытия, которых, однако, было вовсе не достаточно для завершения работы (подготовительный этап). Затем, прервав исследования, математик направился на геологическую экскурсию, во время которой «забыл» о своей работе (инкубационный этап). Затем Пуанкаре описывает момент, когда завершающее открытие пришло в его голову: «Когда мы прибыли в Кутансе, мы садились в омнибус, чтобы ехать куда-то еще. И в момент, когда я поставил ногу на подножку, ко мне без всякой видимой подготовки мысли пришла идея, что преобразования, которые я использовал в определении автоморфных функций, идентичны преобразованиям неевклидовой геометрии» (этап просветления). И, наконец, вернувшись домой, ученый проверил полученные результаты на практике, и они оказались верны (проверочный этап).

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое.


Наглядно-действенное мышление.

В раннем детстве, младенчестве, мышление неразрывно связано с действием и неотделимо от него: маленький ребенок может производить определенные мыслительные операции, лишь манипулируя различными предметами: игрушками, одеждой, продуктами питания. Только к пяти годам дети учатся совершать мыслительные операции в уме. В качестве примера можно привести знакомую всем детскую игрушку-головоломку, суть которой в том, чтобы вложить детали разных геометрических форм в подходящие по форме отверстия. Годовалый ребенок сможет завершить игру, только если попробует положить деталь в каждое из отверстий, остановившись на том, куда деталь поместится. Ребенок пяти лет сперва изучит все детали и отверстия, подумает, и лишь затем приступит к собиранию головоломки. К возрасту пяти лет дети учатся манипулировать образами, запоминать очертания предметов, сопоставлять похожие предметы и находить внешние отличия. Создание образов в этот период очень важно: научившись разделять цельные образы на части, ребенок придумывает новые, уникальные образы. Так, например, дети часто рисуют фантастических животных, «собранных» из лап, хвостов и голов уже известных им зверей. Такого животного не существует в природе, однако ребенок может его вообразить. Эту способность называют фантазией. Фантазия – первый этап становления творческого мышления.

Причинное мышление.

Причинно-следственные связи, как правило, плохо осознаются детьми до достижения ими возраста 7-8 лет, т.к. они не являются наглядными и не находятся на первом плане. Однако к указанному возрасту большинство детей начинают задаваться вопросами «Как?» и «Почему?» и искать на них ответы. Стремление найти ответы побуждает детей рассматривать каждую ситуацию в более широком контексте. Такая самостоятельная работа учит ребенка более глубоко управлять своим мышлением: ставить цели исследования, выдвигать предположения, анализировать факты. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуации и выборе среди множества вариантов и обилия факторов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Здесь формируется второй этап творческого мышления: при столкновении с неочевидной, ранее не рассмотренной проблемой ребенок сам выбирает вопрос, на который будет отвечать, и сам придумывает на него собственный ответ.

Эвристическое мышление.

По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие социальные и природные явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носят вероятностный характер, что свидетельствует об их приблизительной точности и достоверности. Типичными примерами ситуаций с вероятностными прогнозами могут служить прогнозы погоды, исхода шахматной партии, производственного или бытового конфликта и т.д. Во всех этих случаях причинное мышление оказывается недостаточным. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, правил, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12—14 годам.