Файл: Творческое мышление и способы его активизации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заданиях, где сама проблема не всегда четко определена и поэтому нуждается в окончательном формулировании, от ребенка требуется умение построить проблемную ситуацию: выделить проблему, критерии оптимального решения, отделить главное от второстепенного, ранжировать предметы и объекты по степени важности. Самая большая психологическая опасность при эвристическом мышлении — это слишком поспешное принятие кажущегося оптимальным варианта решения. Преодолеть эту опасность можно, если попытаться найти несколько вариантов решения и сравнить их для выбора наилучшего. Поиск наилучшего решения нестандартной проблемы – еще один этап становления творческого мышления.

На развитие творческих способностей детей дошкольного возраста оказывают влияние следующие факторы:

  • интеллект как способность;
  • знания;
  • стиль мышления;
  • индивидуальные черты;
  • мотивация;
  • внешняя среда

Глава 2. Методы активизации творческого мышления

Развитие творческого мышления – необходимое условия успеха в большинстве видов практической деятельности человека. Развитие творческого мышления, как уже было рассмотрено выше, представляет собой крайне длительный процесс, который начинается в глубоком детстве и не всегда приносит результат. В подобном случае, если творческое мышление не удалось развить «естественным» способом, можно прибегнуть к «искусственным» методам его активизации.

2.1. Типология методов

К настоящему моменту разработаны разнообразные методы активизации и развития творческого мышления, которые можно разделить на несколько видов.

  • Психологические методы. Они призваны пробудить скрытые, латентные творческие способности, имеющиеся у всех людей. К наиболее известным психологическим приемам относятся ассоциативные методы активизации творческого мышления. Они основаны на возникновении спонтанных связей с имеющейся в памяти информацией и образовании новых образов.
  • Инструментальные методы. Если психологические приемы не только активизируют, но и обеспечивают развитие творческого мышления, то второй вид – это только инструменты, использование которых заставляет человека взглянуть на поставленную задачу под нетривиальным углом. Творческое мышление такие инструменты не развивают, однако могут быть полезными при решении конкретных задач.
  • Коллективные методы. Работа в группе и активное общение с другими людьми создает благоприятную атмосферу для создания новых оригинальных идей. Самым известным из групповых методов активизации творческого мышления является «брейнсторминг», он же - мозговой штурм.

Использование любых методов активизации творческого мышления оказывает благотворное воздействие и на развитие творческих способностей, и на состояние психики в целом: повышается эмоциональный тонус, возникает чувство уверенности в себе и растет самооценка.

Рассмотрим наиболее популярные и часто используемые методы активизации творческого мышления более подробно.

2.2. Brainstorming (мозговой штурм)

Данный метод, также известный под названиями «мозговая атака», «коллективная генерация идей», «конференция идей», «метод обмена мнениями», предполагает работу в коллективе, который совместно в быстром активном темпе генерирует большое количество новых идей. Каждая из предложенных идей может быть рассмотрена как вариант решения поставленной задачи. Этот метод был разработан в 1939 г. американским ученым А. Осборном.

Метод выглядит достаточно просто, однако для того, чтобы его применение было эффективным и привело к желаемому результату, необходимо соблюсти ряд определенных правил.

Во-первых, всех участников мозгового штурма необходимо предварительно разделить на две группы: «генераторов идей» и «критиков». Это необходимо сделать потому, что в силу индивидуальных особенностей некоторые люди больше склонны к генерации идей, другие - к их критическому анализу. Задача первой группы – выдвинуть как можно больше вариантов решения проблемы в максимально короткое время. «Генераторы идей» не фильтруют свои предложения: среди высказанных идей может оказаться много практически неосуществимых и даже абсурдных. Для того, чтобы критически анализировать полученные предложения, в работу включаются «критики». Они отбрасывают откровенно нелепые идеи и выделяют несколько таких, с которыми можно работать на практике.

Во-вторых, при проведении мозгового штурма необходимо помнить о следующем:

  • необходимо отказаться от мысли о том, что поставленная проблема имеет лишь одно решение;
  • необходимо предложить максимальное количество решений;
  • все идеи подлежат рассмотрению;
  • идеи должны высказываться кратко, без подробного обоснования;
  • каждый из участников имеет право выступить неограниченное число раз;
  • предложения не должны быть подготовлены заранее.

Если все правила соблюдены, метод мозгового штурма может показать невероятную эффективность. Исследования показали, что коллективное мышление с соблюдением вышеуказанных правил может сгенерировать на 70% больше ценных идей, нежели индивидуальная работа каждого из участников. За 1 час мозгового штурма группа людей может выдвинуть до двухсот новых способов решения поставленной задачи.


Проведение мозгового штурма подразделяется на следующие этапы:

  • Подготовительный этап. Здесь формируются группы «генераторов» и «критиков», поясняются правила ведения мозгового штурма.
  • Озвучивание проблемы. На этом этапе участники знакомятся с поставленной задачей, задают вопросы и получают подробное описание проблемной ситуации.
  • Генерация идей. Организаторы мозгового штурма должны создать атмосферу благожелательности и поддержки, освобождающую участников от излишней скованности. Только в таких условиях возможно открытое высказывание идей и предположений. Высказывание идей может начаться незамедлительно, но, если проблема очень сложна, каждый участник может сперва некоторое время поработать над ней самостоятельно.
  • Систематизация идей. В рамках данного этапа составляется общий список всех выдвинутых идей, их формулируют общепринятым образом, повторяющиеся и частично дублирующие друг друга идеи объединяют в одну комплексную идею. При необходимости идеи группируются по каким-либо критериям.
  • Критика идей. Здесь начинает работать группа «критиков». На этом этапе каждая идея подвергается всесторонней критике, благодаря чему происходит «разрушение» неперспективных и нереалистичных идей. Основной принцип - рассмотрение каждой идеи только с точки зрения препятствий к ее осуществлению, т.е. участники дискуссии должны выдвигать доводы, которые отвергают обсуждаемую идею.
  • Разработка альтернатив. Этот этап можно считать заключительным. После этапа критики остаются только те идеи, которые могут быть реализованы на практике. Нереалистичные абсурдные идеи отвергаются и заменяются более подходящими вариантами. Составляется окончательный список приемлемых вариантов.

2.3. Методы ассоциаций и аналогий

Методы ассоциаций и аналогий предполагают активизацию в первую очередь ассоциативного мышления человека, обращение к уже существуем в его сознании образам. К таким методам относятся: синектический метод, метод фокальных объектов, метод генерирования случайных ассоциаций.

Метод синектики - это комплексный метод стимулирования творческой деятельности, использующий приемы и принципы как «мозгового штурма», так и метода аналогий и ассоциаций. Данный метод предназначен для разработки альтернатив путем ассоциативного мышления и поиска аналогий решаемой задаче. Само слово «синектика» - неологизм, означающий объединение разнородных элементов.


Основоположником метода синектики принято считать У.Гордона, который, проанализировав записи групповой работы изобретателей, заметил, что новые важные идеи обычно базируются на аналогиях с привычными и знакомыми природными явлениями или предметами. В отличие от мозгового штурма, целью синектики является не генерирование как можно большего количества идей, а поиск малого количества подходящих альтернатив (либо единственной альтернативы).

План действий при использовании метода синектики заключается в следующем. Подбирается группа «синекторов», состоящая из 5-7 человек, которые отбираются по критериям гибкости мышления, диапазона знаний и практического опыта (предпочтение отдается людям, менявшим профессии и специальности). Этой группе предоставляется возможность некоторое время попрактиковаться в выдвижении аналогий, чтобы привыкнуть к совместной работе.

После этого группа приступает непосредственно к решению поставленной задачи. Методом синектики решаются, как правило, сложные проблемы, на решение которых может уходить от нескольких дней до нескольких недель. Результаты работы группы передаются заказчику, сами синекторы практической реализацией свих идей не занимаются.

В процессе работы «синекторы» прибегают к использованию аналогий четырех типов:

  • Прямые аналогии (реальные). Их часто находят в природе путем наблюдения и изучения биологических процессов в животном и растительном мире. Например, наблюдение за полетом птиц, вероятно, привело человека к идее создания первых самолетов.
  • Субъективные аналогии (телесные). Эти аналогии порождаются двигательными рефлексами и ощущениями человека, которые по своей природе хорошо организованы, и их осмысление может подсказать интересную идею. Например, можно вообразить свое тело на месте нового технического устройства, «почувствовать себя им» и представить, как бы мы работали и что бы испытывали в этом качестве.
  • Символические аналогии (абстрактные). К ним относятся метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, и возникает новое качество, понятие или процесс, например устье реки, дерево решений, заглушить вибрацию, подавить конкуренцию и т.д.
  • Фантастические аналогии (нереальные). Использование таких аналогий означает попытку представить вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, хотелось бы, чтобы компьютер легко воспринимал человеческую речь и мгновенно по нашему желанию решал задачи любой сложности, или хотелось бы, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса нашего автомобиля.

Метод фокальных объектов (МФО) появился в 1923г. по инициативе профессора Берлинского университета Э. Кунце. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Суть метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и потому называется фокальным. В результате возникает ряд неожиданных вариантов решения. Этот метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных систем. Он позволяет, например, быстро найти идеи новых необычных товаров, способов обслуживания в супермаркетах, способов управления.

Метод генерирования случайных ассоциаций является продолжением метода фокальных объектов. Автором метода является Буш Г.Я., разрабатывавший приемы осознанно-логического и интуитивно-практического поиска решений изобретательских задач. Метод предполагает, что существует два некоторых списка, первый из которых перечисляет объекты, а второй – признаки. На их основании создается третий список, в котором объекты и признаки связываются друг с другом. Используются случайные комбинации объектов и признаков, в результате чего формируются случайные ассоциации. Данный метод отличается от метода МФО тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайными. Расширение сочетаний понятий также достигается за счет использования синонимов объекта.

Список использованных источников

Альбуханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. - 1994. - Т. 14. - № 4.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 1983.

Бушуева Л. С. Методы активизации творческого мышления младших школьников// Начальная школа. - 2008. - № 3.

Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление / Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. - М., 1980.

Кларин М. В. Развитие творческого и критического мышления// Школьные технологии. – 2004.

Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984.

Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М., 1981.