Файл: Сущность прогнозирования в государственном и муниципальном управлении.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 5
ВВЕДЕНИЕ
Государственное прогнозирование было в недавнем прошлом нашей страны основой плановой экономики, но в условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. На федеральном уровне прогнозирование не потеряло своего значения и является необходимым элементом государственного и муниципального управления. Вместе с тем нормативные акты о местном самоуправлении и местном хозяйстве представляют права муниципальным органам в регулировании хозяйственной и предпринимательской деятельности на подведомственной территории, в прогнозировании экономического и социального развития.
Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования, а также прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие – всё это обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью исследования является изучение сущности прогнозирования в системе государственного и муниципального управления.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- дать определение понятия «прогнозирование»;
- понятие прогнозирования в государственном и муниципальном управлении;
- определить виды прогнозов;
- определить методы прогнозирования;
- определения объектов прогнозирования в управлении.
ПОНЯТИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Бурное развитие теории и практики прогнозирования приходится на 50-е годы прошлого века. В это время стали появляться простые прогнозные модели, проводились различные прогностические исследования. Своего рода “бум прогнозирования” пришелся на 60-70 годы. Именно в это время разрабатывается подавляющее большинство теоретических положений, методов, сложных прогнозных моделей, широкое применение в прогнозировании стали получать ЭВМ.
В целом, значимость прогнозирования заключается в том, что оно, раскрывая будущие взаимосвязи явлений объективной реальности, увеличивает разнообразие, выбор вариантов развития исследуемой системы и как следствие способствует принятию эффективных управленческих решений [1].
Прогнозирование – это процесс составления прогноза развития тех или иных событий. Прогноз представляет собой предвидение, предсказание, основанное на определенных данных [2].
Сущность процесса прогнозирования состоит в том, что исследователь определенным методом с помощью специального инструментария обрабатывает имеющуюся в его распоряжении информацию о состоянии изучаемого объекта в данный момент, о наблюдавшихся ранее закономерностях изменения объекта, об условиях его функционирования в настоящий момент и стремится с определенной степенью достоверности превратить ее в систему знаний о будущем состоянии или поведении объекта.
Прогнозирование позволяет раскрыть устойчивые тенденции, или, выявить существенные изменения в социально-экономических процессах, оценить их вероятность для будущего планового периода, выявить возможные альтернативные варианты, накопить научный и эмпирический материал для обоснованного выбора той или иной концепции развития или планового решения.
Отличительной особенностью прогнозирования является то, что оно описывает возникновение процессов и объектов, которые в данный момент недоступны непосредственному восприятию и проверке на практике [3].
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Начало государственной политики в области научного прогноза положено Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ», принятым в 1995 году [4]. Данный закон предписывает ежегодную разработку прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу. Объектами прогнозирования на государственном уровне являются состояние и перспективы социально-экономического развития страны, оценка которых базируется на прогнозных результатах, достигнутых различными административными и хозяйственными субъектами за обозримый период [5 – с.372-373].
Сегодня прогнозирование в государственном управлении – научно обоснованное представление о развитии общественных процессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Процесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рамками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации, в первую очередь, о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства.
В деятельности органы государственной власти используются следующие виды прогнозов [6]: социально-экономические; демографические; прогнозы трудовых ресурсов и рабочей силы; прогнозы в отношении природных ресурсов; социальные макроэкономические прогнозы; макроэкономические прогнозы конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков; прогнозы в научно-технической сфере; военно-политические; внешнеэкономические прогнозы.
В зависимости от срока прогнозирования выделяют [7]:
- краткосрочное прогнозирование – срок не более 1 года, показатели могут быть подвержены чрезмерным колебаниям;
- среднесрочное прогнозирование – срок от 1 года до 3-5 лет, показатели более статичны, требуются результаты предварительного анализа, результаты расчетов и т.п.;
- долгосрочное прогнозирование – срок более 3-5 лет, предметом прогнозирования могут быть показатели структурных элементов организации, города, национальной экономики в целом, процесс прогнозирования в этом случае длительный, а сами прогнозы складываются медленно, по мере накопления информации. Долгосрочные прогнозы служат основой разработки концепций, которые учитывают возможные резкие переломы сложившихся в прошлом тенденций, а также возможности усиления хаотичности и неопределенности.
Фундаментальным элементом государственного прогнозирования стали сводные макроэкономические прогнозы, связанные с определением ожидаемого состояния экономики страны и с выявлением тенденций динамики основных ее параметров – ВВП, объема промышленного и сельскохозяйственного производства, объема инвестиций в основной капитал, реальных денежных доходов населения и т. д. Макроэкономическое прогнозирование сопряжено с разработкой пессимистического, оптимистического и реалистического прогнозов. Макроэкономические прогнозы составляются посредством различных методов прогнозирования [8].
Методы прогнозирования [9]:
- Неформальные методы: сбор вербальной информации, сбор и анализ письменных источников, тайный сбор сведений;
- Количественные методы используются в случае, если имеются достаточные основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций: анализ временных рядов – основан на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего, проводится с помощью таблицы или графика и причинно-следственное моделирование – прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными;
- Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами: мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах, неформальная разновидность данного метода "мозговой штурм"; совокупное мнение экспертов однородный сферы – анализ мнений нескольких экспертов и синтез сводного вывода; модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации; метод экспертных оценок – представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию на основе ознакомления с мнениями других экспертов, что позволяет сформировать аргументированное мнение;
- Метод сценариев, который объединяет качественный и количественный подход в составлении прогнозов. В рамках прогнозирования сценарий представляет собой стройную модель будущего развития событий, явлений, процессов, в рамках которой описываются возможные варианты с указанием вероятности их реализации. Сценарий позволяет провести анализ динамически меняющейся системы, учесть отдельные детали и процессы, которые могут быть упущены при иных методах прогнозирования.
Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования [10]. Прежде основные решения принимали в союзном центре, но теперь центр тяжести находится на уровне предприятия, организации, банка, холдинга, которые принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их выполнение и последствия. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность прогнозов, обеспечение ими предпринимателей.
В условиях рыночной экономики роль прогнозирования в государственно управлении заключается в обеспечении условий для реализации следующих возможностей:
- оценить текущую ситуацию с позиций сопоставления различных тенденций, эволюционирующих процессов, разных точек зрения на природу возникающих явлений;
- определить вектор развития, эволюции, изменения сложившейся ситуации в той или иной сфере государственного управления;
- провести оценку потенциальных угроз и возможностей для текущей ситуации в конкретной сфере государственного управления, отрасли экономики, направлении экономической деятельности;
- выявить перспективы дальнейшего развития ситуации и определить вероятные направления конкретных действий в рамках области объекта прогнозирования;
- определить различные направления развития изменений в области объекта прогнозирования и оценить вероятность их реализации в рамках сделанного прогноза.
В рамках науки управления в условиях рыночной экономики базовыми объектами прогнозирования выступают явления и процессы социально-экономического характера. При этом, в зависимости от природы прогноза, он может касаться объемов, структуры, условий, средств удовлетворения общественных потребностей, процессов производства и воспроизводства, темпов и пропорций развития макроэкономических процессов, микроэкономических тенденций, отдельных аспектов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, организации выполнения различных планов и задач. Таким образом, объекты прогнозирования в управлении определяются субъектом прогнозирования, которым может выступать конкретный хозяйствующий субъект или государство.
Объекты прогнозирования на макроэкономическом уровне включают: валовой внутренний продукт; валовой национальный продукт; внешнеэкономическая деятельность; платежный баланс; инфляция; безработица и др. Объекты прогнозирования на микроэкономическом уровне включают: выручка предприятия; прибыль; себестоимость; рентабельность; производство; численность персонала; производительность труда и т.д. [11].
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Главным звеном в действующей системе прогнозирования стали краткосрочные прогнозы. На втором месте идут среднесрочные прогнозы, выполняемые в процессе подготовки правительственных программ. Подобная расстановка приоритетов в определенной мере соответствует и техническим возможностям прогнозирования, поскольку в условиях нестабильной экономики, находящейся на переломном этапе, не обеспечивается приемлемая точность прогнозов, причем величина погрешностей резко возрастает по мере увеличения прогнозного периода.
Правительство РФ все больше освобождается от управления производством и социальной сферой, основная нагрузка приходится на финансовый аспект прогнозов, и в первую очередь на расчеты бюджета и межбюджетных отношений. Поэтому в содержательном плане сердцевиной прогнозов, выполнявшихся Министерством экономики РФ, являлись макроэкономические и финансовые показатели.
Прогнозы развития отраслей и сфер хозяйства самостоятельно не разрабатываются. В какой-то мере их заменили федеральные целевые программы по отдельным отраслям (ТЭК, черная металлургия, ВПК и т.п.) [12 - c.36].
Cложившаяся к настоящему времени система прогнозирования имеет существенные недостатки: во-первых, не охватывает основные элементы экономической структуры, относящиеся к реальному сектору экономики; во-вторых, не определяет долгосрочные перспективы, а следовательно, не может служить базой для выработки стратегии экономического развития; в-третьих, не обеспечивает согласования макроэкономического, отраслевого и регионального аспектов прогнозов.
Следует учитывать, что в Российской Федерации ряд регионов могут находиться лишь в начале пути перехода к рыночной экономики. В этих условиях серьезной методологической проблемой является несоответствие временных рамок достижения определенных уровней развития в общероссийских прогнозах, с одной стороны, и региональных прогнозах, с другой. При этом прогнозы должны между собой увязываться и взаимодействовать, поэтому следует в составе прогнозов выделять этапы достижения внутренних подцелей переходного периода в последовательности, присущей нормальному ходу процесса выхода экономики из кризиса:
- Первый этап - финансовая стабилизация;
- Второй этап - повышение инвестиционной активности;
- Третий этап - стабилизация и рост производства, стабилизация рынка труда;
- Четвертый этап - рост уровня жизни и прекращение процессов расслоения общества.