Файл: Корпоративное управление государственной собственностью.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы государственной собственности
1.1. Понятие государственной собственности
1.2 Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности.
1.3. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
Глава 2. Система управления государственной собственностью
Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью
Способы образования государственного портфеля акций в результате осуществления приватизации представлены на рис.2.5. Ими могут быть:
- акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам;
- незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц.
Рис.2.4. Образование государственного портфеля акций при приватизации в России.
Акция – особое экономическое отношение между участниками рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.
Акция есть связующее отношение между ее эмитентом и инвестором. Она соединяет участников рынка в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.
Для инвестора как владельца акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.
Для эмитента выпуск акций означает привлечение капитала в свой уставный капитал с передачей власти над собой акционерам и выплатой им части своих доходов в виде дивидендов.
Рис.2.5. Акция как инструмент привлечения инвестиций и управления предприятием.
Управление государственным портфелем акций должно включать основные объекты (блоки) управления, представленные на рис.2.6.
Рис.2.6. Объекты управления государственным портфелям акций.
В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.
Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.
Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.
Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.
С развитием рыночных отношений расширился набор методов управления имуществом. Наряду с традиционными методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.
Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью
Повышение эффективности управления государственной собственностью предполагает:
- получение дополнительных доходов в федеральный бюджет от управления активами и их приватизации;
- активизацию инвестиционного процесса;
- оптимизацию структуры государственной собственности;
- привлечение к участию в приватизации субъектов малого предпринимательства.
В настоящее время сохраняется значительный потенциал для оптимизации структуры государственных активов. Если значительное количество государственных организаций в машиностроении, транспортном комплексе, научно-образовательной сфере объяснимо, то наличие их значительного числа в пищевой промышленности, строительстве и торговле в целом неоправданно.
Проблема активизации инвестиционного процесса является одной из наиболее сложных для российской экономики. При этом государственная собственность не используется в качестве инструмента повышения инвестиционной активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту. Поэтому важным является повышение эффективности инвестиционной деятельности государства. Речь идет, прежде всего, о стратегической эффективности, адекватности государственных инвестиций макроэкономическим приоритетам развития государства.
При этом актуальность данной проблемы объясняется не только с необходимостью мобилизации финансовых ресурсов для решения долговых проблем, но также связана с тем, что управление государственной собственностью является одним из важнейших механизмов проведения экономических реформ. Кроме того, создание системы эффективного управления объектами государственной собственности - важнейшее условие повышения эффективности системы государственных финансов.
Основные доходы от управления государственной собственностью формируются за счет таких источников, как доходы от приватизации государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и прибыль государственных унитарных предприятий, перечисляемая в бюджет.
В контексте задач укрепления единого экономического пространства и формирования эффективных рыночных институтов на всей территории страны важнейшим приоритетом в деятельности государства является выработка единой концепции управления государственной собственностью как на федеральном, так и субфедеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях управление государственной собственностью носит еще более «непрозрачный» и неэффективный характер, чем на федеральном. В большинстве случаев информация о структуре и масштабах государственной собственности на субфедеральном уровне является неполной. Официальные данные позволяют в лучшем случае сформировать лишь общее представление о ее масштабах и структуре.
Если на федеральном уровне государственная собственность призвана обеспечить решение важнейших задач социально-экономического развития в масштабах всего государства, то эффективное управление собственностью на субфедеральном уровне способно создать предпосылки для более полного учета региональной специфики, развития региональной инфраструктуры, решения социальных проблем в субъектах федерации. Однако на практике в условиях слабости рыночных институтов и отсутствия эффективного контроля со стороны федерального центра госсобственность на субфедеральном уровне не увеличивает экономический потенциал субъектов РФ, а во многих случаях приводит к коррупции, препятствует конкуренции и появлению эффективных собственников. Во многих случаях реальной причиной участия органов власти в деятельности предприятий является желание чиновников контролировать финансовые потоки, не заботясь о перспективах их развития. Собственность в этом случае не служит эффективным инструментом финансового регулирования на региональном уровне, не способствует поступлению дополнительных доходов в субфедеральные бюджеты, и поэтому не служит надежной базой выполнения региональными и местными властями своих функций.
Действующая законодательная база, посвященная управлению государственной собственностью, регулирует в первую очередь деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, основы финансового регулирования унитарных предприятий и хозяйственных обществ, относящихся к ведению региональных и местных властей, не отражены в федеральном законодательстве и продолжают регулироваться субфедеральными властями, что еще более усугубляет недостатки деятельности государственных организаций, связанные с неэффективностью и непрозрачностью их работы. Мониторинг деятельности государственных организаций, расчет показателей эффективности их работы, учет связанных с ними доходов и обязательств должен действовать не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне.
Выработка эффективного механизма финансового регулирования экономики предполагает определение и законодательное закрепление видов имущества, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципального образования для выполнения возложенных на каждый уровень власти функций. Имущество, не связанное с выполнением таких функций, подлежит приватизации.
Государственная собственность в России насчитывает значительное число объектов, охватывающих широкий спектр отраслей экономики. Качество управления государственной собственностью не только определяется системой финансовых показателей, отражающих доходы и расходы бюджета, но и оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
Заключение
Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в условиях переходной экономики. Эта проблема особенно актуальна в сложившейся ситуации, когда мы переживаем кризис бюджета и дефицит финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности может стать одним из способов снижения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.
Государственная форма собственности характеризуется тем, что субъектами - распорядителями ее являются органы государственной власти, а объектами собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
Основными задачами реформы управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности. В систему обязательно включаются средства связи и вычислительные средства, обеспечивающие эффективное решение информационных и аналитических задач в интересах принятия рациональных управленческих решений.
В данном реферате были поставлены и решены следующие задачи:
- провести анализ корпоративного управления государственной собственности;
- рассмотреть методологию корпоративного управления государственной собственности;
- оценить эффективность выбранных предложений.
Таким образом, цель данной работы достигнута.
Практическая значимость представляется в том, что данное исследование может оказаться полезным для студентов, изучающих экономические дисциплины
Список использованной литературы
1. Дементьева, А.Г. Корпоративное управление: Учебник / А.Г. Дементьева. - М.: Магистр, 2018. - 315 c.
2. Корпоративное управление деловой активностью в неравновесных условиях: монография / Под ред. Анискина Ю.П.. - М.: Омега-Л, 2018. - 80 c.
3. Распопов, В.М. Корпоративное управление: Уч. / В.М. Распопов, В.В. Распопов. - М.: Магистр, 2018. - 477 c.
4. https://www.bestreferat.ru/referat-248144.html#_Toc225587260
5.https://spravochnick.ru/menedzhment/sistema_korporativnogo_upravleniya/gosudarstvennoe_korporativnoe_upravlenie/
6.https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnyy-aspekt-upravleniya-gosudarstvennym-imuschestvom