Файл: Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации Положение о приемной семье во многом разрешило ранее существовавшие проблемы: определены статус ребенка после достижения им совершеннолетия, гражданско-правовые отношения приемных родителей с ребенком, права и обязанности приемных родителей ребенка. В 2008 г. в 787 таких семьях воспитывалось 2,4 тыс. детей (включая родных детей). И определяющими должны быть не возраст и даже не состояние здоровья детей (чтобы лечить ребенка, не обязательно держать его до четырех-пяти лет в государственном медицинском учреждении), а их реальные интересы. А интерес любого ребенка - иметь семью, близких людей. Значит, единственно правильным и главным сегодня в деле устройства детей, оставшихся без попечения родителей, должно стать развитие системы семейного устройства в разнообразных видах и типах. Реформирование органов опеки и попечительства, расширение не только их функций, но и возможностей - одна из задач органов управления всех уровней. Ее решение связано с обновлением нормативно-правовой базы и формированием позитивного отношения общества к проблеме обеспечения права детей жить и воспитываться в семье.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Современное российское законодательство (Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях) по отношению к неблагополучной семье применяет жесткие меры, активно применяя статьи о лишении родительских прав и ограничении в них и фактически игнорируя возможности их восстановления вследствие отсутствия соответствующих структур.
Глава 2. Формы социальной защиты детей оставшихся без родительского попечения
2.1 Усыновление (удочерение)
Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). На это прямо указывает Семейный кодекс РФ Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Российская газета, N 17, 27.01.1996.. Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему, поскольку от правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба.
В соответствии со ст. 124 Семейного кодекса РФ усыновление или удочерение (далее - усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. При этом должны быть соблюдены следующие требования.
1. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
2. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении 12 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 3 ст. 122 Семейного кодекса.
В соответствии с Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 10.09.2015) "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"//Российская газета, N 72, 13.04.2000. усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых: умерли, неизвестны, признаны безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания (за исключением случаев усыновления иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Российской Федерации). Усыновление найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, может быть осуществлено в установленном законодательством Российской Федерации порядке при наличии соответствующего акта, выданного органами внутренних дел или органами опеки и попечительства.
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка.
Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
- лиц, не имеющих постоянного места жительства;
- лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;
- лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном п. 4 ст. 127 СК РФ (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);
- лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.
При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений об отсутствии дохода, обеспечивающего ребенку прожиточный минимум, специальной подготовки, предусмотренной п. 4 ст. 127 СК РФ, запрета на усыновление лицами, состоящими в союзе, не признаваемом браком в РФ, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Эти же положения не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Основанием для решения вопроса о возможности усыновления конкретного ребенка является обращение кандидатов в усыновители с заявлением об установлении усыновления, которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
В Российской Федерации возможно усыновление только несовершеннолетних детей и только в их интересах.
Усыновление родных братьев и сестер разными лицами возможно только в виде исключения, когда это отвечает интересам усыновляемого.
Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) разница в возрасте не учитывается.
Судебный порядок усыновления (удочерения) детей впервые в российском законодательстве был установлен ст. 125 Семейного кодекса Российской ФедерацииСемейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)//Российская газета N 17, 27.01.1996. (СК РФ), вступившего в силу с 1 марта 1996 г., и введен в действие с 27 сентября 1996 г. Ранее вопросы усыновления (удочерения) решались в административном порядке - главой местной администрации, а при усыновлении детей - граждан Российской Федерации (РФ) - иностранными гражданами решение принималось органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, например, Лодейнопольский городской прокурор, действующий в защиту интересов семьи М., обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании назначить ежемесячную денежную выплату в связи с усыновлением третьего ребенка.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что семья М. <...> усыновила ребенка, родившегося после <...>. Усыновленный ребенок является третьим ребенком в семье М. 10 октября 2014 года супруга М. обратилась в Отдел социальной защиты населения администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о предоставлении ей ежемесячной денежной выплаты на усыновленного ребенка, однако получила отказ. Основанием для отказа послужил тот факт, что действующее законодательство предусматривает назначение ежемесячной денежной выплаты на детей, родившихся после 31 декабря 2012 года. Они указанный отказ полагают незаконным.
Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 12 мая 2015 года исковые требования Лодейнопольского городского прокурора, действующего в интересах семьи М., удовлетворены.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации N 606 от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 606 от 7 мая 2012 года "О мерах по реабилитации демографической политики Российской Федерации" принят Закон Ленинградской области N 73-оз от 4 октября 2012 года "Об установлении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления (удочерения) третьего ребенка и последующих детей)", устанавливающий, что право на ежемесячную выплату имеют семьи, проживающие на территории Ленинградской области, в которых третьи и последующие дети родились (были усыновлены (удочерены) после 31 декабря 2012 года.
М. является третьим усыновленным ребенком в семье М.
10 октября 2014 года М. подано заявление о назначении (продлении) ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и последующих детей.
Уведомлением N 1 от 27 ноября 2014 года М. отказано в предоставлении (продлении) ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и последующих детей. В качестве причины для отказа в назначении выплаты указано на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 4 октября 2013 года N 73-оз действие закона распространяется на семьи, в которых третьи и последующие дети родились (усыновлены (удочерены) после 31 декабря 2012 года. Учитывая, что усыновленный ребенок М. родился в <...>, вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты.