Файл: Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних гражданПостановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"//Российская газета, N 94, 27.05.2009.", утвердившим Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.

Договор о приемной семье (приложение 1) заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, и с учетом положений ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации.

Договор должен содержать:

а) сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие);

б) срок действия договора;

в) условия содержания, воспитания и образования ребенка;

г) права и обязанности приемных родителей;

д) права и обязанности органа опеки и попечительства, в том числе:

- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей;

- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;

- принятие необходимых мер по защите прав и законных интересов подопечного;

- возмещают вред, причиненный приемному ребенку в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства;

ж) основания и последствия прекращения договора.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.


Законодательством не установлены максимальные или минимальные сроки договора, как правило, срок устанавливается до достижения совершеннолетия приемного ребенка, но договор может быть заключен на любой срок.

На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Приемные родители (приемный родитель) являются законными представителями принятого на воспитание ребенка и вправе выступать в защиту его прав и законных интересов в любых отношениях без специального полномочия.

Ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации (п. 4 ст. 154 СК). Согласно п. 2 ст. 60 СК алименты, пенсии и пособия, причитающиеся детям, находящимся в приемной семье, поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей. Полученные суммы расходуются приемными родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семейным законодательством для опекунов и попечителей.

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняются дополнительные гарантии, предусмотренные для опекаемых упоминавшимся уже Законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Важной гарантией защиты законных интересов ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, является сохранение за ним его личных неимущественных прав: права на защиту своих прав, на общение с родителями и другими родственниками, а также на выражение своего мнения (ст. ст. 55 - 57 СК РФ), т.е. приемный ребенок имеет все те права, которыми наделены несовершеннолетние дети. Что касается права ребенка на общение с кровными родителями и родственниками, то его осуществление возможно, если это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию.

2.4 Патронат, патронатная семья

Патронатное воспитание является аналогом широко применяемой за рубежом формы помещения детей в фостеровские семьи, благодаря которой во всем мире все дети получили возможность воспитываться в семье, а не в детском доме.

В соответствии с п. 6 ст. 145 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство допускается по договору об опеке или попечительстве, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).


На современном этапе концепция преимущественного права ребенка жить и воспитываться в семье приобрела несколько иное толкование. Стала очевидной необходимость партнерства семьи ребенка и государства в деле воспитания. Так, например, Закон Англии 1989 г. о детях утвердил принцип партнерства с родителями и предоставление помощи его кровной семье в противовес идее наказания родителей и разлучения ребенка с семьей. Приоритет отдается не изъятию детей, а воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения в нее. Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка именно в родной семье. Для этого органам опеки и попечительства следует принимать меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" этим приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства названа организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь, с семьями, находящимися в социально опасном положении), создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи. Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на организацию информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями детей, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи.

Кроме того, стала очевидной необходимость оказания ребенку и его кровной семье не просто социальной, но еще и профессиональной помощи. Такой формой устройства ребенка в настоящее время признается патронат.

Вопрос о правовой природе патроната является дискуссионным. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и Семейный кодекс Российской Федерации фактически приравняли договор о патронатной семье к опеке по договору, поставив его в один ряд с семейными формами устройства ребенка. Однако, по мнению ряда авторов, патронат тождественен временному устройству детей в семьи граждан, регулируемому Семейным кодексом РФ, в то время как правовое регулирование патроната осуществляется законодательством субъектов Российской Федерации.


Под патронатной семьей понимается форма временного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью профессиональных воспитателей без наделения их статусом законных представителей с целью обеспечения условий их воспитания и гармоничного развития. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья, или в случаях, когда необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель - социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье.

Порядок создания патронатной семьи, требования, предъявляемые к патронатным воспитателям, финансовая поддержка данной формы семейного устройства, осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в патронатной семье определяются законодательством субъекта Российской Федерации. Согласно федеральному законодательству весь комплекс работы по защите прав и законных интересов детей, в том числе и их семейное устройство, возлагается на органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства передают часть своих функций (а конкретно функции по подбору кандидатов, проверке их, работе с ними, подбору им детей и передаче детей в семьи с последующим контролем содержания и воспитания детей в этих семьях) патронатной службе.

Заключение

Опека (попечительство) представляет собой такую форму жизнеустройства недееспособных и не полностью дееспособных граждан, при которой они оказываются в условиях, максимально удовлетворяющих их потребностям и интересам.

С 1 сентября 2008 г. в сфере опеки и попечительства произошли серьезные изменения, обусловленные вступлением в действие Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Надо отметить, что аналога такому нормативному акту в законодательной практике России еще не было. У Закона об опеке и попечительстве традиционно есть множество сторонников и противников, но, не вдаваясь в существо спора между ними, отметим, что благодаря ему появилась возможность развивать теорию классификации как видов, так и форм опеки (попечительства), о чем, собственно, далее пойдет речь.

Классификация опеки (попечительства) по видам необходима не только для теоретического анализа, складывающихся правоотношений, но преследует и сугубо практические цели, давая возможность уяснить их внутреннее содержание.

Первым основанием для классификации является субъектный состав подопечных с присущими им существенными признаками, характеризующими их возраст, состояние здоровья, а также объем дееспособности. Исходя из этого, можно выделить опеку (попечительство) над взрослыми гражданами и опеку (попечительство) над несовершеннолетними детьми.


По общему правилу граждане по достижении восемнадцатилетнего возраста приобретают полный объем дееспособности. Вместе с тем гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что вытекает из п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Данное положение обеспечивает законное основание для существования институтов признания граждан недееспособными и ограниченно дееспособными. Недееспособными могут быть признаны совершеннолетние граждане, страдающие такими психическими заболеваниями, при которых они не способны понимать значение своих действий или руководить ими. После вступления решения суда о признании гражданина недееспособным в законную силу орган опеки и попечительства обязан назначить такому лицу опекуна. Граждане, злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами и ставящие свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности. Такому лицу орган опеки и попечительства назначает попечителя.

Закон об опеке и попечительстве выделяет два специальных вида временной опеки (попечительства): предварительную опеку (попечительство) и опеку (попечительство) по заявлению родителей, о которой речь шла выше.

Институт предварительной опеки (попечительства) является новым для современного российского гражданского и семейного законодательства. Предварительная опека (попечительство) ограничена строгими временными пределами. По общему правилу этот срок не должен быть более одного месяца, и лишь в исключительных случаях он может быть увеличен до двух месяцев. Согласно п. 5 ст. 12 Закона об опеке и попечительстве предварительная опека и попечительство прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. Назначение конкретного лица временным опекуном или попечителем не означает, что оно автоматически будет назначено таковым на постоянной основе, поскольку в процессе проверки его личности, состояния здоровья может быть обнаружено несоответствие реальных обстоятельств требованиям законодательства.

Законодательное определение терминов "дети-сироты" содержится в ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.