Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6064
Скачиваний: 170
Рис. 2.11
Чем ниже частоты фазовых флуктуации, тем больше R
9
(T
C
) и меньше
вклад низкочастотных флуктуации в дисперсию флуктуации фазы несущей
частоты. Однако спектральная плотность фазовых шумов возрастает с
уменьшением частоты, что требует учета всех составляющих спектра фазо
вых шумов φ.
Наибольшее влияние фазовые шумы оказывают на интегральный уровень
боковых лепестков Р
инт
как сигнала цели, так и мощного сигнала фона, прини
маемого по основному лучу ДНА. Мощность боковых лепестков (при малых
σ
Δ φ
) где Р
инт
оценивается в децибелах, а σ
Δφ
- в радианах.
Так, при СКО разности фаз, равном 6°(0,1 рад), мощность боковых лепестков
Ринт
=
-20 дБ, что приводит к повышению уровня фона основного лепестка ДН
в зоне приема сигналов.
2.6. Антенная система
Основные требования, предъявляемые к антенной системе АК РЛДН:
максимально возможная площадь апертуры антенны S
a
;
максимальный коэффициент усиления антенны G;
минимальная ширина ДН по азимуту;
сверхнизкий уровень боковых лепестков ДН как максимального, так и ин
тегрального;
обеспечение сканирования ДН при круговом и программируемом обзорах;
возможность формирования одновременно нескольких лучей ДН;
широкая полоса частот, как мгновенная, так и при перестройке литеров;
возможность функционирования с учетом размещения антенны на самоле
те (отражения от элементов конструкции, экранирование излучения, изгибные
колебания фюзеляжа и крыльев, вибрации и перегрузки, температурные изме
нения, высота полета);
масса антенны.
В современных комплексах РЛДН (например, АВАКС) используются ан
тенные системы типа плоской волноводно-щелевой решетки, обладающей
большим коэффициентом использования площади (КИП = 0,7.. .0,8).
Решетка размером 7,5x1,5 м размещена в обтекателе 10x2 м, расположен
ном на пилонах высотой 3,5 м над фюзеляжем самолета. Такая конструкция
обеспечивает максимальный размер апертуры антенны при выполнении боль
шинства требований.
Больший размер апертуры может быть достигнут при конформной конст
рукции, например у вдольфюзеляжной антенны, размер которой может дости
гать нескольких десятков метров по длине и порядка 3...5 м по высоте.
Эффективный размер апертуры определяет коэффициент усиления антен
ны и ширину ДНА. Коэффициент усиления при заданном размере антенны за
висит от длины волны, величины потерь энергии в обтекателе и самой антенне,
функции распределения поля по апертуре антенны и ошибок распределения
поля, прежде всего фазовых.
Без учета потерь коэффициент усиления Потери (S-диа-
пазон) в обтекателе (0,8...1,5 дБ) и в волноводах (1,2 дБ) обычно включают в
коэффициент K
G
уменьшения G
0
. Функция распределения поля (аподиза-
ция) имеет различный вид. Так, часто используемая функция Хэмминга
(косинус на пьедестале) уменьшает коэффициент
усиления по сравнению с равномерным распределением поля
Фазовые ошибки поля вызывают уменьшение коэффициента усиления на
0,2...0,7 дБ:
где σ
φ
- СКО фазовых шумов.
При заданном размере апертуры чем короче длина волны, тем выше коэф
фициент усиления. Его максимальное значение ограничено возможностью
обеспечения высокой точности амплитудно-фазового распределения поля по
апертуре в условиях размещения антенны на самолете. Максимальное значение
размера апертуры (в длинах волн) большой бортовой антенны обычно не пре
вышает 100... 150, поэтому антенна АКРЛДН в S-диапазоне имеет коэффици
ент усиления не более 33...38 дБ.
Антенны типа фазированной антенной решетки имеют меньшие потери в
соединительных волноводах и обтекателе. Однако дискретное управление фа
зовращателем вызывает шумы квантования, которые составляют 0,1... 1,0 дБ.
Ширина ДН по азимуту определяет минимальную радиальную скорость
обнаруживаемой на фоне отражений от земной поверхности ВЦ, а также раз
решающую способность и точность определения угловой координаты азимута.
По углу места ширина ДН определяет зону одновременного обзора по дально
сти. Для расширения зоны используют либо сканирование ДН по углу места,
либо многолучевую ДН.
Ширина ДН по азимуту
где d
a
- размер апертуры антенны в горизонтальной плоскости; Κ
Θ
- коэффици
ент расширения ДНА по сравнению с идеальной равномерной апертурой.
Использование весовой функции типа Хэмминга при формировании ам
плитудного распределения поля по раскрыву антенны приводит к увеличению
ширины ДНА на уровне 0,5 по мощности от максимума на величину Κ
Θ
=1,5.
В S-диапазоне ширина ДН Θ
φ
=0,9°... 1,0°. По углу места ширина ДН в
S-диапазоне - 5 . . . 6 ° .
При использовании ФАР отклонение луча на угол Θ относительно норма
ли к плоскости апертуры вызывает расширение луча и уменьшение коэффици
ента усиления: . Поэтому иногда в грибовидном об
текателе размещают три (или более) плоских ФАР в виде равностороннего тре
угольника, тем не менее в направлении расположения углов треугольной
антенны происходят увеличение Θ
0
и снижение G
0
в два раза.
Важнейшей задачей при выборе антенной системы является возмож
ность обеспечения сверхнизкого уровня боковых лепестков (УБЛ) ДН по ази
муту. Эффективность обнаружения низколетящих целей в значительной мере
определяется УБЛ антенны. При большом УБЛ мощный сигнал фона, прини
маемый по основному лепестку ДНА, формирует в зоне боковых лепестков
помеховый сигнал фона, не позволяющий обнаруживать сигнал цели.
Для обеспечения сверхнизкого УБЛ (как максимального, так и интеграль
ного) необходимо использовать специальное амплитудное распределение поля
по раскрыву антенны. Так, при весовой функции типа Хэмминга максимальный
УБЛ равен -42,8 дБ, а интегральный — 3 7 дБ.
Фазовые шумы обычно формируют боковые лепестки в широкой области
углов азимута, а их интегральный уровень где σ
φ
- СКО фазовых
шумов. Амплитудные шумы действуют так же, как и фазовые, при этом
σ
φ
= 3° эквивалентно действию амплитудных шумов с σ
Α
= 5 % .
Существующие антенные системы АК РЛДН позволяют обеспечить сред
ний УБЛ —40 дБ, первый максимальный — 3 0 дБ и задний — 5 5 дБ.
Антенная система должна обеспечивать равномерный круговой обзор про
странства и программируемый обзор заданных секторов с требуемым временем
обзора. Комплексы РЛДН и АВАКС используют антенны с механическим ска
нированием ДН путем вращения плоскости антенны совместно с обтекателем
на 360° за 10 с с постоянной скоростью. При ширине ДН по углу места порядка
5° обзор по дальности и высоте целей ведется путем электронного сканирова
ния в секторе +5...15° с большой скоростью до 100 Гц. Возможен также одно
временный обзор заданного сектора по углу места путем использования много-
лучевой ДНА либо антенны со специальной ДН, например cosec φ
Η
.
Программируемый обзор по азимуту возможен при использовании антен
ны типа ФАР, где управление ДН осуществляется электронным способом с
большой скоростью переключения (перемещения) луча.
Для обеспечения повышенной помехозащищенности (скрытности) антен
на должна работать в широкой полосе частот. Мгновенная полоса необходима
для излучения и приема широкополосных сигналов и получения высокой раз
решающей способности по дальности.
В зависимости от решаемой тактической задачи требуемая полоса состав
ляет 10... 100 МГц.
Большой разнос по частоте литеров для обеспечения отстройки от помехо-
вого сигнала и ЭМС работы БРЛС в группе требует общей рабочей полосы час
тот БРЛС порядка 300...500 МГц. Однако в низкочастотных S-, Р-диапазонах
обеспечение такой полосы перестройки представляет значительные сложности.
Антенны типа ФАР (АФАР) позволяют формировать провалы ДН в на
правлении источников помех, что значительно повышает помехозащищенность
АК РЛДН.
Для бланкирования мощных помеховых сигналов, приходящих по боко
вым лепесткам ДН антенны, используют дополнительную антенну с широкой
ДН, перекрывающей зону боковых лепестков основной антенны (0 = 5.. .6°) и с
небольшим коэффициентом усиления (G = 20.. .30).
Обеспечение заданных характеристик антенны с учетом ее размещения на
самолете требует принятия ряда специальных мер.
Размещение антенны на высоком пилоне (h
n
= 3,5 м) снижает влияние
конструкции самолета на ДН антенны и уменьшает ближнюю «мертвую» зону
по дальности обзора, обусловленную экранированием излучения крыльями и
фюзеляжем самолета. Тем не менее, хвостовое оперение самолета экранирует
заднюю зону обзора в пределах ±40.. .20°.
Широкофюзеляжный самолет и дополнительные конструктивные элемен
ты экранируют излучение антенны и прием мощных помех от подстилающей
поверхности, находящейся непосредственно под самолетом (альтиметровые
помехи).
Для уменьшения влияния неоднородностей структуры обтекателя на ха
рактеристики антенны при круговом обзоре обтекатель вращается вместе с ан
тенной.
При массе антенны с обтекателем ~2 т, комплекса БРЛС ~4 τ и РТК в це
лом 20 τ необходимо использовать для размещения комплекса самолеты тяже
лого класса Ил-76, Боинг 707-320 В. При использовании антенн типа АФАР
масса БРЛС значительно снижается (менее 1,0 т) и РТК размещается на само
лете среднего класса (Боинг 737-700).
2.7. Приемное устройство
Бортовая радиолокационная система АК РЛДН является многорежимной
системой, выполняющей большое число разнородных функций при использо
вании различных режимов работы.
Основными режимами БРЛС являются:
когерентно-импульсный режим высокой (средней) частоты повторения,
обычно с простым импульсным сигналом длительностью 0,5...1,5 мкс, для на
блюдения низколетящих воздушных целей на фоне земной поверхности;
импульсный режим с низкой частотой повторения с большой длительно
стью импульса 50...100 мкс со сжатием до 1,0 мкс для обнаружения загори-
зонтных воздушных целей при отсутствии отражений от земной поверхности;
импульсный режим с низкой частотой повторения с длительностью им
пульса до 25...35 мкс со сжатием до 0,15...0,2 мкс для наблюдения надводных
целей;
в перспективе когерентно-импульсный режим с низкой частотой повторе
ния в режиме синтезирования апертуры со сжатием импульса до 10 не для ве
дения разведки малоразмерных наземных целей.
Кроме того, существуют режимы радиотехнической разведки.
Каждый из режимов требует приемного устройства, оптимизированного
для обеспечения той или иной функции БРЛС. В то же время возможна одно
временная работа БРЛС в нескольких (двух) режимах. Поэтому обычно для
каждого режима используют отдельный приемник и даже несколько приемни
ков с учетом необходимости обеспечения моноимпульсного режима работы
антенны и помехозащищенности. Общее число приемников достигает 5... 10.
При этом часть приемного устройства является общей для всех приемников от
дельных режимов.
90