Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 5806

Скачиваний: 169

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ПРЕДИСЛОВИЕ 

Монография «Авиационные комплексы радиолокационного дозора и на­

ведения. Состояние и тенденции развития» является очередной книгой из на­

учной серии «Системы мониторинга воздушного, космического пространства и 

земной поверхности». Это первая в нашей стране научная монография, посвя­
щенная современному состоянию и перспективам развития авиационных ком­
плексов радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН). 

Возрастающие требования к точности и достоверности мониторинга ок­

ружающего пространства как в военной области, так и в интересах решения хо­
зяйственных задач обусловливают важность разработки специальных инфор­
мационно-управляющих систем авиационного базирования, способных опера­
тивно, круглогодично и круглосуточно, независимо от погодных условий, на 

больших удалениях и в широкой зоне наблюдения обеспечить получение све­

дений о функциональном состоянии интересующих районов и реализацию этих 

сведений в виде конкретных управляющих воздействий с привлечением боль­
шого числа исполнительных систем. К таким системам мониторинга и управ­

ления прежде всего относятся АК РЛДН. 

Необходимость значительного повышения эффективности и снижения стои­

мости жизненного цикла предопределила разработку на основе АК РЛДН много­
функциональной информационно-управляющей системы, что предполагает рас­
ширение числа используемых информационных и управленческих режимов. 

Требования снижения затрат при возрастающих сложности и объеме ре­

шаемых задач обусловили переход к интегрированным системам, в которых 
комплексирование осуществляется не только на уровне первичных измерите­
лей, но и на уровне функциональных систем. 

Эти особенности приводят к существенному усложнению АК РЛДН ново­

го поколения. При этом в процессе создания таких систем основные возможно­
сти, показатели эффективности, режимы работы и принципы построения долж­

ны быть заложены уже на уровне разработки технического облика, предусмат­

ривающего продолжительность эффективной эксплуатации в течение несколь­

ких десятилетий. 

В данной работе представлены концептуальные подходы к обоснованию 

облика АК РЛДН с учетом всего комплекса противоречащих друг другу опера­

тивно-тактических, экономических и технологических факторов. Изложены 

принципы построения и особенности функционирования существующих 
АК РЛДН, рассмотрены стратегические, оперативно-тактические, экономиче­
ские и технологические факторы, влияющие на облик АК РЛДН нового поко-


background image

ления и на тенденции развития систем наведения и бортовой радиолокацион­
ной системы (РЛС). 

Книга предназначена для инженеров и научных сотрудников, связанных с 

обслуживанием и проектированием сложных технических систем военного и 
гражданского назначения, а также для преподавателей, аспирантов и студентов 
соответствующих факультетов и вузов. 

Монография написана на основе только открытой отечественной и зару­

бежной литературы (справочники, монографии, статьи, рекламные проспекты). 
Она состоит из предисловия, введения, двух частей и заключения. 

Во введении дается краткий очерк истории разработки и применения 

АК РЛДН в нашей стране и за рубежом. 

В состав  п е р в о й  ч а с т и входят пять глав. 
В первой главе рассматриваются назначение АК РЛДН и варианты его 

применения при решении различных задач, показатели его эффективности, 
взаимодействие с потребителями информации, структура и характеристики 
комплекса. 

Вторая и третья главы посвящены принципам построения бортовых РЛС 

АК РЛДН и используемым в них алгоритмам первичной и вторичной обработки. 

В четвертой главе излагаются принципы обеспечения помехозащищенно­

сти РЛС АК РЛДН и вопросы технической реализации ее заданного уровня. 

В пятой главе рассматриваются особенности построения и функциониро­

вания системы наведения. 

В состав  в т о р о й  ч а с т и , посвященной облику АК РЛДН нового по­

коления, входят три главы. 

Шестая глава посвящается влиянию стратегических, оперативно-

тактических, экономических и технологических факторов на облик АК РЛДН 

нового поколения. 

В седьмой главе рассматриваются тенденции развития многофункцио­

нальных РЛС, входящих в состав АК РЛДН. 

Восьмая глава посвящена тенденциям развития систем наведения 

АК РЛДН. 

Замечания и предложения по улучшению содержания книги просьба при­

сылать в Издательство «Радиотехника» по адресу: 

107031, г. Москва, К-31, ул. Кузнецкий мост, д. 20/6. 

Телефон Издательства: (495) 625-92-41; телефон/факс: (495) 621-48-37. 

Редакционная коллегия научной серии 

«Системы мониторинга воздушного, космиче­
ского пространства и земной поверхности» 


background image

ВВЕДЕНИЕ 

В 50-е годы XX в. задачи комплексов противовоздушной обороны (ПВО) 

и управления воздушным движением (УВД) по обнаружению, сопровождению 

самолетов и наведению на них истребителей были решены путем создания 

сплошного радиолокационного поля над территорией США, СССР, Европы и 
некоторых других стран. Однако оставались проблемы, которые требовали 
принципиально новых подходов для их разрешения. 

Первая проблема заключалась в выполнении задач обнаружения, сопро­

вождения и распознавания воздушных целей, летящих на малых и предельно-
малых высотах. Дальность прямой видимости в этих случаях определяет воз­
можную дальность обнаружения целей и составляет 10...30 км, а с учетом по­
лета целей с огибанием и облетом неровностей рельефа земной поверхности 
она и того меньше. 

Вторая проблема связана с задачами проведения воздушных операций в 

различных районах земного шара, где отсутствует радиолокационное поле на­

земных (корабельных) РЛС, которое может быть использовано для решения за­
дач контроля воздушного пространства. Особенно остро эта проблема стояла 

перед США, военная доктрина которых определяла необходимость военного 
присутствия во всех районах «американских интересов». Основной ударной 
силой при этом считалась военная авиация, ее носители - авианосные ударные 
соединения и военные базы, расположенные в различных странах практически 
на всех континентах. 

Решить эти проблемы предполагалось, создав специальные авиационные 

комплексы дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Мощные радио­
локационные станции, размещенные на борту самолета, летящего на высоте 
9...12 км, могут обнаруживать низколетящие самолеты вплоть до радиогори­
зонта (400 км), а также надгоризонтные цели на еще больших дальностях. Ос­
новными боевыми задачами такой системы являются завоевание и поддержка 
превосходства в воздухе, управление ударной авиацией при действиях по на­
земным целям, контроль и управление авиационными группировками. Такая 
авиационная система, заказанная ВВС США в конце 60-х годов прошлого века, 
получила название AWACS (АВАКС) - система обнаружения и управления 
воздушного базирования. В СССР такой комплекс был назван АК РЛДН -
авиационным комплексом радиолокационного дозора и наведения. Впервые 
такой комплекс на самолете Ту-126 с радиотехническим комплексом (РТК) 
«Лиана» был принят на вооружение в 1965 г. Он имел форму антенной систе­
мы в виде плоской антенной решетки во вращающемся обтекателе грибовид­
ной формы (рис. 1), ставшей впоследствии классической. Обтекатель устанав-


background image

ливался на пилоне над фюзеляжем самолета. Такая конструкция и размещение 

антенны большого размера обеспечивали круговой обзор и большую дальность 
обнаружения самолетов, летящих над слабо отражающей поверхностью (мор­
ская, ледовая) в L-диапазоне волн работы радиолокатора. Всего было создано 

девять комплексов, которые использовались в основном в системе ПВО север­
ного и северо-западного направлений (со стороны Северного полюса). 

Рис.1 

К концу 60-х годов XX в. опыт использования комплексов «Лиана» пока­

зал их недостаточную эффективность при обнаружении и сопровождении ско­
ростных малозаметных воздушных целей, летящих на малых высотах у земной 
поверхности. В 1969 г. было принято Постановление Совета Министров СССР 
о разработке радиотехнического комплекса «Шмель», который должен был об­
наруживать самолеты (бомбардировщики, истребители), крылатые ракеты и 
другие летательные аппараты на фоне земной поверхности всех типов на даль­
ности радиогоризонта (цели с большой эффективной площадью рассеивания), 
надгоризонтные цели на большой дальности и морские цели (корабли). Работа 

была поручена Московскому НИИ приборостроения (НПО «Вега») под руко­
водством главного конструктора В.П. Иванова. В состав РТК «Шмель» входи­

ли следующие системы: 

трехкоординатная РЛС S-диапазона с пассивным каналом пеленгации ис­

точников излучения; 

аппаратура съема и отображения информации; 
система активного «запроса-ответа» и передачи команд целеуказания ис­

требителям-перехватчикам ; 

цифровой вычислительный комплекс БЦВМ А-50 (НИИ «Аргон») для ре­

шения задач управления и наведения истребителей на воздушные цели. Число 
одновременно сопровождаемых целей - 50, одновременно наводимых - 10. 
В модернизированных комплексах «Шмель-М» и «Шмель-2» число сопровож­
даемых воздушных целей - соответственно 150 и 300; 


background image

система госопознавания; 

командная линия радиоуправления; 
засекречивающая аппаратура связи (ЗАС); 
комплекс связи (дальность радиосвязи KB - 2000 км, УКВ - 400 км), спут­

никовая радиосвязь; 

телекодовая аппаратура; 

аппаратура документирования; 
комплекс самообороны, содержащий системы активного и пассивного ра­

диоэлектронного противодействия. 

Масса РТК «Шмель» составляла 20 т, что потребовало создания нового 

носителя (вместо Ту-126). Новый самолет создавался на базе серийного Ил-76, 
что существенно снижало стоимость жизненного цикла АК РЛДН. 

Создание самолета РЛДН А-50 было предписано ОКБ им. Г.М. Бериева 

под руководством А.К. Константинова. Первый полет самолет А-50 совершил в 
декабре 1978 г., а с августа 1979 г. начались его государственные испытания. 
Конструкция самолета А-50 (как и Ту-126) имеет грибовидный обтекатель ан­
тенны размером 10,5x2 м, расположенный на пилонах сзади крыла над фюзе­
ляжем и несколько ниже стабилизатора. Вид АК РЛДН А-50 с РТК «Шмель» в 
сопровождении пары МиГ-31 показан на рис. 2. 

Рис. 2 

Для улучшения аэродинамики и уменьшения мощности отраженного по-

мехового сигнала РЛС от подстилающей поверхности, расположенной непо­
средственно под самолетом, сзади на обтекателях шасси поставлены треуголь­
ные горизонтальные аэродинамические гребни большой площади. 

Длительность патрулирования комплекса РЛДН А-50 (без дозаправки)  - 4 ч 

на удалении 1000 км от аэродрома базирования. Экипаж комплекса РЛДН А-50 
состоял из двух летчиков, штурмана, бортинженера, командира расчета, трех 
операторов обнаружения, четырех штурманов наведения и двух связистов.