Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6016
Скачиваний: 170
В 1984 г. началось строительство серийных А-50 с последующей опытной
эксплуатацией в строевых частях. Официально на вооружение комплекс был
принят в 1989 г. Основные этапы применения А-50:
крупные учения Вооруженных Сил СССР и стран Варшавского пакта (до
1990 г.);
контроль воздушного пространства Турции и Ирака со стороны Черного
моря во время операции «Буря в пустыне» США (1991 г.);
контроль воздушного пространства Чечни (1994 и 1999-2000 гг.).
В США решение о разработке комплекса АВАКС было принято в 1967 г.
В качестве носителя был выбран пассажирский самолет Боинг 707-320С, над
фюзеляжем которого был размещен обтекатель антенны, как и у комплекса
А-50. На конкурсной основе проводили разработку и испытания двух типов
РЛС фирм «Хьюз» и «Вестингауз». В 1977 г. началось строительство серийных
комплексов с РЛС APY-1 («Вестингауз»), получивших обозначение Е-ЗА (мо
дернизированные Е-ЗВ и Е-ЗС). Вид самолета дальнего радиолокационного об
наружения (ДРЛО) Е-ЗС «Сентри» показан на рис. 3. К 1984 г. было построено
34 комплекса, каждый стоимостью 300 млн долл. в ценах 80-х годов прошлого
века. На тот период тактико-технические характеристики и функциональные
возможности А-50 и Е-ЗА были примерно одинаковыми.
Рис.3
Одновременно с комплексом Е-ЗА в Великобритании разрабатывался
комплекс AEW («Нимрод»). В этом комплексе антенны РЛС размещались в но
совой и хвостовой частях самолета. По характеристикам и срокам готовности
он уступал Е-ЗА. Поэтому в 1980 г. страны НАТО приняли решение о создании
общенатовской группы (18 Е-ЗА с модернизированной РЛС APY-2) и британ
ской эскадрильи (семь Е-ЗД). К 1988 г. обе группы были полностью боеготовы.
Большая часть Е-ЗА НАТО постоянно базируется в Турции, Греции, Италии и
Норвегии. Кроме того, 33 комплекса имеют ВВС США, 5 - Саудовская Аравия
и 4 - Франция.
Комплексы АВАКС, кроме регулярного участия в учениях, активно ис
пользовались в вооруженных конфликтах. Так, в ходе операции «Буря в пусты
не» в 1991 г. в Ираке самолеты Е-ЗА выполнили более 400 вылетов с общим
временем боевого дежурства 5000 ч. В Югославии сделано 500 вылетов с вре
менем дежурства 4800 ч для проведения координации и слежения при наступа
тельных и оборонительных операциях, поиска самолетов противника, опозна
вания «свой-чужой». Осуществлялось также управление заправщиками, барра
жировавшими в Адриатике.
Бурное развитие радиоэлектроники и прежде всего микроэлектроники по
зволило проводить непрерывную модернизацию существующих комплексов Е-3
и создавать комплексы на новых принципах действия.
Основные цели модернизации и создания новых комплексов следующие:
значительное повышение тактико-технических характеристик (ТТХ) ком
плексов (дальности обнаружения и сопровождения малозаметных высокоско
ростных и маневрирующих целей, разрешение целей в группе по дальности и
азимуту, точности измерения координат, особенно высоты полета целей);
повышение оперативной гибкости (новые режимы работы);
увеличение зоны ответственности (объема зоны, числа одновременно об
служиваемых целей и времени барражирования);
повышение помехозащищенности и боевой устойчивости комплексов;
обеспечение высокой надежности и ремонтопригодности;
снижение стоимости жизненного цикла (разработки, боевого применения
и эксплуатации).
Примером модернизации служит комплекс Е-ЗД, поставляемый в Японию.
Для него используется новый самолет Боинг 767-27С (рис. 4), который имеет в
два раза больший объем, чем Боинг 707. Летный экипаж всего два человека, в
то время как число операторов достигло 22. Время полета - 1 3 ч (без дозаправ-
Рис. 4
ки). Новый, в два раза более производительный, компьютер СС-2Е обеспечива
ет возможность слежения за 2000 целями. Установлена также модернизирован
ная РЛС APY-2 с лучшими характеристиками по обнаружению малозаметных
целей.
Все вновь разрабатываемые РЛС комплексов используют вместо волно-
водно-щелевой антенной решетки с механическим сканированием неподвиж
ные активные фазированные антенные решетки (АФАР) с электронным скани
рованием. Такая конструкция позволяет достичь большинства целей модерни
зации, одновременно обеспечивая создание новых комплексов.
Существующие опытные и разрабатываемые РЛС имеют плоские АФАР,
располагаемые на самолете различным образом. Так, РЛС PS-890 шведской
фирмы «Эриксон» имеет плоскую двухстороннюю АФАР длиной 8 м, распола
гаемую на пилонах сверху вдоль фюзеляжа самолета SAAB340B комплекса
S100 В «Аргус» (рис. 5).
Рис.5
Каждая сторона ΑΦ АР имеет 192 твердотельных приемопередающих мо
дуля S-диапазона и обеспечивает круговой обзор с несколько худшими харак
теристиками в переднем и заднем секторах. Аналогично расположена АФАР
фирмы «Грумман» на самолете Боинг-737-80 комплекса 737/MESA (рис. 6). В
обтекателе размером 10,7x1,2x2,4 м установлена антенна РЛС MESA (много
функциональная электронно-сканирующая антенна) L-диапазона.
Французская фирма «Райтеон» разработала комплекс А-310 AEW с РЛС
ESA системы «Фалкон» израильской фирмы IAIELTO. Три АФАР L-диапазона
расположены в виде равностороннего треугольника в невращающемся обтека
теле грибовидной формы на пилонах над фюзеляжем самолета A310-300
(рис. 7). Такое расположение АФАР позволяет осуществлять круговой и про
граммируемый обзор в любом секторе.
Рис.6
Рис.7
Рассматриваются также варианты расположения нескольких (до шести)
АФАР системы «Фалкон» на боковых поверхностях фюзеляжа, крыльях и хво
стовом оперении.
Для обеспечения информацией о воздушной и надводной обстановке
авианосных ударных соединений, действующих далеко в отрыве от мест бази
рования комплексов АВАКС Е-ЗА, необходим был самолет корабельного бази
рования. Самолет комплекса Е-ЗА по массе и габаритам не мог быть размещен
на авианосцах.
В 1957 г. фирма «Грумман» получила заказ на создание комплекса сис
темы управления истребительной авиацией, ударными авиагруппами и силами
ПВО над морем, обнаружения и распознавания кораблей, координации поис
ково-спасательных операций на море и решения других задач. Комплекс
«Хокай» Е-2А был готов в 1960 г. Как и комплекс Е-ЗА, он имел дисковидный
обтекатель антенны размером 7,2 м, расположенный на пилоне над фюзеля
жем (рис. 8).
Рис.8
Комплекс Е-2А неоднократно полностью модернизировался. Была произ
ведена смена пяти поколений РЛС. Последний вариант комплекса Е-2С имеет
импульсно-доплеровскую РЛС AN/APS-145. Работает РЛС (как и ранее, в
UHF) в Р-диапазоне и позволяет сопровождать до 2000 целей на дальностях'до
радиогоризонта при полете над морем и наводить истребители на 40 воздуш
ных целей. Дальнейшая модернизация предполагает установку РЛС с активной
фазированной антенной решеткой.
Следует отметить, что значение комплексов РЛДН (АВАКС) как инфор
мационных систем непрерывно возрастает. Ни одна крупная операция как в
процессе учений, так и в период ведения боевых действий не осуществляется
без таких комплексов.
Бурный рост возможностей радио- и микроэлектроники позволяет созда
вать комплексы типа АВАКС с высокими ТТХ и одновременным снижением
стоимости жизненного цикла. Это значительно увеличивает интерес и возмож
ности оснащения такими комплексами ВВС многих стран.
Дальнейшие исследования и разработки в этой области направлены на
расширение функций по контролю не только воздушной и надводной, но и на
земной обстановки (программа Е-10А США).
Разрабатываемый по программе Е-10А комплекс МС2А будет способен
выполнять функции комплексов АВАКС (Е-ЗВ) и ударно-разведывательных
Джистарс (Е-8С).