Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 6016

Скачиваний: 170

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В 1984 г. началось строительство серийных А-50 с последующей опытной 

эксплуатацией в строевых частях. Официально на вооружение комплекс был 
принят в 1989 г. Основные этапы применения А-50: 

крупные учения Вооруженных Сил СССР и стран Варшавского пакта (до 

1990 г.); 

контроль воздушного пространства Турции и Ирака со стороны Черного 

моря во время операции «Буря в пустыне» США (1991 г.); 

контроль воздушного пространства Чечни (1994 и 1999-2000 гг.). 
В США решение о разработке комплекса АВАКС было принято в 1967 г. 

В качестве носителя был выбран пассажирский самолет Боинг 707-320С, над 

фюзеляжем которого был размещен обтекатель антенны, как и у комплекса 

А-50. На конкурсной основе проводили разработку и испытания двух типов 
РЛС фирм «Хьюз» и «Вестингауз». В 1977 г. началось строительство серийных 
комплексов с РЛС APY-1 («Вестингауз»), получивших обозначение Е-ЗА (мо­
дернизированные Е-ЗВ и Е-ЗС). Вид самолета дальнего радиолокационного об­
наружения (ДРЛО) Е-ЗС «Сентри» показан на рис. 3. К 1984 г. было построено 
34 комплекса, каждый стоимостью 300 млн долл. в ценах 80-х годов прошлого 
века. На тот период тактико-технические характеристики и функциональные 
возможности А-50 и Е-ЗА были примерно одинаковыми. 

Рис.3 

Одновременно с комплексом Е-ЗА в Великобритании разрабатывался 

комплекс AEW («Нимрод»). В этом комплексе антенны РЛС размещались в но­
совой и хвостовой частях самолета. По характеристикам и срокам готовности 
он уступал Е-ЗА. Поэтому в 1980 г. страны НАТО приняли решение о создании 
общенатовской группы (18 Е-ЗА с модернизированной РЛС APY-2) и британ­
ской эскадрильи (семь Е-ЗД). К 1988 г. обе группы были полностью боеготовы. 
Большая часть Е-ЗА НАТО постоянно базируется в Турции, Греции, Италии и 
Норвегии. Кроме того, 33 комплекса имеют ВВС США, 5 - Саудовская Аравия 
и 4 - Франция. 


background image

Комплексы АВАКС, кроме регулярного участия в учениях, активно ис­

пользовались в вооруженных конфликтах. Так, в ходе операции «Буря в пусты­
не» в 1991 г. в Ираке самолеты Е-ЗА выполнили более 400 вылетов с общим 
временем боевого дежурства 5000 ч. В Югославии сделано 500 вылетов с вре­
менем дежурства 4800 ч для проведения координации и слежения при наступа­
тельных и оборонительных операциях, поиска самолетов противника, опозна­
вания «свой-чужой». Осуществлялось также управление заправщиками, барра­

жировавшими в Адриатике. 

Бурное развитие радиоэлектроники и прежде всего микроэлектроники по­

зволило проводить непрерывную модернизацию существующих комплексов Е-3 
и создавать комплексы на новых принципах действия. 

Основные цели модернизации и создания новых комплексов следующие: 
значительное повышение тактико-технических характеристик (ТТХ) ком­

плексов (дальности обнаружения и сопровождения малозаметных высокоско­
ростных и маневрирующих целей, разрешение целей в группе по дальности и 
азимуту, точности измерения координат, особенно высоты полета целей); 

повышение оперативной гибкости (новые режимы работы); 
увеличение зоны ответственности (объема зоны, числа одновременно об­

служиваемых целей и времени барражирования); 

повышение помехозащищенности и боевой устойчивости комплексов; 

обеспечение высокой надежности и ремонтопригодности; 
снижение стоимости жизненного цикла (разработки, боевого применения 

и эксплуатации). 

Примером модернизации служит комплекс Е-ЗД, поставляемый в Японию. 

Для него используется новый самолет Боинг 767-27С (рис. 4), который имеет в 
два раза больший объем, чем Боинг 707. Летный экипаж всего два человека, в 
то время как число операторов достигло 22. Время полета  - 1 3 ч (без дозаправ-

Рис. 4 


background image

ки). Новый, в два раза более производительный, компьютер СС-2Е обеспечива­
ет возможность слежения за 2000 целями. Установлена также модернизирован­
ная РЛС APY-2 с лучшими характеристиками по обнаружению малозаметных 
целей. 

Все вновь разрабатываемые РЛС комплексов используют вместо волно-

водно-щелевой антенной решетки с механическим сканированием неподвиж­
ные активные фазированные антенные решетки (АФАР) с электронным скани­

рованием. Такая конструкция позволяет достичь большинства целей модерни­
зации, одновременно обеспечивая создание новых комплексов. 

Существующие опытные и разрабатываемые РЛС имеют плоские АФАР, 

располагаемые на самолете различным образом. Так, РЛС PS-890 шведской 

фирмы «Эриксон» имеет плоскую двухстороннюю АФАР длиной 8 м, распола­

гаемую на пилонах сверху вдоль фюзеляжа самолета SAAB340B комплекса 

S100 В «Аргус» (рис. 5). 

Рис.5 

Каждая сторона ΑΦ АР имеет 192 твердотельных приемопередающих мо­

дуля S-диапазона и обеспечивает круговой обзор с несколько худшими харак­
теристиками в переднем и заднем секторах. Аналогично расположена АФАР 

фирмы «Грумман» на самолете Боинг-737-80 комплекса 737/MESA (рис. 6). В 
обтекателе размером 10,7x1,2x2,4 м установлена антенна РЛС MESA (много­
функциональная электронно-сканирующая антенна) L-диапазона. 

Французская фирма «Райтеон» разработала комплекс А-310 AEW с РЛС 

ESA системы «Фалкон» израильской фирмы IAIELTO. Три АФАР L-диапазона 

расположены в виде равностороннего треугольника в невращающемся обтека­
теле грибовидной формы на пилонах над фюзеляжем самолета A310-300 

(рис. 7). Такое расположение АФАР позволяет осуществлять круговой и про­
граммируемый обзор в любом секторе. 


background image

Рис.6 

Рис.7 

Рассматриваются также варианты расположения нескольких (до шести) 

АФАР системы «Фалкон» на боковых поверхностях фюзеляжа, крыльях и хво­

стовом оперении. 

Для обеспечения информацией о воздушной и надводной обстановке 

авианосных ударных соединений, действующих далеко в отрыве от мест бази­

рования комплексов АВАКС Е-ЗА, необходим был самолет корабельного бази­
рования. Самолет комплекса Е-ЗА по массе и габаритам не мог быть размещен 

на авианосцах. 

В 1957 г. фирма «Грумман» получила заказ на создание комплекса сис­

темы управления истребительной авиацией, ударными авиагруппами и силами 


background image

ПВО над морем, обнаружения и распознавания кораблей, координации поис­
ково-спасательных операций на море и решения других задач. Комплекс 
«Хокай» Е-2А был готов в 1960 г. Как и комплекс Е-ЗА, он имел дисковидный 

обтекатель антенны размером 7,2 м, расположенный на пилоне над фюзеля­

жем (рис. 8). 

Рис.8 

Комплекс Е-2А неоднократно полностью модернизировался. Была произ­

ведена смена пяти поколений РЛС. Последний вариант комплекса Е-2С имеет 

импульсно-доплеровскую РЛС AN/APS-145. Работает РЛС (как и ранее, в 
UHF) в Р-диапазоне и позволяет сопровождать до 2000 целей на дальностях'до 

радиогоризонта при полете над морем и наводить истребители на 40 воздуш­
ных целей. Дальнейшая модернизация предполагает установку РЛС с активной 
фазированной антенной решеткой. 

Следует отметить, что значение комплексов РЛДН (АВАКС) как инфор­

мационных систем непрерывно возрастает. Ни одна крупная операция как в 

процессе учений, так и в период ведения боевых действий не осуществляется 
без таких комплексов. 

Бурный рост возможностей радио- и микроэлектроники позволяет созда­

вать комплексы типа АВАКС с высокими ТТХ и одновременным снижением 
стоимости жизненного цикла. Это значительно увеличивает интерес и возмож­

ности оснащения такими комплексами ВВС многих стран. 

Дальнейшие исследования и разработки в этой области направлены на 

расширение функций по контролю не только воздушной и надводной, но и на­
земной обстановки (программа Е-10А США). 

Разрабатываемый по программе Е-10А комплекс МС2А будет способен 

выполнять функции комплексов АВАКС (Е-ЗВ) и ударно-разведывательных 

Джистарс (Е-8С).