Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 6005

Скачиваний: 170

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

лям. Обобщенные показатели являются численной мерой, характеризующей 
способность БРЛС решать всю совокупность функциональных задач. 

В качестве показателей эффективности БРЛС при функционировании 

АК РЛДН в режиме радиолокационного поста могут применяться следующие 
показатели: 

вероятность выполнения требований потребителей к качеству радиолока­

ционной информации; 

вероятность выполнения требований к качеству радиолокационной ин­

формации, заданных в тактико-техническом задании (ТТЗ); 

вероятность радиолокационного обеспечения боевых действий огневых 

средств, взаимодействующих с комплексом. 

В качестве обобщенного показателя помехоустойчивости БРЛС исполь­

зуется коэффициент помехоустойчивости  К

п у

, характеризующий сохранение 

обобщенного показателя эффективности БРЛС, определенного как вероятность 
обеспечения заданных в ТТЗ требований при функционировании в условиях 
помех: 

где W

n

, W

0

 - значения показателя эффективности БРЛС при наличии и отсут­

ствии помех соответственно. 

При оценке помехоустойчивости по частным показателям применяют­

ся следующие показатели: 

дальность обнаружения или сопровождения целей (в этом случае коэффи­

циент помехоустойчивости имеет смысл коэффициента сжатия зоны обнару­

жения или сопровождения); 

математическое ожидание числа обнаруженных (проведенных) целей; 
вероятность обнаружения (сопровождения) цели на заданной дальности; 
ошибки измерения координат и параметров движения целей; 
коэффициент проводки; 

среднее время сопровождения воздушных целей; 
коэффициент ложных трасс. 

Степень помехоустойчивости определяется в результате сравнения рас­

считанного коэффициента помехоустойчивости с его заданным значением и 
может быть представлена качественным показателем следующим образом. , 

Бортовая радиолокационная система считается помехоустойчивой, если в 

прогнозируемых условиях функционирования рассчитанный показатель ее по­
мехоустойчивости  ( К

п у

 ) не снижается ниже заданного: 

Для оценки помехоустойчивости БРЛС могут применяться экспертные, 

экспериментальные и теоретические методы. 


background image

Экспертные методы применяются в тех случаях, когда нет времени на 

создание адекватных и достоверных расчетных моделей, обеспечивающих вы­

работку обоснованных рекомендаций. Эти методы применяются для прогноза 
на отдаленную перспективу, для ранжирования (установления степени пред­

почтительности) относительной важности показателей частных показателей 
помехоустойчивости и т. п. Достоинствами экспертных методов являются 
практически неограниченные сроки прогнозирования и сравнительная просто­
та, а также дешевизна получения результатов. Вместе с тем получаемые при их 
помощи результаты являются достаточно субъективными, а качество этих ре­
зультатов весьма существенно зависит от квалификации экспертов. Примене­
ние данных методов в настоящее время ограничено. 

К экспериментальным методам относятся лабораторные испытания, а 

также испытания в реальных условиях работы. При испытаниях в реальных ус­
ловиях наиболее полно учитывается специфика исследуемых объектов. Однако 
из-за ограниченности времени и затрат на проведение испытаний не удается 
изучить все свойства исследуемого объекта в условиях воздействия на него 
помех. Кроме того, большие трудности обычно возникают при воспроизведе­

нии реальных условий функционирования БРЛС АК РЛДН [19]. 

Одним из вариантов оценки помехоустойчивости является теоретическая 

оценка помехоустойчивости БРЛС при функционировании в динамике кон­

фликта со средствами радиоэлектронного подавления. На современном уровне 

развития методического аппарата основой для проведения теоретических ис­

следований по оценке помехоустойчивости БРЛС является имитационное мо­
делирование процесса ее функционирования в динамике конфликта с противо­
стоящими средствами радиоэлектронного подавления. 

Потенциально помехозащищенность БРЛС, включая такие составляющие, 

как скрытность и помехоустойчивость, может достигаться за счет применения 
сигналов большой длительности с внутриимпульсной модуляцией при коэф­
фициенте сжатия 100 и более, длительного когерентного накопления пачки 
сигналов (секунды и десятки секунд), многочастотного режима излучения и 
приема, обеспечения неопределенности для противника характеристик РЛС в 
процессе работы (несущей частоты, начальной фазы, вида модуляции, методов 
обзора и т. п.) и их адаптивного изменения в зависимости от целевой и помехо-
вой обстановки, применения многопозиционных режимов работы. 

Особенности построения каналов разведки БРЛС АК РЛДН, направлен­

ные прежде всего на реализацию устойчивого обнаружения низколетящих ма­

лоразмерных целей на фоне мощных отражений от подстилающей поверхно­

сти, предопределяют их помехозащищенность как от организованных пассив­
ных так и от активных помех. 

При исследовании влияния вариантов помеховой обстановки на функ­

ционирование БРЛС АК РЛДН в районах его ответственности при радиоэлект-


background image

ронном подавлении необходимо учитывать следующие принципы применения 

и функционирования средств постановки активных помех. 

На АК РЛДН могут воздействовать станции активных помех (САП) груп­

повой и коллективной защиты. Станции активных помех индивидуальной за­
щиты применяются преимущественно для подавления других РЭС. 

В соответствии с приоритетностью подавления радиоэлектронных средств 

специализированными самолетами и вертолетами РЭБ, действующими из бое­
вых порядков ударных групп, а также стратегическими бомбардировщиками 
(СБ), тактической авиацией (ТА) и вертолетами огневой поддержки, в первую 
очередь будут подавляться БРЛС АК РЛДН, РЭС зенитных управляемых ракет 
(ЗУР) и ракет «воздух-воздух», затем РЭС управления оружием, РЭС обнару­
жения и целеуказания, РЭС передачи команд, опознавания и связи. 

Специализированными самолетами и вертолетами РЭБ, действующими из 

зон барражирования, в первую очередь подавляются РЛС обнаружения и целе­
указания и РЭС, создающие наибольшую угрозу ударным группам. 

Передатчик помех переводится в заградительный или скользящий режим в 

следующих случаях: 

подавления РЭС с перестройкой несущей частоты от импульса к импульсу; 
наличия в пределах многолучевой диаграммы направленности антенны 

одного передатчика, не менее 2-3 однотипных разнолитерных РЭС без элек­

тронной перестройки. 

Заградительные помехи создаются в полосе частот ±(10...20)%, скользя­

щие - в полосе частот ±(1.. .25) % от частоты РЭС. 

Хаотические импульсные помехи применяются с целью подавления 

средств связи, командных линий передачи данных и средств опознавания, а 

также усложнения радиоэлектронной обстановки по всему маршруту полета. 

Высокопотенциальные станции помех применяются для подавления наи­

более важных РЭС группировки по боковым лепесткам ДНА и для срыва наве­
дения ЗУР и ракет «воздух-воздух» шумовыми и ответными (ретрансляцион­
ными) помехами соответственно. Они размещаются на борту специализиро­
ванных самолетов и вертолетов РЭБ, барражирующих вне зоны поражения 

огневых средств ПВО, а также на наземных пунктах и кораблях. 

По имеющимся данным обеспечивается следующая плотность создания 

пассивных помех (пачек на 100 м пути): 

для перевода РЭС в режим селекции движущихся целей (СДЦ) - 0,2...0,3 

и 0,1.. .0,2 непрерывно с борта СБ, ТА и вертолетов соответственно; 

для маскировки состава налета - 5... 10 на участке 20... 100 км с борта СБ, 

беспилотного летающего аппарата и ТА соответственно; 

для срыва атак ЗУР и ракет «воздух-воздух»: 2...3 непрерывно либо 7...10 

с паузой 20.. .30 с с борта СБ и ТА. 


background image

Выбор самолетными станциями помех конкретного вида помеховых воз­

действий определяется складывающейся тактической и радиоэлектронной си­
туацией, а также техническими возможностями аппаратуры создания помех. 

Наиболее вероятными видами помех, создаваемых современными само­

летными САП, являются 

шумовые: 
заградительные по частоте с полосой, равной диапазону перестройки час­

тоты БРЛС или 200.. .300 МГц для БРЛС без перестройки частоты; 

прицельные по частоте с полосой, равной 2...4 ширины спектра подавляе­

мого сигнала; 

ответные, типа «накрытый импульс», с длительностью импульса, равной 

1,5...2 длительности импульса подавляемого сигнала; 

мерцающие несинхронные и синхронные с частотой мерцания до 10 Гц; 
прерывистые помехи с частотой коммутации 0,1... 10 Гц; 
инверсные, формируемые путем излучения помех с уровнем, изменяемым 

обратно пропорционально уровню принимаемого сигнала; 

имитирующие: 
уводящие по дальности; 
уводящие по скорости; 
уводящие по угловому направлению; 
имитирующие пуск противолокационных ракет; 
хаотические импульсные помехи; 
многократные ответные; 
комбинированные (шумовые в сочетании с уводящими). 
В современных САП индивидуальной защиты заложена идеология при­

оритетного использования имитирующих помех. В режим создания шумовых 
помех САП индивидуальной защиты переводятся в условиях сложной радио­
электронной обстановки с высокой плотностью потока сигналов, при подавле­
нии РЭС с поимпульсной нерегулярной перестройкой частоты или при подав­
лении нескольких разнолитерных РЭС, когда невозможно использование ре­
жима их последовательного обслуживания. 

Применение хаотических импульсных помех САП индивидуальной защи­

ты против РЭС управления оружием является низкоприоритетным. Такие по­

мехи предназначены главным образом для РЭС радиосвязи, РЭС систем опо­
знавания «свой-чужой», для обзорных РЛС. 

Станции активных помех индивидуальной защиты в первую очередь по­

давляются РЭС атакующих ракет, РЭС управления оружием, затем РЭС обна­
ружения и целеуказания. Приоритет однотипных РЭС определяется этапом их 
работы: во всех случаях отдается предпочтение РЭС, уже выполняющим опе­
рации по ведению стрельбы или ее подготовке. 


background image

Специализированными постановщиками помех в первую очередь подав­

ляются РЛС обнаружения и целеуказания и РЭС, создающие наибольшую уг­

розу ударным группам ТА. При этом преимущественные виды помех - шумо­

вые маскирующие в непрерывном или импульсном режиме излучения. В слу­
чае доступности сигнала РЛС для средств радиотехнической разведки самолета 
РЭБ для нее могут формироваться имитационные помехи - многократные или 
хаотические импульсные. 

Помехи самоприкрытия воздействуют на БРЛС в основном по главному 

лучу ее ДНА, а помехи прикрытия - по боковым лепесткам ДНА. 

В современных авиационных станциях помех предусмотрена возможность 

распределения и регулирования излучаемой мощности помех в соответствии с 
приоритетом угроз со стороны подавляемых РЭС. Регулирование мощности 

излучаемой помехи наряду с высоким уровнем развязки приемных и передаю­
щих трактов создает возможность вести одновременную разведку нескольких 
подавляемых РЭС бортовыми средствами РТР. 

Постановка помех (шумовых и имитационных) с борта самолетов, изго­

товленных с использованием технологии «Стеле», может снизить уровень 
демаскировки летательного аппарата и создать возможность получения ин­

формации о нем пассивными методами локации. Для защиты таких средств 
воздушного нападения возрастает роль помех прикрытия с борта специализи­

рованных самолетов РЭБ, действующих из зон барражирования. 

Функционирование БРЛС, как правило, происходит в условиях антаго­

нистического конфликта со средствами РЭП противоборствующей стороны 

[4,5], которые осуществляют целенаправленное создание наиболее неблаго­

приятных условий как для работы отдельных информационных датчиков, так 
и для системы в целом. Поэтому повышение эффективности применения 
БРЛС за счет реализации соответствующего конфликтно-устойчивого управ­
ления функционированием системы, учитывающего динамику и целенаправ­
ленность изменения помеховой обстановки, является практически важным 
исследованием. 

Применение метода, предложенного в работах [3,5,8], для формирования 

управления БРЛС в динамике конфликта со средствами РЭП ограничено тем, 
что он не учитывает особенности и динамические свойства информационных 
датчиков системы, специфику определяемых на этапе проектирования управ­
ляемых режимов функционирования и возможности идентификации парамет­
ров помеховой обстановки. В целом, практическое решение задачи выбора 

многомерного управления БРЛС из множества альтернатив в динамике функ­
ционирования из-за катастрофически большой размерности пространства оп­
тимизируемых параметров и изменения их во времени может оказаться нереа­
лизуемым.