Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 5878

Скачиваний: 169

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

групп ЛА с различных сторон. Наиболее приемлемым способом координиро­
ванного наведения считается наведение трех групп истребителей, одна из кото­
рых выводится в зону атаки под ракурсом, близким к нулю. 

Один из возможных вариантов координированного наведения трех групп 

истребителей на групповую цель с использованием маневра «Клещи» иллюст­

рирует рис. 5.7. 

Рис. 5.7 

На этом рисунке: - командир объединенной группы, - ко­

мандир группы, - самолеты группы, самолеты цели, χ - точки пере­
хвата. 

Задача координированного наведения может быть решена с различной 

степенью автоматизации. При максимальной степени автоматизации офицер 
боевого управления (штурман) указывает только цель и номера координируемых 
каналов управления. При этом задача решается по одной и той же цели (голов­
ной цели группы) с одинаковым временем перехвата. 

При минимальной степени автоматизации штурман должен выполнить 

следующие операции: 

определить опорный канал управления, относительно координат и време­

ни встречи которого будут задаваться значения этих параметров по остальным 
координируемым каналам; 

ввести значение угла встречи по координируемым каналам и задать поло­

жение точек встречи и время выхода в них для других истребителей, используя 

положение рубежа перехвата и время наведения истребителя в опорном канале. 

В качестве опорного канала управления целесообразно выбирать канал, 

результаты наведения истребителя в котором меньше зависят от маневра цели. 

Для обеспечения максимальной эффективности атаки групповой цели не­

сколькими истребителями (группами) целесообразно вывести истребители на 


background image

линию движения цели в район, удаленный от расчетной точки встречи с ней на 
некоторое расстояние Д

0

. На этом пути командир группы или командир объе­

диненной группы истребителей должен обеспечить корректировку строя ис­
требителей перед их выходом в атаку (рис. 5.7), дать команду фланговым ис­
требителям выполнить маневр взятия цели «в клещи», определить рациональ­

ный порядок включения БРЛС истребителями и обеспечить руководство 
выполнения ими атаки. 

Для того чтобы сформировать рассматриваемую ударную группу истреби­

телей, необходимо заблаговременно иметь информацию о цели от РЛС. Чем 
больше будет дальность обнаружения цели и, соответственно, время наведе­
ния, тем меньше окажется относительная потеря в рубеже ее перехвата, вызы­
ваемая выведением истребителей на противокурс цели для обеспечения макси­
мальной эффективности атаки. Напротив, при малом значении дальности обна­
ружения цели относительно истребителей, что обычно имеет место при 
автономных действиях поисково-ударной и ударной групп истребителей, обес­

печение предварительного вывода ударной группы на противокурс цели при­
водит к сильному увеличению времени наведения, а значит, и к потере в рубе­

же перехвата, и в ряде случаев практически оказывается невозможным. Это 
приводит к снижению эффективности дальнего ракетного боя истребителей, 
так как на выполнение маневра «клещи» (точнее, «дальней клешни») при атаке 
под большими ракурсами времени уже не хватает. При этом цель имеет воз­
можность выполнить маневр, «ослепляющий» БРЛС истребителей за счет по­
падания в зоны режекции. 

Необходимость группирования информации о воздушных целях вызвана 

следующими причинами. Средства воздушного нападения обычно применя­
ются группами, состав которых обусловлен необходимостью повышения 
эффективности выполнения поставленных перед ними задач и противодейст­
вия атакам истребителей. Назначение воздействий по таким группам одиноч­
ными истребителями неэффективно и может привести к поражению истреби­

телей, а не самолетов противника. Поэтому важно выявлять тактические 
группы, объединенные единством поставленных перед ними задач, т. е. обес­
печивать тактическое группирование целей. Следует также иметь в виду, что 
реализация тактического группирования позволяет не только уменьшить чис­
ло объектов, подлежащих отображению, но и обеспечить устойчивое их со­

провождение и возможность организации координированных действий ис­
требителей по этим группам. 

Группирование целесообразно проводить так, чтобы, с одной стороны, 

минимизировать среднее расстояние г

ср

 между самолетами в группе, а с другой 

стороны, максимизировать среднее расстояние Rc

P

 между группами [10]. Этот 

векторный критерий можно привести к скалярному виду, если обеспечить 


background image

минимум отношений т\ = Γ^/ϋφ. Заметим, что под термином «расстояние» 
здесь понимается расстояние между самолетами не в обычном пространстве, а 
в пространстве информативных параметров (i == 1,..,n), к которым относятся не 
только координаты объектов, но и параметры (курс, скорость) их движения, а 
также некоторые признаки («свой», «чужой» и т. п.). Кроме того, важно, чтобы 
при разделении на группы глубина образованных групп находилась в соответ­
ствии с возможностью одновременного сопровождения входящих в них само­
летов бортовыми РЛС атакующих их истребителей. 

Принцип автоматического решения рассматриваемой задачи основан на 

упорядоченном переборе различных вариантов разбиения целей на группы для 

отыскания варианта, обеспечивающего выполнение условия qi η

2

 = min, где qi -

весовые коэффициенты. 

Для сокращения числа переборов целесообразно задание с возможно­

стью внесения поправок боевым расчетом минимального расстояния между 
группами R

mini

 и максимального расстояния r

max

i между самолетами в этих 

группах. Отметим, что при ^ > r

maxi

 самолеты считаются заведомо не принад­

лежащими к одной группе, а при х

х

 < R

mini

 принадлежащими. Если полагать 

Rmini

=

 fmax

 =

 Γοϊ

 =

 const, TO задача решается наиболее просто, поскольку сводит­

ся к методу формирования групп путем стробирования. В этом случае к одной 

группе относятся самолеты, расстояние между которыми меньше строба, за­
данного значением r

oi

. Однако тактически группы целей могут иметь различ­

ную конфигурацию, что при наличии ошибок в радиолокационных измерениях 
приведет к значительному увеличению ошибок группирования и вызываемой 
ими нестабильности состава сформированных групп. Поэтому метод стробиро­
вания целесообразно использовать лишь на борту двухместных истребителей 
при условии, что значения r

G

i для каждой выделенной оператором визуально 

группы будут заданы в соответствии с конфигурацией группы. При этом кон­
троль за составом группы и расчет параметров ее движения должны осуществ­
ляться автоматически. 

Информация о группах своих истребителей также группируется, но это за­

дача более простая, так как известен и численный состав группы истребителей, 

и целесообразный размер строба группирования. 

При выходе истребителя в боевое соприкосновение в режиме бортового 

наведения на его борт выдается только регулярная координатная поддержка по 
сопровождаемой цели. Сближение с целью и последующая атака выполняются 
истребителем самостоятельно. 

Режим бортового поиска при выходе истребителя в боевое соприкосно­

вение назначается с АК РЛДН или самостоятельно выбирается истребите­
лем в случае прекращения поступления команд (>60 с) или их нерегулярной 
выдачи. 


background image

5.4. Полуавтономные действия 

наводимых летательных аппаратов 

Весьма перспективным способом расширения боевых возможностей сис­

тем наведения является использование так называемых полуавтономных дей­

ствий. 

Под полуавтономными действиями понимаются такие способы примене­

ния одиночных групп перехватчиков, при которых задачи поиска, наведения и 
координации их действий решаются бортовыми средствами наводимых ЛА по 
прерывистой или разовой информации, поступающей от АК РЛДН. 

При обеспечении ПАД с АК РЛДН предполагается использовать следую­

щие способы вывода наводимых ЛА в боевое соприкосновение с целью [3, 7]: 

командное наведение с координатной поддержкой; 
бортовое управление (БУ), включающее бортовой поиск (БП) и бортовое 

наведение (БН). 

В зависимости от качества информации о воздушных целях и своих ЛА 

каждый из упомянутых способов может быть применен самостоятельно или в 
любой последовательности, необходимость которой может выявиться в про­
цессе отражения налета. 

Следует отметить, что групповые действия (ГД) обеспечиваются исполь­

зованием на борту аппаратуры автоматизированного обмена информацией ме­
жду самолетами группы и ее отображения на специальных индикаторах. Это 

позволяет использовать в АК РЛДН один канал наведения для управления 
группой, передавая команды через командную радиолинию управления на борт 
ведущего группы. В свою очередь ведущий самостоятельно управляет своей 
группой, осуществляя координацию действий всех ее экипажей. Однако при 
этом лица боевого расчета (ЛБР) на АК РЛДН должны быть готовы к оказанию 
помощи ведущему в части «голосовых» целеуказаний о местонахождении са­
молетов группы при их потере и др. 

Возможность осуществления полуавтономных действий наводимых ЛА 

обеспечивается их бортовой вычислительной системой, которая по регулярной 
и прерывистой информации о цели, передаваемой по КРУ АК РЛДН, может 
самостоятельно решать задачу управления самолетом для вывода в район об­
наружения и атаки воздушного противника. Такой способ вывода перехватчика 
в боевое соприкосновение с противником, при котором на борт истребителя 
передается информация о координатах и параметрах движения цели (группы 
целей), обычно называется режимом бортового управления. 

Истребители могут также управляться в режиме командное наведение с 

координатной поддержкой, при котором на борт, помимо обычных команд на­
ведения, периодически передается информация о цели (группе целей). 


background image

При работе в обоих режимах в случае прекращения поступления на борт 

информации от КРУ, обусловленного отказом тракта КРУ, выходом из строя 

управляющей АСУ и др., истребитель автоматически переключается на борто­

вое управление (бортовой поиск), используя принятые ранее и запомненные 
координаты, т. е. продолжает автономный перехват назначенной цели, хотя и с 
некоторым снижением эффективности. В случае восстановления работоспо­
собности тракта КРУ имеется возможность «вернуться» к управлению по ко­
мандам или информации КРУ. 

Командное наведение с координатной поддержкой в виде прямоугольных 

координат х, у, h и составляющих скорости V

x

 и V

y

 цели является основным 

способом вывода ударных групп перехватчиков, находящихся в поле команд 

АК РЛДН, в боевое соприкосновение с целями. Координатная поддержка пере­
дается на борт перехватчика один раз в 60 с, а в остальное время передаются 

команды наведения. 

Бортовой поиск применяется в случаях: 
выбора этого способа на пункте наведения (ПН) или смены способа выхо­

да в боевое соприкосновение в процессе управления; 

выхода истребителя (группы) из поля команд и радиолокационного поля ПН; 
отсутствия информации о цели. 
Смысл бортового поиска состоит в экстраполяции положения цели на те­

кущий момент времени по последним данным координатной поддержки. 

Бортовой поиск характерен также для действий поисковых групп. В такой 

ситуации поиск цели обеспечивается бортовыми РЛС группы в боевом порядке, 

реализующем наибольшую зону просматриваемого пространства и необходимое 

взаимное перекрытие зон обзора РЛС. 

Обнаружив цель, ведущий группы организует ее боевые действия по унич­

тожению цели. Информация о цели может передаваться на ПН по каналу голо­

совой связи либо относительно местонахождения перехватчика, либо отно­
сительно условной точки. 

При бортовом наведении управление наводимыми летательными аппара­

тами осуществляется по данным их собственных информационных систем, од­

нако периодически на них передается информация координатной поддержки. 

При организации ПАД необходимо определять момент перехода от ко­

мандного наведения к бортовому управлению и осуществлять выбор целей для 
передачи ведущему группы. 

Алгоритм определения момента перехода от командного наведения к 

бортовому управлению вырабатывает рекомендации для офицеров боевого 

управления (штурманов наведения), осуществляющих наведение в режиме ко­

мандного наведения с координатной поддержкой истребителей (групп истре­
бителей) типа СУ-27, МиГ-3 [3], на перевод их в режим БП, который является 
одной из составных частей режима «Бортовое управление».