Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6009
Скачиваний: 170
групп ЛА с различных сторон. Наиболее приемлемым способом координиро
ванного наведения считается наведение трех групп истребителей, одна из кото
рых выводится в зону атаки под ракурсом, близким к нулю.
Один из возможных вариантов координированного наведения трех групп
истребителей на групповую цель с использованием маневра «Клещи» иллюст
рирует рис. 5.7.
Рис. 5.7
На этом рисунке: - командир объединенной группы, - ко
мандир группы, - самолеты группы, самолеты цели, χ - точки пере
хвата.
Задача координированного наведения может быть решена с различной
степенью автоматизации. При максимальной степени автоматизации офицер
боевого управления (штурман) указывает только цель и номера координируемых
каналов управления. При этом задача решается по одной и той же цели (голов
ной цели группы) с одинаковым временем перехвата.
При минимальной степени автоматизации штурман должен выполнить
следующие операции:
определить опорный канал управления, относительно координат и време
ни встречи которого будут задаваться значения этих параметров по остальным
координируемым каналам;
ввести значение угла встречи по координируемым каналам и задать поло
жение точек встречи и время выхода в них для других истребителей, используя
положение рубежа перехвата и время наведения истребителя в опорном канале.
В качестве опорного канала управления целесообразно выбирать канал,
результаты наведения истребителя в котором меньше зависят от маневра цели.
Для обеспечения максимальной эффективности атаки групповой цели не
сколькими истребителями (группами) целесообразно вывести истребители на
линию движения цели в район, удаленный от расчетной точки встречи с ней на
некоторое расстояние Д
0
. На этом пути командир группы или командир объе
диненной группы истребителей должен обеспечить корректировку строя ис
требителей перед их выходом в атаку (рис. 5.7), дать команду фланговым ис
требителям выполнить маневр взятия цели «в клещи», определить рациональ
ный порядок включения БРЛС истребителями и обеспечить руководство
выполнения ими атаки.
Для того чтобы сформировать рассматриваемую ударную группу истреби
телей, необходимо заблаговременно иметь информацию о цели от РЛС. Чем
больше будет дальность обнаружения цели и, соответственно, время наведе
ния, тем меньше окажется относительная потеря в рубеже ее перехвата, вызы
ваемая выведением истребителей на противокурс цели для обеспечения макси
мальной эффективности атаки. Напротив, при малом значении дальности обна
ружения цели относительно истребителей, что обычно имеет место при
автономных действиях поисково-ударной и ударной групп истребителей, обес
печение предварительного вывода ударной группы на противокурс цели при
водит к сильному увеличению времени наведения, а значит, и к потере в рубе
же перехвата, и в ряде случаев практически оказывается невозможным. Это
приводит к снижению эффективности дальнего ракетного боя истребителей,
так как на выполнение маневра «клещи» (точнее, «дальней клешни») при атаке
под большими ракурсами времени уже не хватает. При этом цель имеет воз
можность выполнить маневр, «ослепляющий» БРЛС истребителей за счет по
падания в зоны режекции.
Необходимость группирования информации о воздушных целях вызвана
следующими причинами. Средства воздушного нападения обычно применя
ются группами, состав которых обусловлен необходимостью повышения
эффективности выполнения поставленных перед ними задач и противодейст
вия атакам истребителей. Назначение воздействий по таким группам одиноч
ными истребителями неэффективно и может привести к поражению истреби
телей, а не самолетов противника. Поэтому важно выявлять тактические
группы, объединенные единством поставленных перед ними задач, т. е. обес
печивать тактическое группирование целей. Следует также иметь в виду, что
реализация тактического группирования позволяет не только уменьшить чис
ло объектов, подлежащих отображению, но и обеспечить устойчивое их со
провождение и возможность организации координированных действий ис
требителей по этим группам.
Группирование целесообразно проводить так, чтобы, с одной стороны,
минимизировать среднее расстояние г
ср
между самолетами в группе, а с другой
стороны, максимизировать среднее расстояние Rc
P
между группами [10]. Этот
векторный критерий можно привести к скалярному виду, если обеспечить
минимум отношений т\ = Γ^/ϋφ. Заметим, что под термином «расстояние»
здесь понимается расстояние между самолетами не в обычном пространстве, а
в пространстве информативных параметров (i == 1,..,n), к которым относятся не
только координаты объектов, но и параметры (курс, скорость) их движения, а
также некоторые признаки («свой», «чужой» и т. п.). Кроме того, важно, чтобы
при разделении на группы глубина образованных групп находилась в соответ
ствии с возможностью одновременного сопровождения входящих в них само
летов бортовыми РЛС атакующих их истребителей.
Принцип автоматического решения рассматриваемой задачи основан на
упорядоченном переборе различных вариантов разбиения целей на группы для
отыскания варианта, обеспечивающего выполнение условия qi η
2
= min, где qi -
весовые коэффициенты.
Для сокращения числа переборов целесообразно задание с возможно
стью внесения поправок боевым расчетом минимального расстояния между
группами R
mini
и максимального расстояния r
max
i между самолетами в этих
группах. Отметим, что при ^ > r
maxi
самолеты считаются заведомо не принад
лежащими к одной группе, а при х
х
< R
mini
принадлежащими. Если полагать
Rmini
=
fmax
=
Γοϊ
=
const, TO задача решается наиболее просто, поскольку сводит
ся к методу формирования групп путем стробирования. В этом случае к одной
группе относятся самолеты, расстояние между которыми меньше строба, за
данного значением r
oi
. Однако тактически группы целей могут иметь различ
ную конфигурацию, что при наличии ошибок в радиолокационных измерениях
приведет к значительному увеличению ошибок группирования и вызываемой
ими нестабильности состава сформированных групп. Поэтому метод стробиро
вания целесообразно использовать лишь на борту двухместных истребителей
при условии, что значения r
G
i для каждой выделенной оператором визуально
группы будут заданы в соответствии с конфигурацией группы. При этом кон
троль за составом группы и расчет параметров ее движения должны осуществ
ляться автоматически.
Информация о группах своих истребителей также группируется, но это за
дача более простая, так как известен и численный состав группы истребителей,
и целесообразный размер строба группирования.
При выходе истребителя в боевое соприкосновение в режиме бортового
наведения на его борт выдается только регулярная координатная поддержка по
сопровождаемой цели. Сближение с целью и последующая атака выполняются
истребителем самостоятельно.
Режим бортового поиска при выходе истребителя в боевое соприкосно
вение назначается с АК РЛДН или самостоятельно выбирается истребите
лем в случае прекращения поступления команд (>60 с) или их нерегулярной
выдачи.
5.4. Полуавтономные действия
наводимых летательных аппаратов
Весьма перспективным способом расширения боевых возможностей сис
тем наведения является использование так называемых полуавтономных дей
ствий.
Под полуавтономными действиями понимаются такие способы примене
ния одиночных групп перехватчиков, при которых задачи поиска, наведения и
координации их действий решаются бортовыми средствами наводимых ЛА по
прерывистой или разовой информации, поступающей от АК РЛДН.
При обеспечении ПАД с АК РЛДН предполагается использовать следую
щие способы вывода наводимых ЛА в боевое соприкосновение с целью [3, 7]:
командное наведение с координатной поддержкой;
бортовое управление (БУ), включающее бортовой поиск (БП) и бортовое
наведение (БН).
В зависимости от качества информации о воздушных целях и своих ЛА
каждый из упомянутых способов может быть применен самостоятельно или в
любой последовательности, необходимость которой может выявиться в про
цессе отражения налета.
Следует отметить, что групповые действия (ГД) обеспечиваются исполь
зованием на борту аппаратуры автоматизированного обмена информацией ме
жду самолетами группы и ее отображения на специальных индикаторах. Это
позволяет использовать в АК РЛДН один канал наведения для управления
группой, передавая команды через командную радиолинию управления на борт
ведущего группы. В свою очередь ведущий самостоятельно управляет своей
группой, осуществляя координацию действий всех ее экипажей. Однако при
этом лица боевого расчета (ЛБР) на АК РЛДН должны быть готовы к оказанию
помощи ведущему в части «голосовых» целеуказаний о местонахождении са
молетов группы при их потере и др.
Возможность осуществления полуавтономных действий наводимых ЛА
обеспечивается их бортовой вычислительной системой, которая по регулярной
и прерывистой информации о цели, передаваемой по КРУ АК РЛДН, может
самостоятельно решать задачу управления самолетом для вывода в район об
наружения и атаки воздушного противника. Такой способ вывода перехватчика
в боевое соприкосновение с противником, при котором на борт истребителя
передается информация о координатах и параметрах движения цели (группы
целей), обычно называется режимом бортового управления.
Истребители могут также управляться в режиме командное наведение с
координатной поддержкой, при котором на борт, помимо обычных команд на
ведения, периодически передается информация о цели (группе целей).
При работе в обоих режимах в случае прекращения поступления на борт
информации от КРУ, обусловленного отказом тракта КРУ, выходом из строя
управляющей АСУ и др., истребитель автоматически переключается на борто
вое управление (бортовой поиск), используя принятые ранее и запомненные
координаты, т. е. продолжает автономный перехват назначенной цели, хотя и с
некоторым снижением эффективности. В случае восстановления работоспо
собности тракта КРУ имеется возможность «вернуться» к управлению по ко
мандам или информации КРУ.
Командное наведение с координатной поддержкой в виде прямоугольных
координат х, у, h и составляющих скорости V
x
и V
y
цели является основным
способом вывода ударных групп перехватчиков, находящихся в поле команд
АК РЛДН, в боевое соприкосновение с целями. Координатная поддержка пере
дается на борт перехватчика один раз в 60 с, а в остальное время передаются
команды наведения.
Бортовой поиск применяется в случаях:
выбора этого способа на пункте наведения (ПН) или смены способа выхо
да в боевое соприкосновение в процессе управления;
выхода истребителя (группы) из поля команд и радиолокационного поля ПН;
отсутствия информации о цели.
Смысл бортового поиска состоит в экстраполяции положения цели на те
кущий момент времени по последним данным координатной поддержки.
Бортовой поиск характерен также для действий поисковых групп. В такой
ситуации поиск цели обеспечивается бортовыми РЛС группы в боевом порядке,
реализующем наибольшую зону просматриваемого пространства и необходимое
взаимное перекрытие зон обзора РЛС.
Обнаружив цель, ведущий группы организует ее боевые действия по унич
тожению цели. Информация о цели может передаваться на ПН по каналу голо
совой связи либо относительно местонахождения перехватчика, либо отно
сительно условной точки.
При бортовом наведении управление наводимыми летательными аппара
тами осуществляется по данным их собственных информационных систем, од
нако периодически на них передается информация координатной поддержки.
При организации ПАД необходимо определять момент перехода от ко
мандного наведения к бортовому управлению и осуществлять выбор целей для
передачи ведущему группы.
Алгоритм определения момента перехода от командного наведения к
бортовому управлению вырабатывает рекомендации для офицеров боевого
управления (штурманов наведения), осуществляющих наведение в режиме ко
мандного наведения с координатной поддержкой истребителей (групп истре
бителей) типа СУ-27, МиГ-3 [3], на перевод их в режим БП, который является
одной из составных частей режима «Бортовое управление».