Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 5858

Скачиваний: 169

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

фазовых координат, используемых для получения сигналов управления наво­

димыми ЛА и выдачи команд целеуказания сопрягаемым объектам; 

в) управления ЛА в рамках решаемых оперативных и тактических задач [22]. 
Функциональные связи между составными частями ИУС АК РЛДН пока­

заны на упрощенной структурной схеме, приведенной на рис. 6.8, где САД -
системы автономных датчиков, формирующие оценки параметров собственно­
го движения; КРУ - командная радиолиния управления, через которую осуще­

ствляется передача команд на наводимые ЛА (см. 5.5); СРТР - станция радио­
технической разведки, осуществляющая обнаружение источников радиоизлу­
чений, в том числе постановщиков помех, и оценивание параметров 
принимаемых сигналов; РЛС, ОЭС и НС - радиолокационная, оптико-элект­
ронная и навигационные системы соответственно, решающие основные ин­

формационные задачи по обеспечению управления АК РЛДН и наведению ЛА; 

КРЭБ - комплекс радиоэлектронной борьбы, который используется не только 
для радиоэлектронного подавления РЛС противной стороны, но и совместно с 
РЛС для организации так называемой активной помехозащиты, дающей воз­
можность бортовой РЛС получать информацию о цели в условиях применения 

противником средств РЭП; ВВС - бортовая вычислительная система, решаю­
щая большую часть задач обработки информации и управления; БД - база дан­
ных; СИППР - система интеллектуальной поддержки принятия решения [5, 6], 

Рис. 6.8 


background image

формирующая рекомендации для лиц боевого расчета; СНВЦ и СННЦ - сис­

темы наведения на воздушные и наземные цели; СУСЛА - система управления 

сопрягаемыми летательными аппаратами, представляющая совокупность алго­

ритмов формирования команд целеуказаний и управления другими АК РЛДН, 
самолетами-заправщиками, ретрансляторами и беспилотными летательными 
аппаратами; СОУУ - система оценки и устранения угроз, содержащая алго­
ритмы ранжирования воздушных и наземных целей по степени их опасности на 
основе информации, поступающей от РЛС, ОЭС и СРТР, и формирующая ко­
манды на управление истребителями прикрытия, на использование маневров 
уклонения и применения собственного КРЭБ; АРМШС и АРМШН - автомати­
зированные рабочие места штурманов сопровождения целей и наведения, на 
индикаторах которых отображается вся информация, используемая при сопро­
вождении и идентификации целей с учетом степени их опасности и благопри-

ятствия для поражения и при принятии решений на управление АК РЛД и на­

водимыми самолетами и контроля выполнения задач. 

Система наведения на воздушные цели представляет собой совокупность 

алгоритмов, реализующих методы наведения управляемых ЛА на воздушные 
объекты. Из этих методов можно выделить как традиционные методы погони, 
маневра и перехвата, рассмотренные в 5.2.2, так и новые. Состав этих методов 
и их взаимосвязи иллюстрирует рис. 6.9. 

Рис.

 6.9 


background image

Наведение групп ЛА выполняется посредством управления самолетами 

командиров групп, которые осуществляют взаимодействия с остальными само­
летами группы либо голосом, либо посредством ТКС [5]. 

Необходимость обслуживания сверхманевренных и гиперзвуковых лета­

тельных аппаратов (ГЗЛА) приводит к использованию усовершенствованных 

методов перехвата, в которых, как минимум, должны учитываться относи­

тельные ускорения целей и наводимых ЛА [44]. Это обстоятельство потребует 
использования в информационных режимах БРЛС и ОЭС алгоритмов обнару­
жения маневров и оценивания вторых производных отслеживаемых координат. 
Кроме того, потребности бессрывного сопровождения ГЗЛА приводят к необ­
ходимости принятия мер по расширению диапазона скоростей и ускорений ус­
тойчивой работы систем сопровождения целей и уменьшению временного ин­
тервала обращения к ним. 

Необходимость повышения скрытности процедур наведения обусловлена 

требованиями повышения их боевой эффективности и живучести. Для решения 
этих задач могут быть использованы различные приемы как однопозиционного, 
так и многопозиционного наведения с применением полуактивных и пассивных 
режимов работы информационных систем; кроме того, могут быть использованы 
и специальные приемы повышения скрытности передачи команд управления на 
наводимые ЛА. Более подробно эти вопросы рассмотрены в п. 7.2. 

Существенное возрастание номенклатуры воздушных радиоизлучающих 

целей, включая постановщиков помех, предопределяют необходимость исполь­
зования специальных методов наведения на них, учитывающих особенности их 
перемещения в пространстве. Следует отметить, что при перехвате движущих­
ся воздушных источников радиоизлучений (ИРИ), могут быть использованы 
как однопозиционные, так и многопозиционные системы наведения. 

Однако в любом случае для всеракурсного перехвата движущихся воз­

душных объектов необходимо иметь достаточно точные оценки дальности и 
скорости, что является непростой задачей в условиях, когда в пассивном режи­
ме измеряются только угловые координаты ИРИ. Использование однопозицио-
ных систем наведения требует выполнения достаточно длительного маневра 
наводимого самолета и не позволяет получить высокую точностью оценивания 
дальности и скорости. 

Более эффективным является использование многопозиционных (как пра­

вило, двухпозиционных) систем наведения, дающих возможность практически 
мгновенно сформировать более точные оценки дальности и скорости. Необхо­
димо, однако, подчеркнуть, что для повышения точности оценивания дально­
сти и скорости один или оба носителя должны выполнять специальный маневр 

[42]. Алгоритмы траекторного управления, направленные не только на решение 

основных задач перехвата, но и на получение траекторий, обеспечивающих 
наилучшие условия для функционирования информационных систем, получи­
ли название алгоритмов траекторного управления наблюдением [39]. Исполь-


background image

ование этих алгоритмов дает возможность улучшить показатели эффективно­

сти систем наведения практически без улучшения тактических и технических 
юказателей БРЛС и ОЭС. 

Следует, однако, отметить, что использование многопозиционного прин­

ципа наведения, давая существенное улучшение показателей эффективности и 
кивучести, приводит к значительному усложнению алгоритмов управления. 
Это усложнение предопределено появлением еще одного более высокого ие-
»архического управленческого уровня, усложнением процедур взаимной син-
;ронизации и обмена информацией. Кроме того, использование многопозици-
>нных систем наведения приводит к значительному ухудшению показателей 
1Кономичности, поскольку требует, как минимум, удвоенного расхода топлива 
ι ресурса носителей и информационных систем. 

Одним из способов устранения угроз является обход зон тактического 

[ревосходства воздушного противника. Суть этого способа состоит в заблаго-
;ременном обходе областей пространства, в которых наши ЛА могут быть об-
[аружены информационными средствами противника, превосходящего нас ли-
ю численностью, либо по летно-техническим характеристикам самолетов и 
>ружия. Следует подчеркнуть, что для использования этого приема необходи-
10 иметь неизлучающие пассивные средства обнаружения большой дальности 
ι высокодостоверные алгоритмы идентификации обнаруженных целей, вплоть 
(о их типа. Другим способом устранения угроз является использование манев-
)ов уклонения [46]. 

Спецификой наведения ЛА на большие группы неразрешаемых целей яв-

[яется необходимость информации о пространственных размерах группы. При 
[аличии такой информации наведение самолетов осуществляется на головную 
[асть группы, а наведение средств поражения - на геометрический или энерге-

ический центр группы. Рациональным приемом высокоточного индивидуаль-

юго наведения является использование траекторного управления наблюдени-
!М, обеспечивающего разрешение целей в плотной группе [41]. 

Перспективным, но достаточно сложным методом повышения эффектив-

юсти наведения является использование так называемого метода комбиниро-
1анного наведения, базирующегося как на командах, поступающих от АК 
'ЛДН, так и на сигналах управления, формируемых на самом наводимом само-
[ете с использованием своих информационных средств. Сложность такого 
гоиема состоит в необходимости применения универсального метода наведе-
шя, инвариантного к пространственному положению источников информации. 

Система наведения на наземные цели представляет совокупность алго-

штмов управления Л А в процессе их наведения на наземные объекты. В об-
цем случае наводимыми ЛА могут быть самолеты-штурмовики, фронтовые и 
(альние бомбардировщики и многофункциональные истребители при работе 
ю наземным целям, а также ударные БЛА [3]. Управление этими самолетами 
юуществляется в процессе их полета по маршруту в район цели и далее непо-


background image

средственно в область применения средств поражения. Информационные связи 
между различными методами наведения, используемыми в режимах «воздух-
поверхность», показаны на рис. 6.10. 

Рис. 6.10 

При управлении ЛА на маршруте используются в основном методы авто­

номного наведения. Суть этих методов состоит в том, что в процессе полета 
команды управления формируются на самих ЛА в соответствии с тем или 
иным методом наведения. Из этих методов наиболее употребительны мар­
шрутный, курсовой и путевой [45]. 

При маршрутном методе наведение выполняется по жестко фиксирован­

ной траектории полета (ортодромии), намечаемой заранее до полета. Управле­
ние при этом методе сводится к регистрации отклонений от программной тра­
ектории и их устранению. Суть курсового метода состоит в совмещении про­
дольной оси наводимого ЛА с направлением на цель. При использовании 
путевого метода с направлением на цель совмещается вектор путевой скоро­
сти управляемого самолета. Управляющая роль АК РЛДН сводится к периоди­
ческой передаче на борт наводимых ЛА корректирующих команд или передаче