Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 5979

Скачиваний: 170

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

ГЛАВА 7 

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ АВИАЦИОННЫХ 

ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПЛЕКСОВ 

7.1. Направления модернизации и развития 

информационно-управляющих комплексов 

В настоящее время роль авиации при решении как военных, так и хозяйст­

венных задач непрерывно возрастает. Появление и развитие беспилотных лета­

тельных аппаратов не снижают роли пилотируемых авиационных информаци­

онно-управляющих комплексов как систем, обладающих автономностью, мно­

гофункциональностью и оперативностью принятия решений при изменении 
условий функционирования и выполняемых задач. 

В ряде стран (США, Израиль, Китай, Швеция, Бразилия) ведутся конструк­

торские разработки авиационных информационно-управляющих комплексов но­

вого поколения. Фактически речь идет о создании многоцелевого летательного 
аппарата, решающего многочисленные задачи разведки и управления в интере­
сах всех видов ВС, а также пограничной службы, службы наркоконтроля, кон­

троля чрезвычайных ситуаций (ледовой обстановки, разливов рек, состояния 
нефте- и газопроводов, аварий и катастроф) и т. п. Такие комплексы будут ча­
стью общегосударственной информационной системы [1,9]. 

Особо важную роль информационно-управляющие комплексы играют при 

решении оборонных задач. Основной тенденцией развития таких комплексов 
является использование новейших революционных технологий, особенно в ра­
диоэлектронике, микроэлектронике, а в последнее время, в нанотехнологиях, 
что позволяет значительно повысить ТТХ комплексов и обеспечить возмож­
ность выполнения принципиально новых функциональных задач. 

Современные военные доктрины рассматривают использование револю­

ционных технологий в военном деле как обязательное условие обеспечения 
противодействия любому возможному противнику на земле, в воздухе, на мо­
ре, в космосе и в информационной среде. При этом информационное превос­
ходство над противником является решающим фактором успеха. 

Другой важнейшей причиной развития военных технологий является ост­

рая конкуренция в политической и экономической областях между отдельными 


background image

высокоразвитыми в техническом отношении странами и объединениями стран, 
что предполагает борьбу за рынки высокотехнологичного оборудования и сбы­
та оружия. Наряду с боевой эффективностью комплексов решающее значение в 
борьбе за рынки имеет стоимость жизненного цикла. 

Основным направлением развития информационно-управляющих комплек­

сов как ключевого средства борьбы за информационное превосходство над 
противником является интегрирование всех информационных датчиков в еди­
ную систему с использованием методов искусственного интеллекта и способов 
адаптивного управления. Интегрирование различных датчиков, расположен­
ных как на одной платформе, так и на нескольких различных платформах, в 
единый комплекс позволяет значительно расширить возможности по сравне­
нию с отдельными системами и повысить их эффективность (устойчивость) в 
условиях противодействия противника [1]. 

Интеграция - основной путь обеспечения многофункциональности ком­

плексов. Рост числа функций, решаемых задач, сложность и информационная 
насыщенность каждой из них дает возможность применения все более изо­
щренных и эффективных оперативно-тактических действий и приемов. 

Задача обеспечения многофункциональности решается не только при ин­

теграции разнообразных взаимодополняющих датчиков, в том числе работаю­
щих на различных физических принципах, но и при соответствующей структу­
ре комплекса. 

В аппаратно-интегрированных комплексах структура состоит из набора 

унифицированных по отношению к функциональным задачам аппаратных и 
программных модулей, что позволяет не только оптимально использовать рас­
полагаемые ресурсы (структурные, вычислительные, энергетические) для ре­
шения различных функциональных задач, но и наращивать число задач и ТТХ 

путем замены модулей и увеличения их числа. 

Необходимость интеграции средств непрерывного контроля (мониторин­

га) воздушной, наземной и надводной обстановки обусловлена также тесным 
взаимодействием всех видов и родов ВС при ведении боевых действий как на 
оперативно-тактическом, так и на стратегическом уровнях. При этом интегри­
рованные многофункциональные информационно-управляющие системы рас­
сматриваются как часть реализации концепции компьютеризированной среды 

боевых действий, в которой информационно-управляющие системы объедине­
ны с боевыми средствами при помощи интеллектуальной сети управления и 
системы передачи данных [7, 8]. 

В настоящее время в качестве авиационных информационно-управля-

ощих комплексов в США используются различные самолеты разведки и 
управления: S-3A (надводная обстановка), Е-2, Е-3 (воздушная обстановка) и 
3-8 (наземная обстановка), объединенные в систему при помощи многоплат-
форменного комплекса передачи данных. Главной целью информационно-


background image

управляющих систем являются оценка воздушной, воздушно-космической, на­
земной и надводной обстановки в зоне ответственности, распознавание наме­
рений противника и управление своими силами и средствами. 

Существующие авиационные информационно-управляющие комплексы 

(Е-2, Е-3, Е-8) уникальны по своим боевым возможностям и оптимизированы 
для выполнения определенного ограниченного числа оперативно-тактических 
задач. Основным информационным средством этих комплексов являются бор­
товые РЛС, специализированные для решения соответствующих задач. Вслед­
ствие сверхбольшой стоимости создания и всего жизненного цикла они явля­
ются комплексами «долгой жизни». Созданные более 20 лет назад они непре­

рывно подвергались модернизации. Прежде всего модернизируются БРЛС и 

бортовые процессоры, как наиболее быстро развивающиеся и, соответственно, 
быстро морально устаревающие. Так, например, в комплексах Е-2 с 1960 г. 
произошла смена пяти поколений БРЛС (AN/APS-96, 120, 125, 138, 139, 145), 
что позволило решать все больше новых задач (например, выполнять обнару­
жение низколетящих целей на фоне земной поверхности) и значительно улуч­
шить ТТХ, особенно в сложной помеховой обстановке. 

В то же время основные принципы построения (технический облик) 

БРЛС оставались неизменными. Это надфюзеляжная антенна с равномерным 
механическим сканированием для обеспечения кругового обзора, диапазоны 
волн и основная специализация по функциональному предназначению (комплек­
сы Е-2, Е-3). 

Более поздний по времени разработки (1985 г.) комплекс Е-8 использует 

вдольфюзеляжную (в подвесном контейнере) антенну типа ФАР с секторным об­
зором. Его модернизация ведется прежде всего для повышения эффективности 
обнаружения и распознавания наземных неподвижных и движущихся целей. 

Примером планирования модернизации и разработки систем разведки, 

оповещения и управления служит программа МС2А (интегрированная, управ­
ления и контроля, авиационная) на многофункциональном самолете Е-10А Бо­
инг 767-400ER. 

Комплекс МС2А рассматривается как центральная часть единой интегри­

рованной системы управления боевыми действиями ВМС2. Центральной ча­

стью комплекса является разведывательный самолет с параллельной реализа­
цией функций управления войсками и оружием на основе полученной разведы­
вательной информации. 

Система командования (управления и контроля) войсками ВМС2 интег­

рирует все подсистемы (датчики) при помощи центрального процессора, бан­

ка данных, процессора данных, системы связи и линии передачи данных. 
Многоплатформенная система связи и передачи данных объединяет авиаци­
онные и наземные командные пункты, ведущие наземные операции, достав­
ляет данные разведывательных комплексов авиационного и космического ба-


background image

зирования и беспилотных летательных аппаратов. При этом самолет Е-10 
станет своего рода концентратором, объединяющим потоки разнородной ин­
формации от различных разведывательных систем. Программное обеспече­
ние, предназначенное для анализа и визуализации, позволит оценивать обста­
новку и управлять имеющимися ресурсами и, как следствие, планировать 
полномасштабную военную операцию. Для эффективного решения данной 
задачи, а также для сокращения времени доведения команд до непосредст­
венных исполнителей предполагается оборудовать самолет системой связи с 
интерфейсами сопряжения со всеми существующими и разрабатываемыми 
боевыми единицами [9]. 

Программа Е-10А предполагает поэтапное (эволюционное) развитие ком­

плексов МС2А. 

На первом этапе главное внимание уделяется обеспечению обнаружения 

воздушно-космических целей, в том числе баллистических ракет, в интересах 
противокосмической обороны. Важнейшей задачей считается повышение эф­
фективности селекции движущихся наземных целей. Для этого предполагается 
использование РЛС с АФАР двух диапазонов (к = 3 смпХ= \0 см). 

В структуре МС2А предполагается поэтапная модернизация подсистем, 

(прежде всего БРЛС) и введение новых подсистем (лазерных и инфракрасных). 

Планируется также разработка интерфейсов для прямого сопряжения с датчи­
ками разведывательных БЛА и РЛС космического базирования. 

На текущий момент ведется подготовка самолета для установки на нем 

полноразмерного варианта аппаратуры БРЛС и проверки ее функционирования 
в режиме масштабного поиска наземных целей, а также поиска, обнаружения и 
сопровождения крылатых ракет. 

Несмотря на все преимущества этой перспективной системы, США с 2007 г. 

отказалось от ее дальнейшего полномасштабного финансирования из-за боль­
ших расходов. В данный момент продолжается только финансирование работ 
по созданию уменьшенного варианта БРЛС для БЛА «Глобал Хок». Результаты 
НИОКР про программе МС2А в дальнейшем планируется использовать для по­
следующей модернизации самолетов Е-8. 

Рассматривается создание многопозиционных БРЛС и многоплатформен­

ных датчиков и систем передачи данных. 

Кроме многофункциональных авиационных комплексов, комплексов кос­

мического базирования и беспилотных летательных аппаратов, возможно при­
менение аэростатных комплексов дозора и разведки, а также комплексов, уста­
новленных на автономных стратосферных дирижаблях [4]. 

При построении системы разведки, оповещения и управления необходимо 

выполнить ряд противоречивых требований [1]. 

1. Элементы системы должны быть мобильными и способными к развер­

тыванию на угрожаемых направлениях в кратчайшие сроки, в том числе в рай­

онах со слабо развитой инфраструктурой. 


background image

2. Система должна обеспечивать длительную (в течение нескольких меся­

цев) непрерывную работу в дежурном режиме. При работе в этом режиме за­
траты на эксплуатацию должны быть минимальными. 

3. Система должна многократно увеличивать уровень своей эффективно­

сти при переходе в боевой режим. 

4. Должен обеспечиваться высокий уровень боевой устойчивости системы. 

Основным источником информации в многофункциональных комплексах 

разведки, оповещения и управления является БРЛС, модернизация и разработ­
ка которой требует применения передовых революционных технологий [2]. 

Анализ возможностей и эффективности основных направлений модерни­

зации существующих и разработка новых БРЛС требуют учета большого числа 
тактических и технических характеристик как БРЛС в целом, так и отдельных 
узлов, прежде всего антенных систем [3]. 

В качестве показателей эффективности различных вариантов модерни­

зации и разработки БРЛС обычно используют возможность решения новых 
тактических задач, повышение ТТХ, а также снижение стоимости жизненного 
цикла и повышение экспортного потенциала. 

Среди новых функций и задач БРЛС особо важными являются сле­

дующие. 

Многофункциональность, т. е. выполнение одновременно либо с заданной 

частотой обращения, задач разведки, оповещения и управления. При этом ре­
шаются задачи наблюдения (обнаружения, определения местоположения, рас­
познавания и контроля функционального состояния) в заданном районе одно­
временно воздушных, наземных и надводных целей. Многофункциональность 
комплекса предполагает также решение задач РЭБ, навигации, связи и госо­
познавания путем реконфигурации аппаратурной части и программного обес­
печения. 

Обеспечение наблюдения с высокой эффективностью малоразмерных 

целей и целей с искусственно сниженной заметностъю (технология СТЭЛС). 
Такими целями могут быть не только воздушные (В-2), но и морские, и на­
земные цели. 

Наблюдение воздушно-космических целей на больших дальностях и высо­

тах, скоростных и сверхманевренных летательных аппаратов. 

Обнаружение замаскированных наземных целей (искусственные маскиро­

вочные покрытия, полог леса, лесопосадки вдоль дорог, слой почвы и расти­
тельности). Измерение микрорельефа подстилающей поверхности в районе 
расположения целей. 

Распознавание класса и типа заданных воздушных, морских и наземных 

целей, в том числе групповых целей, вертолетов, а также ложных целей (надув­
ные макеты целей, ловушки, уголковые отражатели и т. п.), определение функ­
ционального состояния оперативных и стратегических целей (маневр, пуск