Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 6057
Скачиваний: 170
периодически передаются заданные значения курса, высоты и скорости, мето
дика формирования которых изложена в п.п.5.2.2.
Более сложная задача управления самолетами возникает при одновремен
ном наведении групп истребителей на групповые цели. В этом случае применя
ется координированное наведение.
Координация должна обеспечить одновременный вывод истребителей в
заданные районы относительно цели и под заданными углами атаки. При этом
желательно, чтобы истребители выходили в зону атаки цели с разных сторон. В
частности, при назначении трех групп истребителей для координированного
воздействия целесообразно, чтобы одна из них выводилась в зону атаки цели
под ракурсом, близким к нулю [19] (см. рис. 5.7).
Траектории наведения строятся на основе алгоритмов, рассмотренных в
п.5.2, в том числе и в виде «прямая-разворот-прямая» [19]. Изменяя длину по
следнего прямолинейного участка (рис. 5.3), можно достичь выполнения усло
вия одновременности атаки при маневрах цели. При реализации метода наве
дения используется рассчитанный путь атаки 1, а также заданные величины на
правления угла атаки и радиуса разворота. Первоначальная величина 1
определяется при решении задачи назначения из условия парирования манев
ров цели по курсу в некотором диапазоне. На конечном этапе наведения на
сгруппированные цели можно указывать конкретные номера воздушных объ
ектов, входящих в группу.
Следует отметить, что для группирования маневрирующих групп целей
могут быть использованы не только критерии, рассмотренные в п.5.3, но и бо
лее сложные критерии, в том числе и линейно-квадратичные функционалы, по
зволяющие оценить принадлежность самолетов к группе на упреждающие мо
менты времени.
Необходимо подчеркнуть, что для повышения живучести системы
«АК РЛДН - наводимые самолеты» целесообразно использовать приемы
повышения скрытности наведения, рассмотренные в п.8.2. Среди этих приемов
наиболее простым является наведение перехватчиков непосредственно в об
ласть пуска ракет (см. рис. 8.1). Весьма перспективными является использова
ние обхода зон тактического превосходства воздушного противника, если тот
обладает РЛС и средствами поражения с лучшими показателями. Решение об
обходе принимается штурманом наведения АК РЛДН по результатам иденти
фикации обнаруженных целей. Если перехват воздушных целей выполняется в
зоне обнаружения АК РЛДН противника, то траектории наведения наших ис
требителей должны выбираться по принципу обеспечения максимума времени
их пребывания в зонах режекции его бортовой РЛС.
Управление истребителями прикрытия, предназначенными для оборо
ны АК РЛДН, осуществляется с его борта [2]. Истребители прикрытия, как
правило, обладают мощным ракетным вооружением, развитыми системами
управления им, эффективными системами радиоэлектронного противодействия
и связи, а также большим временем полета. При построении алгоритмов управ
ления истребителями прикрытия учитываются следующие соображения:
опасная для самолета АК РЛДН цель (группа опасных целей) будет оказы
вать активное огневое, маневренное и помеховое противодействие атакующему
ее истребителю прикрытия (группе истребителей прикрытия);
после пуска ракет по самолету АК РЛДН его последующее уклонение не
эффективно.
Отсюда вытекают следующие требования к алгоритмам управления ис
требителями прикрытия:
1) алгоритмы управления истребителями прикрытия должны обеспечивать
преимущество над опасными целями по энергетическим и тактическим харак
теристикам;
2) алгоритмы управления должны быть ориентированы на работу с оди
ночными и групповыми целями;
3) время поражения опасных целей должно быть минимально.
Последнее требование связано с дефицитом времени, как правило, возни
кающим при применении истребителей прикрытия.
Процесс управления истребителями прикрытия условно разбивается
на два этапа: этап назначения на опасные цели и этап собственно наведения
на опасные цели. Результат работы алгоритма назначения состоит в опреде
лении связок номеров опасных целей и истребителей прикрытия, которые яв
ляются рекомендациями и могут быть отменены или скорректированы штур
маном наведения.
Наведение истребителей прикрытия на опасные цели имеет ряд особенно
стей, связанных с неопределенностью информации о намерениях опасных це
лей, поэтому требуется статистическое прогнозирование поведения цели до
момента окончания наведения истребителей. Наведение истребителя прикры
тия на опасную цель может осуществляться любым из известных методов, од
нако при этом необходимо учитывать возможность выполнения маневра целью
при атаке АК РЛДН. Необходимо отметить, что весьма эффективным способом
срыва атаки истребителей противника самолетами прикрытия является приме
нение в качестве средств поражения СВЧ-оружия ФП [15], обеспечивающего
вывод из строя информационных систем цели.
Рассмотрим управление истребителями при уничтожении постанов
щиков активных помех. Если информационная система АК РЛДН не обеспе
чивает триангуляцию помехопостановщика [34], то на вход алгоритма форми
рования команд наведения поступает только его пеленг. Истребитель, отраба
тывая плавные команды ψ
τ
, V
T
, H
T
, выводится на линию пеленга по
кратчайшей траектории и далее удерживается вблизи этой линии. Кроме того,
возможен и другой способ наведения, когда истребитель выводится по крат-
чайшему расстоянию на линию, параллельную текущему пеленгу на постанов
щик помех. При достижении расстояния до линии пеленга, меньшего дально
сти обнаружения БРЛС, истребителю передаются команды целеуказания по
азимуту β и углу места ε со значениями команд, соответственно равными
β = ψ
τ
, ε = 0. Летчик включает режим излучения БРЛС, которая осуществляет
поиск и обнаружение постановщика помех.
При дозаправке в воздухе могут быть две ситуации [34]: ^топливозап
равщик в зоне топливозаправки; 2) топливозаправщик на маршруте. При нахо
ждении топливозаправщика в зоне заправки истребитель сначала выводится на
него методом погони, а затем методом маневра в заднюю полусферу. Во вто
ром случае алгоритм сразу строит траекторию встречи методом маневра в зад
нюю полусферу. Для обеспечения встречи конечная скорость заправляемого
самолета задается больше скорости топливозаправщика.
Исходными данными для решения задачи вывода самолетов ударной
авиации в районы наземных и надводных целей является [34] маршрут: по
следовательность маршрутных точек, определяемых координатами, скоростью
и высотой полета на последующем участке маршрута, типом точки. В состав
маршрута могут входить участки, проходимые самолетом как на дозвуковой
скорости, так и на сверхзвуковой.
При командном наведении решение задачи вывода самолета в район цели
сводится к следующему. В ИВС вычисляется и отображается на индикаторе
штурмана наведения текущее положение экстраполяционного маркера, пока
зывающего требуемое для своевременного выхода на наземную цель положе
ние самолета. С положением экстраполяционного (планового) маркера сопос
тавляется реальное положение самолета на каждый момент решения. При от
клонениях от плана полета вырабатываются команды скорости и курса,
позволяющие устранить имеющееся отклонение. Возможно также решение об
ратной задачи: установка маркера в реальное положение самолета с определе
нием фактического времени прибытия в район наземной цели и расхождения
относительно планового времени.
После вывода ударных самолетов в район цели в дальнейшем, в зависимо
сти от режимов работы их бортовых РЛС и используемых средств поражения,
могут быть использованы методы смешанного наведения, основанные на ис
пользовании разновидностей алгоритмов траекторного управления (8.13)-(8.18).
Организация управления беспилотными летательными аппаратами
осуществляется следующим образом. Одним из направлений повышения эффек
тивности радиолокационной разведки, особенно в зонах повышенной опасно
сти, является организация управления с борта АК РЛДН беспилотными лета
тельными аппаратами для решения задач по обнаружению и распознаванию
наземных целей [34]. Наиболее простым является вариант боевого применения
Б Л А, предусматривающий выполнение двух этапов.
На первом этапе осуществляются взлет и полет БЛА по маршруту. Мар
шрут полета формируется на борту БЛА по введенной перед взлетом информа
ции о маршрутных точках полета. При этом взлет и полет БЛА осуществляют
ся по программе. Аналогично осуществляется посадка БЛА.
На втором этапе, когда БЛА находится в зоне предполагаемого боевого
применения, управление им берет штурман наведения, находящийся на АК
РЛДН. После этого БЛА могут совершать полет по задаваемой штурманом
программе или находиться под его непосредственным управлением.
Возможны и другие варианты, в том числе и боевого применения БЛА.
При использовании ударных БЛА, предназначенных для уничтожения назем
ных объектов в зонах повышенной опасности или на больших удалениях от АК
РЛДН, скорее всего будут применяться несколько способов. При использова
нии одного из них ударный БЛА пускает ракеты В-П (сбрасывает бомбы), ав
томатически наводящиеся на цели в соответствии с командами целеуказаний,
поступающими от АК РЛДН. При другом варианте наведения управление пу
щенными ракетами осуществляет штурман наведения АК РЛДН, используя
трехточечный метод, в соответствии с которым линия визирования ракета-цель
должна совмещаться с линией визирования БЛА-цель. Возможен и третий ва
риант применения, при котором сам БЛА используется в качестве средства по
ражения (режим «камикадзе»).
При использовании перспективных беспилотных истребителей роль АК
РЛДН скорее всего будет сводиться к управлению пилотируемым самолетом
командира группы.
Управление ведомыми АК РЛДН предполагает одновременную работу
нескольких комплексов [34], разнесенных друг от друга на расстояния, при ко
торых обеспечивается перекрытие их радиолокационных полей и возможна ор
ганизация радиосвязи между ними. При групповых действиях АК РЛДН один
из них назначается ведущим, а остальные - ведомыми. Ведущий АК РЛДН
осуществляет связь с наземными КП, принимает радиолокационную информа
цию от ведомых АК РЛДН, обобщает ее и управляет ведомыми АК РЛДН как
источниками информации.
Применение группы АК РЛДН позволяет улучшить управление авиацией,
поскольку в зонах перекрытия их радиолокационных полей значительно улуч
шаются характеристики трассовой информации о воздушных целях, снижается
влияние «слепых» зон РЛС каждого из АК РЛДН на проводку целей в объеди
ненной зоне видимости. Величина зоны перекрытия радиолокационных полей
соседних АК РЛДН зависит от дальности обнаружения цели определенного
класса и от расстояния между АК РЛДН.
Групповые действия целесообразны в тех ситуациях, когда необходимо
одновременно использовать два и более комплексов, например для повышения
скрытности наведения при работе по радиоизлучающим целям (см. рис. 8.6) и в
полу активных режимах (см. рис. 8.3).
При организации взаимодействия группы АК РЛДН с управляющим КП
АСУ ведущий АК РЛДН передает на КП обобщенную от нескольких АК РЛДН
информацию и принимает распоряжения от КП на выполнение боевых дейст
вий каждого из АК РЛДН через один приемопередающий центр.
При групповых действиях АК РЛДН необходимо централизованное
управление их полетом, так как для создания сплошного радиолокационного
поля большое значение имеют расположение зон барражирования в зоне ответ
ственности, вид фигуры барражирования АК РЛДН и синхронность полета
взаимодействующих АК РЛДН в зонах барражирования. Реализация централи
зованного управления обеспечивается соответствующими алгоритмами траек-
торного наведения ведущим и ведомыми самолетами АК РЛДН.
8.6. Перспективы развития командных радиолиний
управления
Одним из основных направлений улучшения показателей эффективности
КРУ является повышение скрытности их работы. Рациональным направле
нием повышения скрытности КРУ является усложнение условий обнаружения
факта их работы станциями радиотехнической разведки противника.
Это усложнение может быть достигнуто за счет использования сверхши
рокополосных сигналов с постоянной спектральной плотностью в пределах ак
тивной ширины спектра. Такие сигналы по своему проявлению похожи на бе
лый шум, что затрудняет их обнаружение.
Кроме того, в таких сигналах полезная информация распределена по всему
спектру, что затрудняет противоборствующей стороне ее выделение и искаже
ние даже при обнаружении факта излучения КРУ.
Еще одним направлением повышения скрытности является сокращение
области пространства, в пределах которого распространяется сигнал КРУ, за
счет использования антенн направленного действия.
Ниже рассматриваются принципы построения и особенности функциони
рования КРУ, в которых используются эти способы повышения скрытности.
8.6.1. Командные радиолинии управления со сложными сигналами
Сложные сигналы - сигналы, для которых произведение активной шири
ны спектра на их длительность, называемое базой сигнала, существенно пре
вышает единицу. Основным достоинством КРУ со сложными сигналами явля
ются более высокие скрытность и помехоустойчивость по отношению к узко
полосным помехам. Более высокая скрытность КРУ со сложными сигналами
достигается за счет повышения энергетической скрытности, уменьшения