Файл: Физкультурно-оздоровительные образовательные проекты по развитию массовой физической культуры школьников РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во время плавания поток необычных раздражителей устремляется к мозгу, снимает физическое и нервное напряжение, способствует восстановлению сил, придает заряд бодрости и энергии.

Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее воздействие на организм.

  • Игры. Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивления и др.). Двигательные действия направляются на преодоление различных трудностей и препятствий, встающих на пути достижения цели игры. Кроме того, в играх закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, которые приобретены на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовки и т.д.

Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные функции человека одновременно.

Недостаток игры как средства и метода физического воспитания состоит только в том, что физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке, как это имеет место в гимнастике, легкой атлетике и т.д. Поэтому игры подбираются с учетом физической подготовленности и двигательного опыта учащихся.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероп­риятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уров­ня работоспособности в учебной деятельности; укрепление здоро­вья и совершенствование культуры движений; содействие улучше­нию физического развития и двигательной подготовленности уча­щихся; овладение навыками самостоятельных занятий физической культурой. К физкультурно-оздоровительным мероприятиям отно­сят несколько разновидностей (форм) занятий.

Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способство­вать организованному началу учебного дня, улучшению самочув­ствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7 – 9 физических упражнений динамического характера, воз­действующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6 – 7 мин (в младших классах – не более 5 – 6 мин). Ком­плексы упражнений обновляются через 2 – 3 недели, т.е. 2 – 3 раза в четверти. Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветрен­ных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию утренней гимнастики осуществляет учитель физической культуры. Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в дан­ном классе.


Физкультминутки и физкультпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физи­ческой работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультми­нутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3 – 5 упражнений (потя­гивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полу­приседы и приседы с различными движениями руками), повто­ряемых по 4 – 6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1 – 2 мин.

В старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда).

Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являют­ся хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебно­го дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготов­ленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и обо­рудования. Как правило, во всех играх дети участвуют доброволь­но, по желанию.

Ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня (спортивный час) направлены на решение следующих задач: укрепление здоровья; закаливание организма учащихся; повы­шение уровня физической и умственной работоспособности; под­держание ее устойчивости на протяжении всего учебного года; совершенствование двигательных умений и навыков, изученных на уроках физической культуры; формирование умений и воспи­тание привычки самостоятельно заниматься физическими упраж­нениями.  

Физкультурные занятия в группах продленного дня проводят­ся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подго­товленности детей. Каждое занятие состоит из трех частей. Первая часть – подготовительная (10 – 15 мин). Состоит из построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений. Вторая часть – основная (от 30 до 60 мин, в зависимости от общего времени занятия). Она содержит в себе подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физи­ческие упражнения). Третья часть – заключительная (5 – 7 мин). В основном направлена на организованное окончание занятий, включает общее построение, спокойную ходьбу, малоинтенсив­ные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание физической на­грузки в начале его и постепенное снижение к концу. Организа­ция физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.


4.Внеклассные формы организации занятий.

Помимо внутри школьной программы физической культуры существует большое множество внеклассных форм занятий.

К внеклассным фор­мам физического воспитания школьников относятся:

1) спортив­ные секции по видам спорта;

2) секции общей физической под­готовки;

3) секции ритмической и атлетической гимнастики;

4) школьные соревнования;

5) туристские походы и слёты;

6) празд­ники физической культуры;

7) дни здоровья, плавания и т.д.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой ос­нове выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, ак­тивный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников.

Формы проведения занятий физическими упражнениями в системе внешкольных учреждений:

В нашей стране функционирует широкая сеть внешкольных учреждений различного типа, призванная заниматься развитием физической культуры и спорта среди школьников в свободное от учебных занятий время. Внешкольные спортивные, воспитатель­но оздоровительные и культурно-оздоровительные учреждения включают в себя разнообразные формы организации физического воспитания детей школьного возраста.

  • Систематические занятия избранным видом спорта в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) или специализирован­ных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР).
  • Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах.
  • Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздорови­тельных лагерях. Основными задачами направленного использо­вания физической культуры в лагере являются организация ак­тивного отдыха, физическая подготовка школьников, укрепле­ние их здоровья. Особое внимание уделяется обучению плаванию, различным способам передвижения на лыжах, туризму и спортив­ному совершенствованию учащихся в различных видах спорта. Ос­новные формы и содержание работы: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные оздоровительные мероприятия (про­гулки, водные и воздушные процедуры и т.п.); занятия в обще лагерных спортивных секциях; ежедневные занятия по плаванию; спортивные соревнования, спартакиады.
  • Разнообразные физкультурно-оздоровительные мероприятия в парках культуры и отдыха, на детских площадках, лыжных ба­зах, лодочных станциях и в других местах массового отдыха.
  • Занятия физическими упражнениями, спортивные развле­чения и соревнования по месту жительства или в физкультурно-спортивных клубах (ФСК).
  • Учебно-тренировочные и массово-оздоровительные занятия в туристских лагерях (на туристско-экскурсионных базах).

Разнообразные формы организации физического воспитания создают условия для более полного удовлетворения индивидуаль­ных физкультурных и спортивных интересов и запросов подраста­ющего поколения за счет широкого диапазона форм и видов физ­культурных и спортивных занятий, проводимых во внешкольных спортивных и культурно-оздоровительных учреждениях.

Формы проведения занятий физическими упражнениями в семье:

К наиболее распространенным формам физического воспита­ния детей школьного возраста в семье относятся:

  • утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);
  • физкультурные минутки (пауза) во время выполнения до­машних заданий. Проводятся после 30 – 35 мин непрерывной ра­боты со школьниками младшего возраста и через 40 – 45 мин ра­боты со школьниками среднего и старшего школьного возраста;
  • индивидуальные занятия различными физическими упражнениями в домашних условиях:  
    • силовая (атлетическая) гимнастика;
    • оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шей­пинг);
    • стретчинг, калланетика и др.;
  • активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогул­ки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня от 1,5 до 3 ч.;
  • участие совместно с родителями в различных соревнованиях-кон­курсах (типа «Мама, папа, я – спортивная семья) и викторинах;
  • семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные) в выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;

Заключение.

В заключении хочу подчеркнуть, что в развитии массовой физической культуры школьников огромное значение имеет создание физкультурно-оздоровительных массовых проектов. Благодаря этим проектам

в современной России наблюдается устойчивая тенденция повышения интереса к физической культуре и спорту, особенно среди молодежи.

Основными проектами являются «Президентские соревнования», «Президентские игры », соревнования «Вместе с президентом». Эти и многие другие проекты способствуют формированию физически и духовно развитой личности, реализации творческого потенциала детей, способствуют профилактике заболеваний и укреплению их здоровья. Дети получают духовно нравственное воспитание, вырастают гармоничными личностями. Участие в проектах помогает инвалидам и детям-сиротам в социальной и физической адаптации.