Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 1296
Скачиваний: 5
Согласно ПБУ 5/01 материалы принимаются к учёту по их фактической себестоимости.
Фактическая себестоимость покупных материалов – __________________________________
При этом в составе фактической себестоимости выделяют так называемые транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).
Транспортно-заготовительные расходы – ________________________________________
Приведём пример формирования фактической себестоимости материалов:
оптовая цена поставщика |
|
|
С какой целью бухгалтер использует учётные цены на материалы? Дело в том, что документы, подтверждающие расходы на заготовление материалов (счета АТП, наряды на погрузку и выгрузку), поступают в бухгалтерию в разное время, часто к концу месяца. Оформлять же приход и расход материалов необходимо ежедневно. Поэтому при поступлении бухгалтер оценивает материалы условно – по учётным ценам (УЦ). В качестве УЦ можно использовать: |
наценка посредника |
|
|
|
транспортный тариф |
|
||
погрузка-разгрузка |
|
||
таможенные пошлины |
|
||
Итого фактическая себестоимость (С факт): |
|
1) оптовые цены поставщика (указанные в счетах-фактурах);
Тогда в конце месяца фактическая себестоимость заготовления материалов определится по формуле:
Сфакт = УЦ + ТЗР Сфакт =
2) плановые цены;
В этом случае фактическая себестоимость определится по формуле:
Сфакт = УЦ ± О
Если УЦ = 1200, то Сфакт =
Если УЦ = 1300, то Сфакт =
Синтетический учёт материалов можно организовать одним из двух способов: с участием счетов 15 и 16 или без участия данных счетов. Принятое решение должно быть закреплено в учётной политике.
-
без участия счетов 15, 16
В этом случае учёт ТЗР или отклонений ведётся на специальном субсчёте счёта 10. Счёт 10, таким образом, отражают фактическую себестоимость заготовления материалов:
№ 10 Материалы |
|
Дебет |
Кредит |
Сн – остаток материалов на складах организации по фактической себестоимости |
– - Расход материалов: Д20 К10 – на производство основной продукции Д23 К10 – на производство вспомогательной продукции Д25 К10 – на нужды цеха Д26 К10 – на нужды организации Д08 К10 – на строительство; Д 76 К 1 – на сторону; Д 20-… К10т – списание ТЗР Д94 К10 – недостача по данным инвентаризации |
+ Приход материалов: |
|
Дт10 Кт60 – от поставщика по УЦ Дт10т Кт60 – ТЗР (отклонения) Д10 К20 – возврат материалов из цеха ОП Д10 К91-– ликвидные отходы при выбытии ОС Д10 К71 – от подотчётного лица Д10 К91 – излишки инвентаризации |
1) с участием счетов 15,16
Для учёта материалов по учётным ценам можно вместо субсчёта 10т использовать дополнительные счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
В этом случае на счёте 10 «Материалы» показывается стоимость материалов по учётным ценам.
На счёте 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» учёт ведётся в двух оценках: по дебету – на основе документов, формирующих фактическую себестоимость, по кредиту – в учётных ценах. Разница между оборотами счёта 15 представляет собой отклонение фактической себестоимости заготовления от учётной цены, которое в конце месяца бухгалтер списывает на счёт 16.
При списании отклонений необходимо принять во внимание:
-
Если Од15 > Ок15, то сальдо конечное Ск15 дебетовое, то есть фактическая себестоимость оказалась выше учётной цены.
Отклонение списываем проводкой ___________________.
-
Если Од15 < Ок15, то сальдо конечное Ск15 кредитовое, то есть фактическая себестоимость оказалась меньше учётной цены.
На сумму отклонения составляем сторнировочную запись __________________, (либо ____________________).
В течение месяца материалы отпускались со склада по учётным ценам. В конце месяца, когда стала известна фактическая себестоимость, необходимо скорректировать информацию о стоимости отпущенных материалов на сумму отклонений. Для этого:
1. Рассчитываем процент отклонений % О:
% О = (Онач + Оприх) х 100 %
(УЦнач + УЦприх)
2. Определяем сумму отклонений Орасх, относящуюся к материалам в учётных ценах УЦрасх, отпущенным со склада в течение месяца:
Орасх = УЦрасх х % О
100 %
3. Списываем отклонения на счета расхода материалов.
Проводки:
Первичные документы, учётные регистры
Первичные документы |
|
Приход: Доверенность на получение товара (М-2) |
|
Приходный ордер (М-4) |
|
Акт о приёмке материалов (М-7) |
|
Расход: Требование–накладная |
|
Лимитно-заборная карта |
|
Учётные регистры |
|
Карточка учёта материалов |
|
Бухгалтерский баланс: |