Файл: Лекционная тетрадь ФБУ.docx

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 1291

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ


Хакасский технический институт – филиал ФГАОУ ВПО

«Сибирский федеральный университет»


Г. И. Никитина







ФИНАНСОВЫЙ

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ

Лекционная тетрадь



_______________________________________________________

Фамилия, имя, отчество студента

________________________________________________________

Группа, курс, специальность































Абакан -2013







Вопросы к экзамену по ФБУ

  1. Учет операций по кассе (50)

  2. Учет операций по расчетному счету (51)

  3. Учет операций по валютному счету (52). Учет курсовых разниц

  4. Виды расчетов. Расчеты платежными требованиями и поручениями

  5. Виды расчетов. Расчеты аккредитивами и чеками (55).

  6. Учет финансовых вложений (58)

  7. Учет расчетов с поставщиками (60)

  8. Учет расчетов с покупателями (62)

  9. Учет расчетов с подотчетными лицами (71)

  10. Учет вложений во внеоборотные активы (08)

  11. Основные средства: классификация, оценка. Учет поступления и выбытия основных средств (01, 91)

  12. Учет амортизации основных средств (02)

  13. Учет затрат на ремонт основных средств (96, 97)

  14. Методы оценки материалов. Синтетический учет материалов (10) без участия счетов 15 и 16.

  15. Синтетический учет материалов с участие счетов 15 и 16

  16. Учет инвентаризации ТМЦ (94)

  17. Учет НДС (19, 90-3)

  18. Учет нематериальных активов и их амортизации (04, 05)

  19. Оплата труда: задачи учета, виды начислений и удержаний. Оформление расчетов и выплата зарплаты. Депонирование зарплаты.

  20. Синтетический учет заработной платы (70).

  21. Учет отпускных (96-1). Учет больничных (69-2).

  22. Учет взносов социального страхования (69)

  23. Учет расходов: задачи учета, классификация затрат, методы группировки затрат.

  24. Общая схема синтетического учета затрат на производство (20)

  25. Учет общепроизводственных расходов (25)

  26. Учет общехозяйственных расходов (26)

  27. Учет готовой продукции по фактической себестоимости (43)

  28. Учет готовой продукции по нормативной себестоимости (40, 43).

  29. Учет продаж (90)

  30. Учет расходов на продажу (44)

  31. Учет прочих доходов и расходов (91)

  32. Учет финансовых результатов (99). Реформация баланса.

  33. Учет нераспределенной прибыли /непокрытого убытка (84)

  34. Учет уставного капитала (80)

  35. Учет расчетов с учредителями (75)















Введение


Бухгалтерский учёт как наука структурно включает в себя три раздела: 1) теорию бухгалтерского учёта, 2) финансовый учёт и 3) управленческий учёт.

Теория бухгалтерского учёта изучает основы организации учёта: объекты, методы, технику и формы счётного дела, его правовое регулирование.

Финансовый учёт (ФУ) исследует методологию ведения учёта для конкретных видов имущества и обязательств.

На его основе бухгалтер формирует финансовую отчётность, открытую для внешних пользователей ‒ акционеров, партнёров, банков, государственных органов.

Управленческий учёт развивает методы сбора информации о производственном процессе и сопровождающих его издержках.


Отличия финансового и управленческого учёта



Критерии деления

Финансовый учёт

Управленческий учёт

Обязательно ли вести учёт?

обязательно

на усмотрение менеджмента

Документами какого уровня регламентирован учёт?

на законодательном и нормативном уровнях

внутрифирменными документами

Какова степень открытости учёта?

открыт для внешних заинтересованных пользователей

конфиденциален, представляет собой коммерческую тайну

Насколько широка сфера учёта?

предприятие в целом

отдельные подразделения предприятия

Обязательна ли двойная запись?

обязательна

на усмотрение менеджмента

Какая группировка затрат является ведущей?

по элементам

по статьям калькуляций


Для лучшего понимания логики организации финансового учёта определённого вида имущества или обязательств предлагаем принять во внимание следующий спектр вопросов:


Памятка бухгалтеру

Организуя конкретный вид учёта на предприятии, я задам себе ряд вопросов:

1.


2.


3.


4.


5.


6.


















Тема 1. УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Вопрос 1. Учёт операций по кассе


Объект учёта


Нормативная база

Положение ЦБ «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» N 373-П от 12.10.2011г.

Синтетический счёт


Субсчета


Аналитический учёт



50 Касса

Дебет

Кредит

Сн – остаток наличных денег в кассе


Выдача ДС из кассы:









+ Поступление ДС в кассу:


Первичные документы, учётные регистры и отчёты

Первичные документы:



Приходный кассовый ордер

0310001


Расходный кассовый ордер

0310002


Учётные регистры:



Кассовая книга

0310004


Книга учёта принятых и выданных денежных средств

0310005


Отчёты



Отчёт о движении денежных средств

Бухгалтерский баланс:

Правила учёта кассы

Под кассой имеется в виду место для проведения кассовых операций (приёма, хранения и выдачи наличных денег), определённое руководителем.

Материальную ответственность за сохранность наличных денег несёт кассир. Если кассиров несколько, назначается старший. На малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или сам руководитель. Кассир должен иметь образцы подписей уполномоченных лиц.

Лимит остатка наличных денег. На конец рабочего дня организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах установленного лимита.

Лимит устанавливает сама организация, рассчитывая его по формуле одним из двух способов:

А) при расчётах с населением за наличный расчёт:


в зависимости от объёма выручки наличными V за расчётный период P (до 92-х дней) и периода сдачи наличности в банк Nc (не более 7-и дней): _____________.

Б) если нет продаж за наличные:

______________, где R – сумма выдачи наличными.

Сверх лимита деньги могут храниться в кассе только в течение 5-и дней, предусмотренных для выдачи зарплаты и в выходные (праздничные) дни.

Лимит расчётов наличными. Организации могут рассчитываться между собой наличными, если сумма сделки не превышает ______________. Расчёты между организациями свыше этой суммы должны производиться только в безналичном порядке.

Приём и выдача денег по кассовым ордерам производится в день их составления. Кассовые документы могут оформляться вручную или распечатываться на компьютере.

Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

Все кассовые ордера после их исполнения гасятся специальными штампами организации.

Кассовую книгу (приход, расход, остаток) можно вести как в ручном, так и в электронном варианте. При учёте вручную листы кассовой книги брошюруют и нумеруют до начала ведения. Заверительную надпись о количестве листов кассовой книги подписывает руководитель и главный бухгалтер, скрепляя оттиском печати. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги по приходу и расходу денег, выводит остаток и передаёт в бухгалтерию второй экземпляр вместе с кассовыми ордерами.

При электронном варианте лист кассовой книги кассир распечатывает в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация листов осуществляется автоматически. Распечатанные листы необходимо брошюровать по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.

Приём наличных денег организациями при расчётах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

Периодичность инвентаризация кассы устанавливает руководитель организации, закрепляя в учётной политике.


Вопрос 2. Учёт расчётов с подотчётными лицами


Подотчётные лица – это работники организации, которые получают авансом наличные деньги из кассы (или безналичные ДС с корпоративной или личной карты) на предстоящие хозяйственные или командировочные расходы.

Объект учёта


Нормативная база

Положение ЦБ «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» N 373-П от 12.10.2011г.

Синтетический счёт


Аналитический учёт


Счёт 71 может иметь двойное (дебетово-кредитовое) сальдо. Счёт активен, если формируется дебиторская задолженность подотчётного лица. Счёт пассивен, когда образуется кредиторская задолженность организации (при перерасходе подотчётным лицом суммы аванса). Предпочтительным является активное состояние счета.

71 Расчёты с подотчётными лицами

Дебет

Кредит

Сн – ДЗ подотчётных лиц перед организацией

Сн – КЗ организации перед подотчётными лицами

+ А: Образование ДЗ подотчётного лица:




Погашение ДЗ подотчётного лица:

1) при утверждении авансового отчёта и отнесении расходов:







2) возврат подотчётных сумм:

П: Погашение КЗ организации

+ Образование КЗ организации



Первичные документы, учётные регистры и отчёты

Первичные документы



Расходный кассовый ордер

0310002


Авансовый отчёт + оправдательные документы


АО–1


Служебное задание

Т-10а


Отчёты

Бухгалтерский баланс:

Актив:

Пассив:

Порядок учёта операций с подотчётными лицами

Выдачу наличных денег под отчёт бухгалтер оформляет расходным кассовым ордером по письменному заявлению подотчётного лица. Заявление должно содержать надпись руководителя о сумме и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись и дату.

В настоящее время получает также распространение безналичная форма выдачи денег под отчёт перечислением их на банковскую карту работника.

Подотчётные лица обязаны в срок, не превышающий трёх рабочих дней после исполнения мероприятия предъявить в бухгалтерию авансовый отчёт и документы, подтверждающие расходы. Бухгалтер проверяет правильность отчёта, после чего он утверждается руководителем. Утверждённый отчёт – основание для бухгалтера погасить дебиторскую задолженность подотчётного лица и принять потраченные им суммы на расходы организации.

Служебная командировка подотчётного лица оформляется приказом руководителя и командировочным удостоверением. Авансовый отчёт в этом случае предусматривает следующие виды расходов:

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором (ст. 168 Трудового кодекса РФ). С 01.01.09. суточные учитываются при налогообложении прибыли без ограничения – не нормируются. В целях налогообложения доходов физических лиц (НДФЛ) существуют ограничения: …

Выдача наличных денег под отчёт проводится при условии полного погашения подотчётным лицом задолженности по ранее полученной под отчёт сумме.


Вопрос 3. Учёт операций по расчётному счёту


Объект учёта


Нормативная база

«Положение о безналичных расчётах в РФ» N 2-П от 03.10.2002г. (ред. 2008 г.).

ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. (ред. 2007 г.)

Синтетический счёт


Аналитический учёт




51 Расчётный счёт

Дебет

Кредит

Сн –


Списание денежных средств:




+

Зачисление денежных средств:












Первичные документы, учётные регистры и отчёты

Первичные документы:


Денежный чек


Объявление на взнос наличными


Платёжные документы: платёжные поручения, платёжные требования, инкассовые поручения, аккредитивы, чеки


+ Выписка банка


Отчёты


Бухгалтерский баланс:


Порядок учёта операций по расчётному счёту

Организация самостоятельно выбирает банки для кредитно-расчётного обслуживания. Современное экономическое законодательства позволяет иметь сколько угодно расчётных счетов. В течение 10 дней необходимо уведомить об открытии счёта налоговую инспекцию.


Кредиты могут предоставить одновременно несколько банков с учётом существующих обременений и кредитной истории клиента.

Для открытия расчётного счёта следует представить в банк следующие документы:


1.


2.

3.

4.


5.


6.

Образцы подписей лиц, которые подписывают денежные документы, нужны банку для уверенности в достоверности операций. Первая подпись принадлежит руководителю, вторая – главному бухгалтеру.

Представители организации и банка подписывают договор на банковское обслуживание, расчётному счету организации присваивают номер. Банк открывает лицевой счёт для учёта движения денежных средств организации.

Выписка банка – это _____________________________________________________________________



В выписке содержится следующая информация:

1)


2)


3)


4)


5)


К выписке банка прилагаются все оправдательные документы, на основании которых зачислены или списаны денежные средства. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом "погашено".

Выписки банка бухгалтер должен «обработать»: подобрать по порядку оправдательные документы, проставить на полях корреспондирующие счета. При этом бухгалтер должен помнить об одной очень важной особенности: для организации денежные средства на расчетном счете – это активы (способ размещения ресурсов), а для банка привлечённые денежные средства клиента – это пассивы (источник поступления ресурсов). Поскольку выписку формирует банк, то поступление денег клиента отражается по кредиту, а списание по дебету. Понимая это обстоятельство, бухгалтер должен мысленно дебет и кредит в выписке поменять местами.

Выдача денег и безналичное их перечисление, как правило, осуществляются на основании приказа организации-владельца счёта или с его согласия, которое называется акцептом.


Акцепт (лат. acceptus — принятый) – ____________________________________________________



Акцепт может быть выражен:

печатью и двумя подписями на платежном документе;

электронной цифровой подписью (ЭЦП).

Итак, в общем случае банк не имеет права списать деньги со счета организации без согласия клиента.

Без акцепта подлежат списанию с расчётного счета:


по представлению налоговой инспекции – …


по приказу Госарбитража – …


по инициативе банка – …


Для закрытия расчётного счета достаточно представить в банк заявление произвольной формы.


Вопрос 4. Учёт операций по валютному счёту


Объект учёта


Законодательный уровень

Нормативный уровень

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.2.2003г. (ред.2008)


ЦБ «Положение о безналичных расчётах в РФ» N 2-П от 03.10.2002г. (ред. 2008).

ПБУ–3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

МСФО 21 Влияние изменений валютных курсов иностранных валют

Синтетический счёт


Субсчета


Аналитический учёт