Добавлен: 12.07.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 3
Управление — вид человеческой деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие на людей, активизирующее их совместную деятельность. Так управление зародилось еще в древности, тому пример письменность у древних Шумеров, обучаясь письму, находились те, кто контролировал данный процесс на разных этапах: от создания стиля написания, до проверки грамотности и подлинности написанного. А в последствии и вовсе переросли в касту тех, кто вел торговые операции, деловые переписки и коммерческие расчеты. В современности же, понятие менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально- технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Так в основной фактор, все так же, как и в древности входят люди. Именно люди, работающие в организациях и с организациями, перенимают на себя важность в устройстве современного менеджмента. Регулирование и учет этого фактора требует использование научного подхода, а также искусства применять его в конкретных ситуациях. Дабы люди приложили максимальные усилия для достижения цели, менеджеры должны находиться в постоянной коммуникации с ними и создавать благоприятные условия на рабочем месте, дабы работник мог раскрыть полностью свой потенциал и вести продуктивную деятельность.
Каждый работник уникален, он обладает своим собственным характером и мотивацией к труду. Поэтому зачастую менеджмент рассматривают еще и как искусство подобное психологии. Менеджеры применяют на практике множественные приемы, позволяющие им регулировать настроения работников и общий дух коллектива. Так соединение науки и искусства превращается в единый процесс, который включает в себя не только постоянно нарастающие научные знания, но и развитие личности менеджеров, способных не только на выполнение основной работы, но и применять свои психологические знания. Например, методы социальной психологии: наблюдение (систематическое и выборочное), эксперимент, методы опроса (анкетирование, интервьюирование, социометрической тестирования) и др...
А научное же основы менеджмента представляют собой совокупность концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядочения знаний об управлении.
Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций.
Но не каждому дано полностью овладеть искусством управления, многие ученые выделяют, что зачастую у хороших менеджеров и руководителей в первую очередь имеется талант к управлению. Так руководители с “жесткой хваткой” неординарным складом ума, эрудицией во всех областях жизни добиваются успеха намного чаще. Знания в психологии и умелые применения их, могут вывести руководителя на новый уровень общения с подчиненными.
Так в современном обществе выделяют 13 и более основных научных подхода к менеджменту.
1. Комплексный
При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
2. Интеграционный
Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей:
- между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента;
- между стадиями жизненного цикла объекта управления;
- между уровнями управления по вертикали;
- между уровнями управления по горизонтали.
3. Маркетинговый
Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя:
- повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя;
- экономия ресурсов у потребителя за сет повышения качества;
- экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП);
- применение системы менеджмента.
4. Функциональный
Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается, тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.
5. Динамический
При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитие, причин наследственных связей и соподчиненности производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
6. Воспроизводственный
Это подход, ориентированный на постоянное возобновление производства товара услуги для удовлетворения потребностей рынка с меньшими по сравнению, с лучшим технологичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
7. Процессный
Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанный действий.
8. Нормативный
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента, нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам:
- целевой подсистемой;
- функциональной подсистемой;
- обеспечивающие подсистемы.
9. Количественный
Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и другие. Управлять можно цифрами и не только словами.
10. Административный
Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
11. Поведенческий
Целью поведенческого подхода являются оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей, на основе подхода современных поведенческих наук, к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и фирмы в целом.
12. Ситуационный
Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.
13. Системный
При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратная связь, в системе «вход» перерабатывается в «выход». Важнейшие принципы:
- процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
- необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
- целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;
- восхождение от абстрактного к конкретному;
- единство анализа и синтеза логического и исторического;
- проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.
Если рассматривать менеджмент как практику, то менеджмент как практическая деятельность реализует функции планирования, организации, мотивации, контроля, руководства людьми и производством для достижения эффективности и конкурентоспособности. Одной из важнейших тенденций современного управления является его диверсификация, которая представляет собой выделение различных видов управления по отраслям (менеджмент туризма, менеджмент образования, банковский менеджмент и др.) и по функциональным подсистемам управленческой деятельности (производственный менеджмент, маркетинг, стратегический менеджмент, управление персоналом, инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, логистика и др.).
Говоря о менеджменте как о искусстве. Я бы хотела подытожить то, о чем я говорила в начале, что менеджмент — это в первую очередь умение общаться с людьми, координация и мотивация своих работников. Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом. Известные всем признаки и характерные особенности искусства прямо показывают, что менеджмент - это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, диалектика развития науки управления напрямую связана с жизнью общества, производственными достижениями и прогрессом материального производства, данные аспекты роднят науку управления с искусством.
Процесс изменений в мире продолжается, не стоит на месте и наука управления, она ищет наиболее эффективные формы ведения бизнеса, которые учитывают интересы не только производителя, но и интересы общества в целом, работников производства, потребителей. Реагирование на ситуации, которые преподносит менеджеру практическая деятельность всегда творчество, продуцирование идеи, которая затем реально воплощается в элементах материального производства.
В заключение я бы хотела сказать, что менеджмент можно рассматривать со стороны многих сторон. Так в своем эссе я привела лишь три из основных сторон. Что менеджмент как наука управления- возникла на базе практического управления организациями, включает в себя свои предметы изучения как: принципы, функции, методы и т.д. А также специфические проблемы и подходы к их решению.
Менеджмент как управление включает в себя опыт и навыки поколений, которые успешно применяются и в современном устройстве управления.
Менеджмент как искусство- является сложнейшей сферой деятельности, требующий высокой степени умения и мастерства. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации — это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.
Таким образом, менеджмент как наука, практика и искусство — это неразрывные понятия, которые тесно связаны между собой.
Список литературы
1. Источник: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-10922.
2. Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=7464.
3. Источник: http://www.havemanagement.ru/hamas-395-2.html.
4. Источник: http://shpora.panweb.com/177/3119.
5. Источник: З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина «Менеджмент организации», стр. 12-13.
6. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. -М.: Юрист, 2011., с. 48.
7. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2010., с. 25.
8. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. ИНФРА-М, 2011.