Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 674
Скачиваний: 5
Примерный перечень вопросов по социологии к зачету и экзамену
-
Предпосылки возникновения социологии.
2. Становление социологии как науки.
1840-ые гг. – период становления науки об обществе. Предшествующий этап развития мировой философской и социологической мысли во многом подготовил и теоретически и методологически новое научное направление, касающееся социальных направлений.
3. О. Конт - родоначальник социологии.
Огюст Конт (1798-1857 гг.) – французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он развивал главные идеи этого ученого – представителя утопического социализма, в дальнейшем О.Конт создал свое учение, которое сначала назвал «социальной физикой», а потом социологией.
4. О. Конт «Закон трех стадий».
сформулировал «закон трех стадий развития общества» - теологической, метафизической, позитивной. Переход от одной стадии к другой характеризуется сменой господствующих общественных идей. На первой стадии – теологической – все явления социальной жизни объясняются на основе религиозных представлений как результат действий сверхъестественных сил. Вторая стадия – метафизическая, является критической по отношению к первой, божественные силы заменяются разного рода абстракциями, воплощенными в разного рода сущностях. На третьей – позитивной, появляется возможность позитивного, научного объяснения наблюдаемых явлений, процессов и закономерностей и их развития.
5. Структурно-функциональная теория.
Талкотт Парсонс (1902-1970) первоначально формировал свое социологическое мировоззрение на базе европейской социологии (М. Вебер). Затем сотрудничал с Сорокиным. Суть концепции Парсонса – категория равновесия. Общество может существовать только в равновесии. Его нарушение ведет к дестабилизации системы и к его гибели. Главная задача социологии – дать рекомендации по поддержанию равновесия общества. В концепции Парсонса разработаны три типа общества: примитивное – в нем отсутствует дифференциация, промежуточное – (письменность, социальное расслоение, культура), современное – его главным свойством является формирование правовой системы. Развитие общества у Парсонса носит эволюционный характер. В нем действуют силы дифференциации и интеграции.
6 . Г.Спенсер о социальном дарвинизме.
Английский философ и естествоиспытатель Герберта Спенсер (1820-1903) – основатель органической школы социологии, разделил позиции О.Конта и рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсер развивал «теорию естественного отбора», предложенную Ч. Дарвиным, но применительно к общественному организму.
В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. Впоследствии этот подход был назван "социальным дарвинизмом".
7. К. Маркс о классовой борьбе классов.
Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли германские ученые – основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885 гг.). Значительное влияние на творчество К.Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.
Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально-экономический анализ современного К.Марксу капиталистического строя (основной труд «Капитал»).
Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества – экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества – пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинный строй;
- рабовладельческий строй;
- феодальный строй;
- капиталистический строй;
- коммунистический строй.
Марксисты полагали, что эксплуатацию одного класса другим невозможно реформировать. Ее можно только уничтожить в ходе революции, когда бесклассовое общество сменит классовое. Развитие общества – естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития.
8. Э. Дюркгейм и его вклад в развитие социологии.
Значительной фигурой французской классической школы социологии является Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.), который развивал идеи О.Конта о рационализме и познании общественных явлений и процессов как таковых, а не представлений о них.
Предметом социологии, по мнению Э. Дюркгейма, являются социальные факты, социальная реальность, существующая объективно вне индивидуального сознания. Э.Дюркгейм впервые попытался разработать строгие методы исследования социальных фактов. Дюркгейм – автор функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов.
9. М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма».
Макс Вебер (1864-1920 гг.) – один из ярчайших ученых-социологов, философ и историк. Он внес вклад в общую теорию социологии и ее методологию, заложил основы социологии бюрократии, социологии религии, социологии труда. Он основатель «понимающей социологии», работал в области политической социологии, социологии права, социологии города. Он стремился систематизировать и обосновать социологический понятийный аппарат. Большое внимание уделял изучению социальной структуры общества и ее изменениям, функционированию социальных групп, вопросам религиозного сознания, социального конфликта. Важным аспектом работы М.Вебера является актуализация социального действия – явления, лежащего в основе социологии, и выделял четыре идеальных типа действия: традиционное, аффективное, целерациональное и ценностнорациональное. Каждый из этих типов в «чистом виде» в действительности не встречается, а представляет некую комбинацию двух и более типов. М.Вебер в своих трудах активно использовал идеи рационализма, рассматривал все сферы жизни общества как объект рационализации и управления, этот подход нашел свое отражение в « теории бюрократии» – теории идеального управления.
10. Русская социологическая мысль (Н.Я. Данилевский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин).
М.М. Ковалевский (1851-1916) – основатель профессиональной русской социологии, первый ее академик. Его мировоззрение имело особенный склад, не типичный русским философам и обществоведам. Стиль его научных работ, которые касались не только социологии, но и истории, права, литературы, расходился с “духом” отечественных взглядов. Русскую социологию всегда отличала высокая идеологическая ангажированность, стремление прямо служить политическим целям. Ковалевский больше ориентировался на западную позитивистскую социологию. Построив свою социологическую систему не на политических соображениях, а на изучении истории социальных, политических и экономических институтов, он настолько отошел от русских социологов, что даже не упоминал их в своих работах. База социологических мыслей Ковалевского – это социология Конта и Спенсера. Она оказалась ему настолько подходящей, что он так и не смог оторваться от классиков. Постоянно находил что-то новое в их концепциях.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) был достойным продолжателем развития социальной мысли в России. Был очень активен в политике с молодых лет, попадал в тюрьму, где познакомился с трудами Лаврова, Спенсера, Конта. Творчество Сорокина можно разделить на три периода:
-
"Русский" – до 1922 г. (создает позитивистскую модель социологии под влиянием идей Конта, Дюркгейма, а так же Бехтерева и Павлова).
-
Позиция социального бихевиоризма (разработка теории “социальной мобильности”; пишет книги “Социология революции”, “Социальная мобильность”).
-
30-50 гг. XX века – пик научного творчества (пишет самые кризисные и фундаментальные труды, в том числе принесшую всемирную известность книгу “Социальная и культурная динамика”).
Сорокин отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции. Он считал, что социология должна строиться по принципу естественных наук. Не надо противостоять “науке о природе” и “науке о культуре”. Социология должна изучать мир таким, какой он есть. Нравственные и субъективные позиции не должны быть в социологии. Социология должна быть объективной наукой, т.е. изучать реальные отношения людей, доступные объективному наблюдению. Социология должна прекратить “философствование” и взять на вооружение математику и статистику. Опора на реальность и научность – вот основные принципы социологии по Сорокину, выступал за эволюционный путь развития.
Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая:
-
социальная аналитика - строение социального явления и его основные формы;
-
социальная механика - процессы взаимодействия людей, их поведения, его мотивы и движущие силы;
-
социальная генетика - развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.
Объектом изучения социологии Сорокин считал социальное поведение и деятельность людей, социальной группы и структуру общества в целом, а так же происходящие в нем социальные процессы. Взаимодействия индивидов, проявляющиеся в поведении и деятельности – это непосредственно то, что изучает социология. Сорокин изучал социальные группы и предложил их классификацию: одностороннего и многостороннего признака. Социальные группы, выделенные по одному признаку – язык, территория, возраст – односторонние. По многим – сложные неоднородные группы. Далее Сорокин создал теорию социальной стратификации: все общество делится на разные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, культурным ориентациям. Основные формы: экономическая, политическая и профессиональная стратификация – это естественное, нормальное состояние общества. Человек может переходить из одного социального слоя в другой, если меняется его экономическое положение или профессия. Этот процесс получил название социальной мобильности.
-
Горизонтальная социальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую на одном уровне.
-
Вертикальная мобильность – переход из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке. (экономическое неравенство людей: различные доходы, уровень жизни.)
П.А. Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей ХХ в.
11 .Современные подходы к пониманию общества.
12. Основные признаки общества.
Общество – это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов.
В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:
1)не является частью какой-либо другой более крупной системы;
2) его пополнение идет главным образом за счет деторождения;
3) имеет собственную территорию;
4) имеет собственное название и историю;
5) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;
6) имеет развитую собственную культуру.
Таким образом, можно сказать, что общество - это люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру. Под культурой понимается определенный набор (комплекс) символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение. Также общество может быть рассмотрено как совокупность разного рода групп людей, которые формируются на основе общих интересов, целей, взаимодействий, общения, взаимопомощи и др.
13. Типология общества.
14. Социальный институт – семья.
Семья – первый среди равных социальных институтов. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью, ответственностью за воспитание детей, отношениями взаимопомощи.
Люди, вступая в брак, создавая семью, включаются в процесс выполнения семейных функций:
1) репродуктивная – включает в личном плане удовлетворение потребности супругов в детях, а в общественном - биологическое воспроизводство населения.
2) воспитательная – состоит в самовоспитании и взаимовоспитании супругов, а с появлением детей - в их благополучной социализации, в поддержании культурного воспроизводства общества.
3) хозяйственно-бытовая – включает в себя организацию семейного быта, поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми и престарелыми.
4) экономическая - состоит в материальном обеспечении семьи, в экономической поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных.
5) первичный социальный контроль - состоит в моральной регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также в регламентации обязательств и ответственности в отношениях между супругами, родителями и детьми.
6) социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального статуса.
7) функция духовного общения – состоит в развитии личностей членов семьи, в их духовном взаимообогащении.
8) досуговая – включает совместное проведение досуга, формирование и постоянное развитие круга общих интересов.
9) функция эмоциональной поддержки – обеспечивает каждому члену семьи психологическую защиту, эмоционально стабилизирует.
10) функция сексуального регулирования – упорядочивается сексуальные отношения людей, приобретая форму супружества. Все перечисленные функции равно важны для сохранения и укрепления семьи.
15.Социальный институт образование.
Образование |
1. Установки и образцы поведения |
Любовь к знанию Посещаемость |
2. Символические культурные признаки |
Школьная эмблема Школьные песни |
3. Утилитарные культурные черты |
Классы Библиотеки Стадионы |
4. Кодекс устный и письменный |
Правила учащихся |
5. Идеология |
Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении |
16. Социальные группы
Социальная группа – это совокупность взаимодействующих людей, объединившихся ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются:
1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
2) относительно высокой степенью сплоченности;
3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;