Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 675
Скачиваний: 5
4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
В зависимости от плотности, формы осуществления связей и численности составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы.
Малая социальная группа малочисленна по составу (от 2 до 15-20 человек), члены ее объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Характерные черты:
1) малочисленный состав,
2) пространственная близость членов,
3) длительность существования,
4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения,
5) добровольность вступления в группу,
6) неформальный контроль над поведением членов.
Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы, характеризующиеся непосредственными, межличностными контактами членов, сопровождающиеся высоким уровнем эмоциональности. Эти группы "первичны" в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опыт социального единения. Это семья, школьный класс, группа друзей, студенческая группа и т.д. Через первичную группу осуществляется освоение индивидами образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов – человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством ее участвует в жизни всего общества. Границы малой группы определяются качественными признаками: Контактность -это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели Нижняя граница размеров малой группы - три человека, Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5- 12 человек.
Вторичная группа образуется из людей, взаимодействие которых подчинено лишь достижению определенных целей. Их отношения эмоционально ненасыщенны. В этих группах мало значимы индивидуальные, неповторимые черты личности. Больше всего в них ценится умение выполнять определенные функции. Основным типом вторичной социальной группы является организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.).
17.Социальные общности. Виды общностей.
18. Общность и личность.
Индивид – это отдельный человек как биосоциальное существо, особь. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, присущая данной личности.
Личность – это социальное свойство индивида, совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения
Социализация – это процесс трансформации биологической сущности в социальную. Главным формирующим фактором этого процесса является социальный фактор, фактор включенности человека в социальные взаимодействия.
Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации - процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
Социальный статус (от лат. status "состояние, положение") – положение личности в обществе, которое показывает место личности в системе общественных отношений и определяет функции личности, соответствующие данному конкретному положению.
Кроме этого, понятие социальный статус включает оценку личности обществом и самооценку личности. Если они совпадают, то это дает дополнительный импульс личности к развитию, ее профессиональному и социальному росту, повышению социального статуса.
Социальная роль – это функции, которые должна выполнять и выполняет личность в связи со своим статусом.
Используя другой подход, можно определить социальную роль как ожидания общества, предъявляемые к личности, которым личность должна удовлетворять в соответствии со своим социальным статусом.
От этапа к этапу общественного развития личность исполняет все более значимые роли, проявляя разный уровень социальной активности (от лат. activus "деятельный") – свойства личности, ее способность к преобразованию как природной, так и социальной среды для своего существования. На социальную активность личности и ее изменение влияют внутренние и внешние факторы.
К внутренним факторам относятся природные и генетические особенности личности, ее характер, уровень социализированности, культуры, сознание, потребности и т.д. Все это тесно связано между собой.
К внешним факторам относятся факторы окружающей социальной и природной среды, в которых личность функционирует. Таким образом, социальная активность – степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во все видах общественной деятельности».
19. Малые группы и коллективы.
20. Трудовой коллектив.
22. Социальное неравенство.
2З. Социальная стратификация.
Социальная стратификация общества – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, из которых состоит общество. В основе стратификации всегда лежит неравенство. Само понятие происходит от латинского stratum – слой, пласт и facere – делать. Это неравенство обусловлено социально, т.е. оно имеет не природное, естественное, а общественное происхождение. Либо в нем использовано природное неравенство в социальных целях. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т е делить общество на слои (от "stratum" - «слой», «facere» - «делать»). Четыре главных измерений стратификации - доход, власть, образование и престиж Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж. Социальная стратификация выполняет двойную функцию выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
В социологии существует несколько подходов к изучению социальной стратификации
1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения,
2) метод «оценки», при котором опрашиваемым предлагают оценить социальное положение друг друга,
3) здесь социолог оперирует определенным критерием социальной дифференциации
Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения. К. Маркс ввел единственное основание вертикального расслоения общества – обладание собственностью. Поэтому стратификационную структуру он фактически сводилась к двум уровням: класс собственников (рабовладельцы, феодалы, буржуазия) и класс, лишенный собственности на средства производства (рабы, пролетарии) или имеющий весьма ограниченные права на собственность (крестьяне). Современной социологии известны четыре главных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний – открытые. Закрытым называется такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым считается общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.
24 .Социальная мобильность.
Социальная мобильность (от лат. mobiles "подвижный") – передвижение индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.
Вертикальная мобильность – перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).
Горизонтальная мобильность – переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.
Географическая мобильность (миграция) – смена места жительства, перемещение на другую территорию.
25. Социальное взаимодействие и социальные отношения.
27. Общественное мнение как институт гражданского общества.
28. Культура как фактор социальных изменений.
29. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.
30. Личность как социальный тип и как деятельный субъект.
31.Социальный контроль и девиация.
32. Социальные изменения. Социальные революции и реформы.
33. Концепция социального прогресса.
34. Формирование мировой системы и процессы глобализации.
35. Место России в мировом сообществе.
36. Метод опроса.
37. Анкетирование.
38. Интервью.
39.Эксперимент в социологии.
40. Прогнозирование в социологии.