Файл: Гарцуева Бухучет.doc

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 5090

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.2 Тезисы лекционных занятий


Тема № 1. Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике

История бухгалтерского учета насчитывает около шести тысяч лет. Потребность в бухгалтерском учете возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества и существовала во всех социально-экономиче­ских формациях. Но его содержание постоянно менялось и усложнялось, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым каждым новым обществен­ным строем. В средневековье формируется два основных направления учета: камеральная и простая бухгалтерия. В 1494 году систему двойной записи описал ученый математик Лука Пачиоли в трактате «О счетах и записях».

Для всестороннего отражения сложной и многогранной хозяйственной деятельности отдельных предприятий, организаций, учреждений и отраслей национальной экономики, а также всего процесса общественного воспроизводства используются следующие виды хозяйственного учета: оперативный, бухгалтерский (финансовый, управленческий, налоговый) и статистический. Каждый из них имеет свои конкретные объек­ты, задачи и особенности

Бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, стандартами бухгалтерского учета, а также учетной политикой организации.

Целью бухгалтерского учета и финансовой отчетности является обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предпринимателей и организаций.

Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются: понятность, уместность, надежность и сопоставимость (правдивое представление, нейтральность, осмотрительность, полнота и т.д.).

Правильная организация контроля за рациональным использованием имеющихся средств и их сохранностью обуславливает необходимость классификации средств.

Хозяйственные средства предприятия различают по: составу (видам), размещению и источникам формирования.

В основу группировки хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению положен признак закрепления их за данным предприятием Предметом бухгалтерского учета являются активы, которыми располагает субъект, источники их формирования и хозяйственные процессы. Предмет бухгалтерского учета может быть познан с помощью различных приемов и способов. Совокупность этих приемов и способов называется методом бухгалтерского учета. Элементами метода бухгалтерского учета являются: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность.


Документация – способ первичного отражения хозяйственных операций в документах.

Инвентаризация – способ выявления расхождений между фактическим наличием средств и данными бухгалтерского учета.

Оценка – способ стоимостного выражения объектов бухгалтерского учета.

Калькуляция – способ исчисления себестоимости продукции (работ, услуг).

Счета – система хранения информации. Они предназначены для текущего учета изменений, происходящих в составе активов, капитала и обязательств хозяйствующего субъекта.

Двойная запись – способ отражения хозяйственных операций на двух счетах одновременно в одинаковой сумме.

Бухгалтерский баланс – способ группировки активов, капитала и обязательств в денежной оценке на определенную дату.

Отчетность – это совокупность показателей, комплексно характеризующих результаты хозяйственной деятельности субъекта. К совокупности правил и технических приемов бухгалтерского учета, при помощи которых обеспечивается взаимодействие основных элементов учетной системы, можно отнести:

- первичное наблюдение;

- стоимостное измерение;

- текущая группировка;

- итоговое обобщение.

Каждый вид операций можно внутренне сгруппировать по различным классификационным признакам, их наличию и движению. Основные но­сители учетной информации в процессе текущего этапа - учетные регистры (счетные таблицы определенной формы) и документы расчетного ха­рактера. Кроме них составляются разного рода бухгалтерские справки, носящие сугубо индивидуальный характер (исправление ошибок, отраже­ние результатов инвентаризации и др.). Запись всех хозяйственных опера­ций из первичных документов в учетные регистры осуществляется в зара­нее определенном порядке независимо от избранной формы учета. Здесь многое зависит от способа ведения записи, степени детализации или ук­рупнения объекта учета, применения технических средств и т.д. Условно количество операций объединяются в четыре вида:

1) продвижение первичных документов (прием, передача);

2) арифметические действия (подсчет, расчет);

3) группировка данных;

4) перегруппировка.

Бухгалтерский учет регламентирован строгими правилами и большим количеством нормативных документов:

1.Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». –2007. -№324-11. –28 февраля.

2.Международные Стандарты Финансовой отчетности

3.Национальные Стандарты Финансовой Отчетности

4. Типовой план счетов бухгалтерского учета / Приказ Министра финансов РК. –2007.-№185-11. –23 мая.

Основная литература:[2], [4], [5] ,[7].

Дополнительная литература:[13] ,[14] ,[15].

Интернет - источники: [18] ,[19].


Тема № 2. Принцип двусторонности балансовое уравнение


Под финансовым положением понимается наличие экономических ресурсов, принадлежащих предприятию, и противопоставленный им весь капитал на определенный момент, при этом экономические ресурсы равны капиталу.


Основой построения отчета о финансовом положении (бухгалтерского баланса) выступает двойственная груп­пировка объектов бухгалтерского учета (имущества) - по их функциональной роли в процессе производства и по источникам формирования.

Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщенного отражения в денежном измерении хозяйственных средств предприятия по их функциональной роли в процессе производства и источникам их формирования (образования) на 1-е число месяца, квартала, года. Следова­тельно, в отчете средства предприятия (имущество) рассмат­ривается с двух позиций: по составу и размещению и по источникам образо­вания.

Отчет о финансовом положении составляется субъектом таким об­разом, чтобы он в полном объеме характеризовал имуществен­ное и финансовое положение субъекта по состоянию на отчет­ную дату, представляя данные о хозяйственных средствах (ак­тив) и их источниках (пассив).

В отчете о финансовом положении активы и пассивы подразделя­ются в зависимости от срока обращения (погашения) на долго­срочные и краткосрочные. Каждый экономический показатель называется статьей отчета. Итог всех статей актива отчета всегда должен равняться итогу всех статей капитала и обязательств отчета, так как в обеих частях отчета показываются одни и те же хозяйственные средства в двух группировках: по видам и размещению, и – по источникам их образования.

В основе бухгалтерского учета лежит принцип сбалансированности. При составлении отчета необходимо помнить о балансовом уравнении, то есть:

АКТИВЫ = КАПИТАЛУ

Это уравнение справедливо в том случае, если собственник является единственным, кто вносит средства. Но так же часть средств может быть внесена кем-либо, кто не является собственником, и в данном случае задолженность предприятия за эту часть средств будет называться обязательствами. Тогда будет иметь место равенство:

АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Обе стороны уравнения будут всегда равны, это факт, который не зависит от количества проведенных хозяйственных операций; могут меняться размеры активов, капитала и обязательств, но равенство активов сумме капитала и обязательств сохраняется всегда.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности совершаются различные хозяйственные операции, которые приводят к изменению активов, капитала и обязательств. Под влиянием хозяйственных операций изменяются итоговые суммы долгосрочных и краткосрочных активов, собственного капитала, долгосрочных и краткосрочных обязательств, т.е. сам отчет.

Если в активах одна статья увеличивается, а другая уменьшается – итог отчета не изменяется.

Если одна статья капитала или обязательств увеличивается, а другая уменьшается, то итог отчета не изменяется.

Если в активах увеличивается одна статья, и в капитале или обязательствах увеличивается другая статья – итог отчета изменяется в сторону увеличения.


Если в активах статья уменьшается при одновременном уменьшении статьи капитала или обязательств, итог отчета тоже изменяется в сторону уменьшения.

Таким образом, хозяйственные операции, совершающиеся на предприятии, по признаку их влияния на величину актива и пассива отчета подразделяются на четыре типа; каждая хозяйственная операция вызывает в отчете изменения только в одном из названных четырех направлений и затрагивает не менее двух статей отчета, что обусловливается особенностями кругооборота хозяй­ственных средств и двойственными изменениями либо в хозяйственных средствах, либо в источниках их образования, либо одновременно и в сред­ствах и источниках; итоги актива и пассива отчета увеличиваются или уменьшаются лишь в тех случаях, когда хозяйственная операция затрагивает одновременно и средства и их источники, т е. актив и пассив отчета, равенство итогов актива и пассива отчета сохраняется после любой хо­зяйственной операции.

Основная литература:[2], [4], [5] ,[7].

Дополнительная литература:[13] ,[14] ,[15].

Интернет - источники: [18] ,[19].


Тема № 3. Принцип двойной записи и бухгалтерские счета


Информация, необходимая для принятия управленческих решений, должна накапливаться, храниться у предприятия.Система хранения информации состоит из счетов. Все изменения происходящие в хозяйственных средствах отражаются на счетах. С помощью счетов осуществяют экономическую группировку однородных объектов учета, а также текущий контроль.

Счета бухгалтерского учета – это способ группировки и учета, однородных по экономическому содержанию объектов учета.

Счета открывают на каждой вид актива, капитала и обязательств.

Графически счета представляют собой таблицу, состоящую из двух частей. Левая часть – называется «дебет», а правая – «кредит». Итог всех сумм записей по дебету – называется дебетовым оборотом. Итог всех сумм записей по кредиту – называется кредитовым оборотом. Разность между дебетовым и кредитовым оборотами называется остатком или сальдо. Зная о балансовом уравнении:

АКТИВЫ = КАПИТАЛ + ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

можно заключить, что если запись по дебету увеличивает активы, то должна быть сделана запись по кредиту, увеличивающая капитал или обязательства. Так как активы расположены по левую сторону балансового уравнения, сальдо на счетах активов проставляется тоже на левой стороне, т.е. по дебету. Увеличение активов записывают по дебету, а уменьшение по кредиту.

Капитал и обязательства расположены по правую сторону балансового уравнения, поэтому на счетах капитала и обязательств сальдо всегда кредитовое. Увеличение на счетах капитала и обязательств записывают по кредиту, а уменьшение по дебету.

Счета в зависимости от вида сальдо подразделяются на активные (дебетовое) и пассивные (кредитовое).


Счета в зависимости от объектов учета подразделяются па постоянные и временные. Важнейшим условием правильного применения бухгалтерских счетов является их классификация. Она позволяет изучить сущность счетов, знать их общие и отличительные признаки, назначение, содержание и структуру.

Обычно выделяют два существенных признака группировки счетов: экономическое содержание и назначение и структура.

По экономическому содержанию различают счета активов, счета капитала, счета обязательств, счета доходов и счета расходов.

Группировка счетов по назначению и структуре показывает, каково строение счетов, для получения каких показателей они используются. В соответствии с этим признаком можно выделить счета основные, регулирующие, операционные и забалансовые.

Приказом №185 от 23.05.07г. МФ РК введен в действие с 1 января 2008 года Типовой план счетов бухгалтерского учета. Типовой план счетов, являясь нормативным правовым актом, определяет порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, субъекта, представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования разделов, наименования и коды подразделов и синтетических счетов. Аналитические счета определяются самими субъектами, исходя из требований по раскрытию в финансовой отчетности, а также для целей анализа и контроля. Порядок их ведения устанавливается субъектами.

Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета производится способом двойной записи, сущность которого заключается в том, что одна и та же сумма должна быть записана по дебету и кредиту разных счетов. При отражении хозяйственных операций на счетах, между счетами возникает взаимосвязь, которая называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими. Указание корреспонденции счетов и суммы по хозяйственной операции называется бухгалтерской проводкой. Проводки могут быть простыми и сложными. В простой проводке дебетуют один счет и кредитуют другой на одну и ту же сумму. В сложной проводке дебетуют один счет, а кредитуют несколько, или наоборот.

Для определения корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции необходимо придерживаться следующей логической последовательности рассуждений:

  1. Определить, какие объекты учета, а, следовательно, какие счета затрагиваются данной хозяйственной операцией.

  2. Определить характер счетов (активов, капитала, обязательств).

  3. Установить какие изменения произошли на счетах в результате хозяйственной операции (увеличение, уменьшение).

  4. Исходя из характера изменений, происшедших под влиянием хозяйственной операции, а так же характера затронутых счетов определить дебетуемый и кредитуемый счета.