Файл: Рабочая программа Правоохранительные органы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 683

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

6

пейского суда по правам человека по вопросам деятельности 
правоохранительных органов;

•  полномочия, структуру, порядок образования и деятельности пра-

воохранительных органов, из взаимодействия в решении постав-
ленных перед ними задач.

2. 

Уметь:

•  оперировать правовыми понятиями, а также терминологией дис-

циплины «Правоохранительные органы»;

•  анализировать, толковать и правильно применять правовые нор-

мы, регулирующие организацию и деятельность правоохрани-
тельных органов, их взаимодействие между собой;

•  анализировать материалы практики организации и деятельнос-

ти правоохранительных органов, работы с законодательством о 
правоохранительных органах и связанной с ним правопримени-
тельной практикой, решения Конституционного Суда РФ, Вер-
ховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека по 
вопросам судоустройства и деятельности правоохранительных 
органов;

•  анализировать возникающие правовые споры в сфере судебной 

и правоохранительной деятельности и находить основанные на 
законе наиболее оптимальные способы их разрешения;

•  составлять юридические документы.

3. 

Владеть навыками решения профессиональных задач:

•  обеспечения законности, правопорядка, безопасности лично-

сти, общества и государства;

•  охраны общественного порядка;
•  предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и рассле-

дования правонарушений:

•  защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм 

собственности.


background image

7

2.  МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 

В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Правоохранительные органы» относится к базовой 

части профессионального цикла ООП и носит вводный (обзорный) ха-
рактер. Прежде чем приступить к изучению конкретных правовых дисци-
плин, студент обязан получить представление об организации и постро-
ении системы правоохранительных органов в Российской Федерации, 
об осуществлении отдельных видов правоохранительной деятельности 
органами, имеющими соответствующую компетенцию, выполняемых 
ими функциях и их организации (устройстве), месте в системе правоох-
ранительных органов.

У студентов, приступающих к изучению данной дисциплины на пер-

вом курсе юридических высших учебных заведений, имеются опреде-
ленные первоначальные общеправовые знания (в том числе о правоох-
ранительных органах), полученные при изучении ряда предметов школь-
ной программы. К этим предметам в первую очередь относится пред-
мет «Основы государства и права». Согласно Обязательному минимуму 
содержания основных образовательных программ школьники изучают в 
его рамках темы: «Правоохранительные органы. Судебная система. Ад-
вокатура. Нотариат».

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана 

с фундаментальными (теоретическими) юридическими дисциплинами, 
изучаемыми одновременно

 

с ней на первом курсе юридических высших 

учебных заведений. Она является обеспечивающей для изучения даль-
нейших дисциплин программы для бакалавров: «Конституционное право 
РФ», «Административное право РФ», «Гражданское процессуальное пра-
во», «Арбитражный процесс», «Уголовно-процессуальное право», «Про-
курорский надзор», «Адвокатура», «Нотариат».

Конкретная взаимосвязь учебной дисциплины «Правоохранитель-

ные органы» с перечисленными юридиче скими дисциплинами проявля-
ется в следующем.

Многие базовые положения изучаемого предмета закреплены непо-

средственно в Конституции РФ. В ней имеется гл. 7, специально посвя-
щенная судебной власти, которая регламентирует, в частности, основ-
ные положения статуса судей, полномочия высших судебных органов, а 
также содержит ст. 129, посвященную прокуратуре. В Конституции РФ 
закреплены основы конституционного судебного контроля, основные 
полномочия Конституционного Суда РФ. Непосредственно в Конститу-
ции РФ закреплены также принципы правосудия, права личности при 


background image

8

осуществлении судопроизводства и др. Все эти вопросы входят в каче-
стве составной части и в предмет конституционного права.

Курс административного права изучает деятельность органов го-

сударственного управления, к которым относятся правоохранительные  
и некоторые другие органы, входящие в предмет данной дисциплины. 
Кроме того, административное право содержит нормы, касающиеся ад-
министративных правонарушений и ответственности за их совершение, 
которые применяются в практической деятельности правоохранитель-
ных органов и судов. Курс административного права дает также понятие 
административных правоотношений, с которым студент столкнется при 
изучении этой дисциплины.

Тесная связь этой дисциплины существует с процессуальными от-

раслями права — гражданским процессом, арбитражным процессом и 
уголовным процессом. Названные дисциплины подробно изучают уста-
новленный законом процессуальный порядок рассмотрения граждан-
ских и уголовных дел в различных стадиях процесса, производства пред-
варительного расследования, права и обязанности участников судопро-
изводства и др. Полученные при изучении курса «Правоохранительные 
органы» знания послужат основой для освоения процессуальных дисци-
плин.

Курс «Прокурорский надзор» неразрывно связан с рассматрива-

емой учебной дисциплиной и более углубленно изучает ее разделы о 
прокуратуре — принципы ее организации и деятельности, отрасли про-
курорского надзора, иные ее функции и направления деятельности и др.

Курсы «Адвокатура» и «Нотариат» по кругу изучаемых вопросов так-

же тесно связаны с дисциплиной «Правоохранительные органы», в пред-
мет которой входят разделы, посвященные строению и основам дея-
тельности адвокатуры и нотариата в РФ. Более углубленно эти вопросы 
будут изучаться студентами в рамках соответствующих курсов.


background image

9

3.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
 УЧЕБНОЙ 

ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Правоохранительные 

органы» составляет 4 зачетные единицы, 158 часов.

Тематический план для студентов Института прокуратуры
(очная форма обучения)

п

/

п

Раздел

 (

тема

учебной

 

дисциплины

Виды

 

учебной

 

деятельности

 

и

 

трудоемкость

 (

в

 

час

.)

Всего

 

часов

Лекции Практические

 

занятия

СРС

1

Правоохранительная

 

деятельность

 

в

 

РФ

поня

-

тие

принципы

основные

 

направления

2

4

2

8

2

Судебная

 

власть

 

и

 

судебная

 

система

 

РФ

1

2

2

5

3

Суды

 

общей

 

юрисдикции

1

2

2

5

4

Арбитражные

 

суды

2

2

2

6

5

Конституционный

 

Суд

 

РФ

.

Конституционные

 (

уставные

суды

 

субъек

 

тов

 

РФ

2

2

2

6

6

Дисциплинарное

 

судебное

 

присутствие

-

2

2

4

7

Статус

 

судей

присяжных

 

и

 

арбитражных

 

за

-

седателей

-

2

1

3

8

Органы

 

судейского

 

сообщества

-

2

1

3

9

Федеральная

 

служба

 

судебных

 

приставов

-

2

1

3

10

Судебный

 

департамент

 

при

 

Верховном

 

Суде

 

РФ

-

2

1

3

11

Организация

 

выявления

 

и

 

расследования

 

пре

-

ступлений

1

4

2

7

12

Прокуратура

 

РФ

2

4

1

7

13

Адвокатская

 

деятельность

 

и

 

адвокатура

 

в

 

РФ

2

2

2

6

14

Нотариальная

 

деятельность

 

в

 

РФ

1

4

1

6

Итого

:

14

36

22

72

3.1.  Планируемые результаты освоения
 учебной 

дисциплины:

п

/

п

Наименование

 

раздела

 

(

темы

учебной

дисциплины

Коды

формируемых

компетенций

Планируемый

 

результат

 

обучения

(

знания

умения

владение

компетенциями

)

1

Правоохранительная

 

дея

-

тельность

 

в

 

РФ

понятие

принципы

основные

 

на

-

правления

ОК

-1, 

ОК

-2,

ОК

-3, 

ОК

-4,

ОК

-5, 

ОК

-6,

ОК

-7, 

ОК

-8,

ОК

-9;

ПК

-1, 

ПК

-2,

ПК

-3, 

ПК

-4,

ПК

-5, 

ПК

-6,

ПК

-7, 

ПК

-9,

ПК

-11, 

ПК

-12,

ПК

-13, 

ПК

-14,

ПК

-15, 

ПК

-16

знать

:

• 

сформулировать

 

определение

 

понятия

 

«

правоохранительная

 

деятельность

», 

ее

 

цели

задачи

 

и

 

признаки

;

• 

сформулировать

 

определение

 

понятия

 

«

принципы

 

правоохранительной

 

деятель

-

ности

», 

перечислить

 

их

раскрыть

 

их

 

со

-

держание

;

• 

охарактеризовать

 

основные

 

направле

-

ния

 

правоохранительной

 

деятельности

;

• 

охарактеризовать

 

систему

 

государствен

-

ных

 

органов

осуществляющих

 

правоох

-

ранительную

 

деятельность

;


background image

10

• 

охарактеризовать

 

негосударственные

 

ор

-

ганы

выполняющие

 

правоохранитель

-

ную

 

деятельность

;

• 

назвать

 

иные

 

органы

деятельность

 

кото

-

рых

 

носит

 

правоохранительный

 

харак

-

тер

раскрыть

 

соотношение

 

их

 

деятель

-

ности

 

с

 

деятельностью

 

правоохраните

-

льных

 

органов

• 

охарактеризовать

 

предмет

задачи

 

и

 

струк

-

туру

 

курса

  «

Правоохранительные

 

орга

-

ны

», 

его

 

связь

 

с

 

другими

 

юридическими

 

дисциплинами

;

уметь

:

• 

определить

 

место

 

правоохранительной

 

деятельности

 

в

 

системе

 

внутренних

 

функ

-

ций

 

Российской

 

Федерации

;

• 

охарактеризовать

 

соотношение

 

право

-

охранительной

 

деятельности

 

с

 

другими

 

видами

 

государственной

 

деятельности

;

• 

сопоставить

 

содержание

 

общих

 

принци

-

пов

 

правоохранительной

 

деятельности

 

с

 

принципами

 

отдельных

 

направлений

 

ее

 

осуществления

в

 

том

 

числе

 

с

 

принципа

-

ми

 

правосудия

;

• 

осуществлять

 

сравнительный

 

анализ

 

со

-

держания

 

и

 

взаимосвязи

 

курса

  «

Право

-

охранительные

 

органы

» 

с

 

содержанием

 

дру

 

гих

 

юридических

 

дисциплин

;

владеть

 

навыками

:

• 

определения

 

места

 

правоохранительной

 

деятельности

 

в

 

системе

 

внутренних

 

функ

-

ций

 

государства

 

и

 

анализа

 

их

 

соотношения

;

• 

анализа

 

содержания

 

принципов

 

право

-

охранительной

 

деятельности

 

с

 

точки

 

зрения

 

их

 

взаимосвязи

 

с

 

положениями

 

Конституции

 

РФ

 

о

 

правах

 

и

 

свободах

 

человека

 

и

 

гражданина

;

• 

выявления

 

взаимосвязей

 

элементов

 

струк

-

туры

 

курса

 «

Правоохранительные

 

орга

 

ны

» 

с

 

элементами

 

других

 

юридичес

 

ких

 

дисцип

-

лин

  (

Конституционное

 

право

», «

Адми

 

ни

-

стративное

 

право

», «

Про

 

курорский

 

над

-

зор

», «

Адвокатура

», «

Нотариат

» 

и

 

др

.

2

Судебная

 

власть

 

и

 

судеб

-

ная

 

система

 

РФ

ОК

-1, 

ОК

-2,

ОК

-3, 

ОК

-4,

ОК

-5, 

ОК

-6,

ОК

-7, 

ОК

-8,

ОК

-9;

ПК

-1, 

ПК

-2,

ПК

-3, 

ПК

-4,

ПК

-5, 

ПК

-6,

ПК

-7, 

ПК

-9,

ПК

-11, 

ПК

-12,

знать

:

• 

сформулировать

 

определение

 

понятия

 

«

судебная

 

власть

» 

как

 

ветви

 

государствен

-

ной

 

власти

раскрыть

 

ее

 

отличия

 

от

 

зако

-

нодательной

 

и

 

судебной

 

власти

;

• 

сформулировать

 

понятия

  «

судоустройст

-

во

», «

правосудие

», «

судопроизводство

», 

раскрыть

 

их

 

содержание

 

и

 

соотношение

охарактеризовать

 

отдельные

 

виды

 

судо

-

производства

;