ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 683
Скачиваний: 1
6
пейского суда по правам человека по вопросам деятельности
правоохранительных органов;
• полномочия, структуру, порядок образования и деятельности пра-
воохранительных органов, из взаимодействия в решении постав-
ленных перед ними задач.
2.
Уметь:
• оперировать правовыми понятиями, а также терминологией дис-
циплины «Правоохранительные органы»;
• анализировать, толковать и правильно применять правовые нор-
мы, регулирующие организацию и деятельность правоохрани-
тельных органов, их взаимодействие между собой;
• анализировать материалы практики организации и деятельнос-
ти правоохранительных органов, работы с законодательством о
правоохранительных органах и связанной с ним правопримени-
тельной практикой, решения Конституционного Суда РФ, Вер-
ховного Суда РФ и Европейского суда по правам человека по
вопросам судоустройства и деятельности правоохранительных
органов;
• анализировать возникающие правовые споры в сфере судебной
и правоохранительной деятельности и находить основанные на
законе наиболее оптимальные способы их разрешения;
• составлять юридические документы.
3.
Владеть навыками решения профессиональных задач:
• обеспечения законности, правопорядка, безопасности лично-
сти, общества и государства;
• охраны общественного порядка;
• предупреждения, пресечения, выявления, раскрытия и рассле-
дования правонарушений:
• защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм
собственности.
7
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Правоохранительные органы» относится к базовой
части профессионального цикла ООП и носит вводный (обзорный) ха-
рактер. Прежде чем приступить к изучению конкретных правовых дисци-
плин, студент обязан получить представление об организации и постро-
ении системы правоохранительных органов в Российской Федерации,
об осуществлении отдельных видов правоохранительной деятельности
органами, имеющими соответствующую компетенцию, выполняемых
ими функциях и их организации (устройстве), месте в системе правоох-
ранительных органов.
У студентов, приступающих к изучению данной дисциплины на пер-
вом курсе юридических высших учебных заведений, имеются опреде-
ленные первоначальные общеправовые знания (в том числе о правоох-
ранительных органах), полученные при изучении ряда предметов школь-
ной программы. К этим предметам в первую очередь относится пред-
мет «Основы государства и права». Согласно Обязательному минимуму
содержания основных образовательных программ школьники изучают в
его рамках темы: «Правоохранительные органы. Судебная система. Ад-
вокатура. Нотариат».
Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана
с фундаментальными (теоретическими) юридическими дисциплинами,
изучаемыми одновременно
с ней на первом курсе юридических высших
учебных заведений. Она является обеспечивающей для изучения даль-
нейших дисциплин программы для бакалавров: «Конституционное право
РФ», «Административное право РФ», «Гражданское процессуальное пра-
во», «Арбитражный процесс», «Уголовно-процессуальное право», «Про-
курорский надзор», «Адвокатура», «Нотариат».
Конкретная взаимосвязь учебной дисциплины «Правоохранитель-
ные органы» с перечисленными юридиче скими дисциплинами проявля-
ется в следующем.
Многие базовые положения изучаемого предмета закреплены непо-
средственно в Конституции РФ. В ней имеется гл. 7, специально посвя-
щенная судебной власти, которая регламентирует, в частности, основ-
ные положения статуса судей, полномочия высших судебных органов, а
также содержит ст. 129, посвященную прокуратуре. В Конституции РФ
закреплены основы конституционного судебного контроля, основные
полномочия Конституционного Суда РФ. Непосредственно в Конститу-
ции РФ закреплены также принципы правосудия, права личности при
8
осуществлении судопроизводства и др. Все эти вопросы входят в каче-
стве составной части и в предмет конституционного права.
Курс административного права изучает деятельность органов го-
сударственного управления, к которым относятся правоохранительные
и некоторые другие органы, входящие в предмет данной дисциплины.
Кроме того, административное право содержит нормы, касающиеся ад-
министративных правонарушений и ответственности за их совершение,
которые применяются в практической деятельности правоохранитель-
ных органов и судов. Курс административного права дает также понятие
административных правоотношений, с которым студент столкнется при
изучении этой дисциплины.
Тесная связь этой дисциплины существует с процессуальными от-
раслями права — гражданским процессом, арбитражным процессом и
уголовным процессом. Названные дисциплины подробно изучают уста-
новленный законом процессуальный порядок рассмотрения граждан-
ских и уголовных дел в различных стадиях процесса, производства пред-
варительного расследования, права и обязанности участников судопро-
изводства и др. Полученные при изучении курса «Правоохранительные
органы» знания послужат основой для освоения процессуальных дисци-
плин.
Курс «Прокурорский надзор» неразрывно связан с рассматрива-
емой учебной дисциплиной и более углубленно изучает ее разделы о
прокуратуре — принципы ее организации и деятельности, отрасли про-
курорского надзора, иные ее функции и направления деятельности и др.
Курсы «Адвокатура» и «Нотариат» по кругу изучаемых вопросов так-
же тесно связаны с дисциплиной «Правоохранительные органы», в пред-
мет которой входят разделы, посвященные строению и основам дея-
тельности адвокатуры и нотариата в РФ. Более углубленно эти вопросы
будут изучаться студентами в рамках соответствующих курсов.
9
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Правоохранительные
органы» составляет 4 зачетные единицы, 158 часов.
Тематический план для студентов Института прокуратуры
(очная форма обучения)
№
п
/
п
Раздел
(
тема
)
учебной
дисциплины
Виды
учебной
деятельности
и
трудоемкость
(
в
час
.)
Всего
часов
Лекции Практические
занятия
СРС
1
Правоохранительная
деятельность
в
РФ
:
поня
-
тие
,
принципы
,
основные
направления
2
4
2
8
2
Судебная
власть
и
судебная
система
РФ
1
2
2
5
3
Суды
общей
юрисдикции
1
2
2
5
4
Арбитражные
суды
2
2
2
6
5
Конституционный
Суд
РФ
.
Конституционные
(
уставные
)
суды
субъек
тов
РФ
2
2
2
6
6
Дисциплинарное
судебное
присутствие
-
2
2
4
7
Статус
судей
,
присяжных
и
арбитражных
за
-
седателей
-
2
1
3
8
Органы
судейского
сообщества
-
2
1
3
9
Федеральная
служба
судебных
приставов
-
2
1
3
10
Судебный
департамент
при
Верховном
Суде
РФ
-
2
1
3
11
Организация
выявления
и
расследования
пре
-
ступлений
1
4
2
7
12
Прокуратура
РФ
2
4
1
7
13
Адвокатская
деятельность
и
адвокатура
в
РФ
2
2
2
6
14
Нотариальная
деятельность
в
РФ
1
4
1
6
Итого
:
14
36
22
72
3.1. Планируемые результаты освоения
учебной
дисциплины:
№
п
/
п
Наименование
раздела
(
темы
)
учебной
дисциплины
Коды
формируемых
компетенций
Планируемый
результат
обучения
(
знания
,
умения
,
владение
компетенциями
)
1
Правоохранительная
дея
-
тельность
в
РФ
:
понятие
,
принципы
,
основные
на
-
правления
ОК
-1,
ОК
-2,
ОК
-3,
ОК
-4,
ОК
-5,
ОК
-6,
ОК
-7,
ОК
-8,
ОК
-9;
ПК
-1,
ПК
-2,
ПК
-3,
ПК
-4,
ПК
-5,
ПК
-6,
ПК
-7,
ПК
-9,
ПК
-11,
ПК
-12,
ПК
-13,
ПК
-14,
ПК
-15,
ПК
-16
знать
:
•
сформулировать
определение
понятия
«
правоохранительная
деятельность
»,
ее
цели
,
задачи
и
признаки
;
•
сформулировать
определение
понятия
«
принципы
правоохранительной
деятель
-
ности
»,
перечислить
их
,
раскрыть
их
со
-
держание
;
•
охарактеризовать
основные
направле
-
ния
правоохранительной
деятельности
;
•
охарактеризовать
систему
государствен
-
ных
органов
,
осуществляющих
правоох
-
ранительную
деятельность
;
10
•
охарактеризовать
негосударственные
ор
-
ганы
,
выполняющие
правоохранитель
-
ную
деятельность
;
•
назвать
иные
органы
,
деятельность
кото
-
рых
носит
правоохранительный
харак
-
тер
,
раскрыть
соотношение
их
деятель
-
ности
с
деятельностью
правоохраните
-
льных
органов
;
•
охарактеризовать
предмет
,
задачи
и
струк
-
туру
курса
«
Правоохранительные
орга
-
ны
»,
его
связь
с
другими
юридическими
дисциплинами
;
уметь
:
•
определить
место
правоохранительной
деятельности
в
системе
внутренних
функ
-
ций
Российской
Федерации
;
•
охарактеризовать
соотношение
право
-
охранительной
деятельности
с
другими
видами
государственной
деятельности
;
•
сопоставить
содержание
общих
принци
-
пов
правоохранительной
деятельности
с
принципами
отдельных
направлений
ее
осуществления
,
в
том
числе
с
принципа
-
ми
правосудия
;
•
осуществлять
сравнительный
анализ
со
-
держания
и
взаимосвязи
курса
«
Право
-
охранительные
органы
»
с
содержанием
дру
гих
юридических
дисциплин
;
владеть
навыками
:
•
определения
места
правоохранительной
деятельности
в
системе
внутренних
функ
-
ций
государства
и
анализа
их
соотношения
;
•
анализа
содержания
принципов
право
-
охранительной
деятельности
с
точки
зрения
их
взаимосвязи
с
положениями
Конституции
РФ
о
правах
и
свободах
человека
и
гражданина
;
•
выявления
взаимосвязей
элементов
струк
-
туры
курса
«
Правоохранительные
орга
ны
»
с
элементами
других
юридичес
ких
дисцип
-
лин
(
Конституционное
право
», «
Адми
ни
-
стративное
право
», «
Про
курорский
над
-
зор
», «
Адвокатура
», «
Нотариат
»
и
др
.
2
Судебная
власть
и
судеб
-
ная
система
РФ
ОК
-1,
ОК
-2,
ОК
-3,
ОК
-4,
ОК
-5,
ОК
-6,
ОК
-7,
ОК
-8,
ОК
-9;
ПК
-1,
ПК
-2,
ПК
-3,
ПК
-4,
ПК
-5,
ПК
-6,
ПК
-7,
ПК
-9,
ПК
-11,
ПК
-12,
знать
:
•
сформулировать
определение
понятия
«
судебная
власть
»
как
ветви
государствен
-
ной
власти
,
раскрыть
ее
отличия
от
зако
-
нодательной
и
судебной
власти
;
•
сформулировать
понятия
«
судоустройст
-
во
», «
правосудие
», «
судопроизводство
»,
раскрыть
их
содержание
и
соотношение
,
охарактеризовать
отдельные
виды
судо
-
производства
;