Файл: Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления проблемы правового регулирования и разграничения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ГОУ ВПО Московская государственная юридическая академия
имени О.Е. Кутафина
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой
__________________________
«___»_____________ 200 __ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления: проблемы правового регулирования и разграничения
Наименование магистерской программы
«Органы государственной и муниципальной власти в РФ: правовое регулирование и практика реализации»_______________________________________________
Направление подготовки
юриспруденция
Профиль подготовки
_________________________________________________________________
Квалификация (степень) выпускника
магистр
(магистр)
Форма обучения
(очная, очно-заочная и др.)
г. Москва 2010 год
I. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины является получение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по применению нормативных правовых актов, регулирующих компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриате и специалитете (особенно по конституционному праву России), а также знание теоретических дисциплин, изученных в рамках базового (профессионального) цикла: теории государства и права, философии и социологии права, ИППУ, сравнительного правоведения.
Место учебной дисциплины – является дисциплиной по выбору магистерской программы "Органы государственной и муниципальной власти в РФ: правовое регулирование и практика реализации". ПЦ.В.01. Вариативная часть.
3. КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРАНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ МАГИСТРАНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
1) Знать:
-
понятие и правовую природу компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
правовые источники регулирования компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
модель разграничения компетенции между федеральными органами и органами субъектов федерации в России и зарубежных странах;
-
принципы, лежащие в основе разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
-
предметы ведения РФ, совместного ведения, ведения субъектов РФ;
-
компетенцию органов местного самоуправления;
-
механизм наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
-
механизм временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления;
-
порядок разрешения споров о компетенции между органами власти.
2) Уметь:
-
выявлять системные связи между правовыми источниками, регулирующими компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
находить перспективные закономерности развития компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
моделировать и описывать в текстах юридических документов возможные изменения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
критически оценивать нормы права, действующие в компетенционной сфере;
-
применять полученные теоретические знания к конкретным ситуациям, связанным с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
;правильно применять полученные знания при разрешении компетенционных коллизий нормативных правовых актов;
-
составлять юридические документы, в том числе проекты нормативных правовых актов, регулирующих компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) Владеть общекультурными, профессиональными и научно-исследовательскими компетенциями.
Общекультурные компетенции:
-
способность к творческому подходу в исследовании теоретических вопросов компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
;способность ориентироваться в политических процессах;
-
способность принимать решения;
-
готовность к общению, позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
-
умение вести диалог, аргументировано отстаивать свою позицию.
Профессиональные компетенции:
-
способность отличать виды компетенций органов власти и характеризовать особенности их осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления;
-
способность юридически правильно квалифицировать факты и события;
-
способность принимать решения по существу рассматриваемого вопроса, возникающего в сфере компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
способность выявлять правовые позиции судов конституционной, арбитражной и общей юрисдикции по вопросам компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
способность реализовывать нормы, регулирующие компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления;
-
способность анализировать и оценивать (проводить экспертизу) нормативных правовых актов по вопросам компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п |
Раздел учебной дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу магистрантов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) |
|||
|
|
|
|
лекции |
семинары |
СРС |
|
|
1 |
Понятие и правовая природа компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления |
2 |
|
|
2 |
8 |
|
Творческие задания, дискуссия, работа в малых группах |
2 |
Формы правового регулирования компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления |
2 |
|
|
2 |
7 |
|
Творческие задания, дискуссия, работа в малых группах |
3 |
Конституционно-правовая модель разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации |
1 |
|
|
2 |
8 |
|
Творческие задания, дискуссия, обзор научных статей, решение задач |
4 |
Конституционно-правовые модели разграничения компетенции между органами власти в зарубежных странах |
2 |
|
|
2 |
7 |
|
Творческие задания, дискуссия, работа в малых группах |
5 |
Конституционно-правовые принципы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации |
2 |
|
|
2 |
8 |
|
Творческие задания, дискуссия, работа в малых группах, обзор научных статей, решение задач |
6 |
Разграничение компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления |
2 |
|
|
2 |
7 |
|
Творческие задания, дискуссия, работа в малых группах, решение задач |
7 |
Компетенция органов местного самоуправления |
2 |
|
|
2 |
9 |
|
Творческие задания, дискуссия, работа в малых группах, обзор научных статей, решение задач |
8 |
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями |
2 |
|
|
|
|
|
дискуссия, работа в малых группах, обзор научных статей, решение задач |
9 |
Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления |
2 |
|
|
|
|
|
работа в малых группах, обзор научных статей, решение задач |
10 |
Споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституционно-правовое регулирование согласительных процедур их разрешения |
2 |
|
|
|
|
|
Творческие задания, дискуссия, работа в малых группах, обзор научных статей и судебной практики, решение задач |
|
Итого |
|
|
6 |
20 |
82 |
|
|
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
При проведении занятий могут быть использованы традиционные академические и интерактивные методы обучения:
- дискуссии;
- работа в малых группах;
- творческие задания;
- ролевая игра;
- тестирование;
- вопрос-вопрос;
- вопрос-ответ;
- демонстрация;
- лекция-презентация;
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
Вопросы для дискуссии
-
Какое количество уровней публичной власти является для России оптимальным (с учетом возможно создания территориальных органов федеральных органов государственной власти, местных органов государственной власти).
-
Наиболее оптимальная модель разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
-
Какова природа договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами?
-
Каковы пределы федерального правового регулирования по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов?
-
Каковы цели наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями?
Примерные темы письменных работ (рефератов, эссе)
Проблемы разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти в федеративном государстве (сравнительный анализ опыта США, ФРГ и России).
Теория и практика разграничения предметов ведения и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Особенности предметов ведения местного самоуправления.
Принципы определения компетенции местного самоуправления.
Проблемы реализации компетенции местного самоуправления.
Проблемы правового регулирования взаимоотношений между органами власти.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Интерпретация конституционно-правовых принципов разграничения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Конституционным Судом РФ.
Интерпретация компетенции органов местного самоуправления Конституционным Судом РФ.
Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в решениях Конституционного Суда РФ.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация будет проводиться по итогам написания научной статьи и составления юридического документа по вопросам компетенции органов власти (экспертного заключения, конституционной жалобы и др.). При этом магистрантам необходимо продемонстрировать полученные в процессе изучения курса компетенции, связанной с подбором, изучением, анализом и систематизацией научного материала и судебной практики, связанной с разграничением компетенции органов власти. Выбор конкретной темы научной статьи и вида юридического документа осуществляется преподавателем с учетом пожеланий магистрантов. По результатам собеседования по проблемам, изложенным в научной статье и юридическом документе, ставится экзаменационная оценка.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
-
Авакьян С.А. Конституционное право России. М., 2010.
-
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. М., 2009.
-
Конституция РФ. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина /под ред Е.И. Козловой. М., 2009.
-
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М., 2009.
-
Лазарев В.В. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. М., 2009.
-
Лазарев Б. М. Компетенция органов управления. М.: Юрид. лит-ра, 1972.
-
Нарутто С.В. Федерализм и единство государственно-правовой системы. Хабаровск, 2001.
-
Несмеянова С.Э. Судебная практика Конституционного Суда РФ с комментариями. М., 2007.
-
Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр, 2001.
-
Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2010.
б) дополнительная литература:
Андриченко Л.В. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права. 2005. № 4.
Бушуев И. И. Разделение властей в федеративном государстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. Юридический институт МВД РФ. М., 1998.
Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис.…д-ра юрид. наук: 12.00.02. Саратовская государственная академия права. Саратов. 2007.
Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 3.
Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации. М.: Формула права, 2008.
Дитятковский М.Ю. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.
Дитятковский М.Ю. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий: проблемы муниципально-правовой теории и практики: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007.