Файл: Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов об общественных объединениях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2020

Просмотров: 779

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

background image

Текст відскановано. 
Можуть бути помилки. 

 
 
 
 
 

АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ 

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

В.Г. Бессарабов И.С. Викторов 

 
 
 
 

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ 

ЗАКОНОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ 

ОБЪЕДИНЕНИЯХ 

 
 

ПОСОБИЕ 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 
 
Авторский коллектив:

 

В.Г.  Бессарабов,  заведующий  отделом  НИИ  Академии  Генеральной 

прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор; 

И.С. Викторов, главный научный сотрудник НИИ Академии Генеральной 

прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук; 

М.В. Маматов, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной 

прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук. 

 

Рецензенты: 

В.Р.Кузьменко, 

начальник 

организационно-методического 

отдела 

Главного 

управления 

по 

надзору 

за 

исполнением 

федерального 

законодательства  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации;  Б.И. 
Шалыгин,  научный  сотрудник  НИИ  Академии  Генеральной  прокуратуры 
Российской Федерации. 

 

Бессарабов В.Г. 

Прокурорский  надзор  за  исполнением  законов  об  общественных 

объединениях: пособие / В.Г. Бессарабов, И.С. Викторов, М.В. Маматов; Акад. 
Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2010.-60 с. 

 
В  пособии  рассматриваются  правовые  и  организационные  основы 

прокурорского 

надзора 

за 

исполнением 

законов 

об 

общественных 

объединениях,  излагается  методика  выявления  и  устранения  нарушений 
законов,  освещаются  вопросы  взаимодействия  прокуратуры  с  органами 
исполнительной власти, реализующими контрольно-управленческие функции в 
данной  сфере,  а  также  с  правозащитными  и  иными  общественными 
организациями. 

Для  работников  органов  прокуратуры,  других  правоохранительных  и 

контролирующих  органов,  а  также  преподавателей  и  студентов  юридических 
вузов. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

©Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2010 

 


background image

 

Введение 

 
Конституция  Российской  Федерации  провозгласила  Россию  правовым 

демократическим  государством,  в  котором  человек,  его  права  и  свободы 
являются  высшей  ценностью.  Признание,  соблюдение  и  защита  прав  и  свобод 
человека и гражданина - обязанность государства (ст. 1 и 2). 

Проводимые  в  России  преобразования  в  общественно-политической 

жизни страны, ориентированные на укрепление государственности, дальнейшее 
развитие  института  прав  и  свобод  граждан,  сопровождаются  массовым 
движением  общественности,  созданием  многочисленных  общественных 
объединений,  выступающих  консолидирующим  звеном  между  государством  и 
динамично  развивающимся  гражданским  обществом.  К  сожалению,  наряду  с 
ростом числа общественных формирований повсеместно в регионах отмечается 
распространение  нарушений  прав  граждан  на  объединение  и  свободы 
деятельности 

общественных 

объединений, 

зачастую 

обусловленных 

недостаточной  правовой  квалификацией,  нередко  встречающимися  случаями 
злоупотребления властью со стороны должностных лиц. Распространены факты 
нарушения законодательства и руководителями общественных объединений. 

Проведенный  НИИ  Академии  Генеральной  прокуратуры  Российской 

Федерации  анализ  правоприменительной  практики  и  состояния  законности  в 
данной  сфере  правоотношений  свидетельствует  о  наличии  существенных 
недостатков  в  организации  и  осуществлении  прокурорского  надзора  за 
исполнением  законов  об  общественных  объединениях,  что  обусловливает 
снижение его эффективности. 

Указанное  выше  обстоятельство  во  многом  объясняется  отсутствием 

необходимых  методических  материалов,  раскрывающих  методику  и  тактику-
осуществления  надзорной  деятельности  органов  прокуратуры  по  выявлению, 
пресечению  и  предупреждению  нарушений  законов  в  указанной  сфере 
общественных  отношений.  Устранение  названных  недостатков  требует 
кардинального повышения уровня организации и осуществления прокурорских 
надзорных мероприятий, их качественного методического обеспечения. 

Основной  целью  подготовленного  сотрудниками  Академии  Генеральной 

прокуратуры  Российской  Федерации  пособия  является  оказание  помощи 
прокурорским  работникам  в  организации  надзорного  процесса,  повышение 
эффективности правозащитной деятельности прокуратуры в сфере защиты прав 
граждан на объединение, свободы деятельности общественных формирований. 

 
 
 


background image

 

Глава 1. Правовое регулирование отношений в сфере деятельности 

общественных объединений 

 

§ 1. Законодательные акты об общественных объединениях 

 

В  Российской  Федерации  право  граждан  на  объединение  закреплено  в 

Конституции,  которая  провозглашает:  право  каждого  гражданина  на 
объединение,  включая  право  создавать  профессиональные  союзы  для  защиты 
своих  прав  (ч.  1  ст.  30);  равенство  общественных  объединений  перед  законом 
(ч.  4  ст.  13),  равенство  перед  законом  и  обособленность  от  государства 
религиозных  объединений  (ч.  2  ст.  14);  право  объединений  граждан  иметь  в 
частной  собственности  землю  (ч.  1  ст.  36);  а  также  -  запрет  создания  и 
деятельности  общественных  объединений,  цели  или  действия  которых 
направлены  на  насильственное  изменение  основ  конституционного  строя  и 
нарушение  целостности  Российской  Федерации,  подрыв  безопасности 
государства,  создание  вооруженных  формирований,  разжигание  социальной, 
расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13); недопустимость при-
нуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 
ст.  30);  возможность  обжалования  в  суд  решений  и  действий  общественных 
объединений  (ч.  2  ст.  46);  обязанность  граждан  и  их  объединений  наряду  с 
органами  государственной  власти,  органами  местного  самоуправлении, 
должностными  лицами  соблюдать  Конституцию  Российской  Федерации  и 
законы (ч.2 ст. 15). 

Помимо 

Конституции, 

составным 

элементом 

правовой 

основы 

реализации 

права 

каждого 

на 

объединение, 

свободы 

деятельности 

общественных  объединений  являются  общепризнанные  принципы  и  нормы 
международного  права  и  международные  договоры  Российской  Федерации, 
которые  имеют  приоритетный  характер  действия  перед  национальными 
законами. 

 В числе важнейших международно-правовых актов, содержащих нормы, 

обязывающие  государства  защищать  права  граждан  на  мирные  ассоциации, 
свободу  их  деятельности,  -  Всеобщая  декларация  прав  человека  1948  г., 
Международный  пакт  о  гражданских  и  политических  правах,  а  также 
Международный  пакт  об  экономических,  социальных  и  культурных  правах 
1966  г.,  Венская  декларация  от  25.06.1993,  Декларация  глав  государств  -  уча-
стников  СНГ  о  международных  обязательствах  в  области  прав  человека  и 
основных свобод от 24.09.1993 и др. Общественные отношения, возникающие в 
связи  с  реализацией  гражданами  права  на  объединение,  созданием,  деятельно-
стью,  реорганизацией  и  (или)  ликвидацией  общественных  объединений 
являются  предметом  специального  регулирования  Федерального  закона  от 
19.05.1995  №  82-ФЗ  (ред.  от  19.05.2010)  «Об  общественных  объединениях» 
(далее  -  Закон  об  общественных  объединениях),  в  котором  приводится 
следующее  определение 

общественного  объединения 

-  это  «добровольное, 

самоуправляемое,  некоммерческое  формирование,  созданное  по  инициативе 
граждан,  объединившихся  на  основе  общности  интересов  для  реализации