Файл: Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов об общественных объединениях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 783
Скачиваний: 19
41
прочего указала на неправильное толкование норм материального и
процессуального права заявителем Обогоновым С.С, приведшего в касса-
ционной жалобе доводы о том, что правомочие прокурора на обращение в суд с
вышеназванным заявлением в нарушение требований ч. 1 ст. 45 и ч. 3 ст. 131
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК
РФ) ничем не обосновано и поэтому ранее суд первой инстанции якобы обязан
был отказать в приеме заявления. Не нашло судейской поддержки и
утверждение о том, что требование о ликвидации Усть-Ордынской окружной
оборонной спортивно-технической организации должно быть оформлено в виде
искового заявления, а не в виде заявления о ликвидации общественной
организации. В обоснование воспринятой позиции суд сослался на ч. 3 ст. 44
Закона об общественных объединениях, которой прямо предусмотрено право
прокурора на обращение в суд с заявлением о ликвидации соответствующего
общественного объединения.
Тем самым заявление прокурора в суд о ликвидации общественного
объединения признано реальной и самостоятельной формой прокурорского
реагирования на нарушения закона.
Надо отметить, что законодатель различает категории «ликвидация» и
«запрет деятельности» общественного объединения.
Подтверждением вышеуказанного служат положения ГПК РФ, согласно
абз. 3 п. 1 ст. 26 которого верховной суд республики, краевой, областной суд,
суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного
округа «рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела о
приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо
иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и
региональных
общественных
объединений;
о
ликвидации
местных
религиозных организаций, централизованных религиозных организаций,
состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах
одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не яв-
ляющихся
юридическими
лицами
межрегиональных
и
региональных
общественных
объединений
и
местных
религиозных
организаций,
централизованных
религиозных
организаций,
состоящих
из
местных
религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта
Российской Федерации».
Не менее действенной мерой укрепления законности в рассматриваемой
сфере является подача прокурором в суд
искового заявления
в интересах лиц,
пострадавших от деятельности общественного объединения (ст. 45 ГПК РФ).
Причинами обращения прокурора в суд в защиту интересов конкретных
граждан могут служить, прежде всего, заявления самих граждан, в которых они
просят помочь им защитить права перед общественными объединениями,
поскольку сами они находятся в тяжелом материальном положении, у них нет
средств, чтобы доехать до суда, нет юридических знаний для оформления
необходимых документов. Зачастую связано это и с тем, что попытки самих
граждан обратиться в суд за защитой своих прав успеха не имели.
Характер и степень общественной опасности нарушений, установленных
42
прокурором по результатам надзора за исполнением законов об общественных
объединениях, нередко предопределяют необходимость привлечения виновных
лиц к уголовной либо административной ответственности. В арсенале мер
прокурорского реагирования на нарушения закона в рассматриваемой сфере эти
задачи решает
постановление,
влекущее административное производство или
направление материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в
порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.
Особое место в деятельности органов прокуратуры по обеспечению
законности и правопорядка в сфере действия законов об общественных
объединениях
занимают
превентивные
средства,
направленные
на
профилактику
нарушений
и
возможного
ущерба.
Несомненно,
что
определенный превентивный заряд несут в себе все без исключения акты
прокурорского реагирования: внесенное представление наряду с устранением
нарушений закона включает и их предупреждение в качестве одной из своих
главных задач. Иногда же нарушений прав граждан удается избежать во
многом из-за возможности прокуратуры быть причастной к правотворческому
процессу, информационному обеспечению населения через СМИ. В системе
подобных
средств
особое
положение
занимает
предостережение
о
недопустимости нарушения закона.
Таким образом, превентивная роль
прокурора достаточно многолика.
Важным
элементом
правильной
организации
надзорной
работы
прокурора, определяющим эффективность реализации каждого из средств
прокурорского воздействия на правонарушителей, является непременный
контроль за выполнением предъявляемых к ним требований, оценка
результативности и достаточности принятых мер. В этих целях ведется учет
направленных актов реагирования, фиксируются и перепроверяются сроки их
рассмотрения, анализируются письменные сообщения о мерах, принятых по
актам реагирования, осуществляются контрольные проверки фактического
устранения выявленных нарушений закона. Проверяется также рецидив
совершения нарушений и, соответственно, решается вопрос о дополнительном
реагировании на вновь выявленные нарушения. Важным показателем
эффективности прокурорского реагирования является не только устранение
конкретных нарушений, но и заметное улучшение законности на поднадзорном
объекте, создание обстановки, исключающей совершение аналогичных
нарушений в будущем.
С учетом того, что Закон о прокуратуре (ст. 26) обязывает прокурора при
осуществлении возложенных на него функций разъяснять пострадавшим
порядок защиты их прав и свобод, надзор должен сочетаться с оказанием
гражданам и их объединениям практической помощи (дача консультаций о
порядке и формах защиты нарушенных прав, сообщение об органах,
правомочных восстановить нарушенные права, разъяснение закона, в соответ-
ствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного
права и т.д.).
Наконец, принципиальное значение имеет содержание п. 19 приказа
Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об
43
организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением
прав и свобод человека и гражданина», в котором прокурорам предписано
обеспечить гласность и прозрачность в деятельности органов прокуратуры на
данном участке работы, активно использовать в этих целях возможности
средств массовой информации и иные информационно-телекоммуникационные
площадки ведения активного диалога с населением, общественными
объединениями.
§ 4. Организация взаимодействия органов прокуратуры с
правозащитными и иными общественными организациями в обеспечение
соблюдения прав граждан на объединение
Работа органов прокуратуры непременно должна сочетаться с
активизацией взаимодействия с правозащитными и иными общественными
объединениями.
Единая цель - защита прав и свобод человека й гражданина
обусловливает необходимость взаимного уважения, доверия и ответственности
при осуществлении взаимодействия прокуратуры с правозащитными и иными
общественными объединениями. При этом прокуроры должны правильно
оценивать свою роль в процессе такого сотрудничества и к организации
взаимодействия
Подходить
с
учетом
требований
действующего
законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре органы Прокуратуры
осуществляют полномочия независимо от иных органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;
действуют гласно в той мере, в Какой это не противоречит требованиям
российского законодательства об охране прав и свобод граждан, а также
законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом
тайне.
Прокурорам
необходимо
рассматривать
взаимодействие
с
общественными организациями как одно из важнейших направлений работы и
осуществлять его, исходя из результатов анализа состояния законности и
прокурорского надзора.
Конечно, к вопросам организации взаимодействия с общественными
объединениями прокуроры должны подходить взвешенно, исходя из
эффективности такого сотрудничества в надзорной и иных сферах деятельности
органов прокуратуры, допустимости и потенциальных возможностей тех или
иных его форм, обеспечения соблюдения прав граждан, интересов общества и
государства.
В достижении поставленных перед прокуратурой целей, с Помощью
участия общественных объединений могут решаться Разнообразные задачи:
вестись
профилактика
любых
антиобщественных
действий
и
антиобщественного
поведения;
осуществляться
правовое
просвещение,
пропаганда
действующего
законодательства;
содействие
воспитанию
законопослушной гражданской позиции, преодолению правового нигилизма и
44
повышению правовой культуры населения; повышение юридической осве-
домленности граждан и их информированности о специфике деятельности
органов прокуратуры.
Кроме того, развитие деловых отношений с различными общественными
формированиями может способствовать повышению информированности и
квалификации самих прокурорских работников, что достигается в числе
прочего за счет широкого внедрения прогрессивных технологий, заимствования
современных форм и методов обучения кадров, практикуемых в некоторых
общественных объединениях.
Очевидно, что сопутствующим компонентом активного и независимого
участия прокуратуры в решении ныне существующих и вновь возникающих
проблем закономерно выступает популяризация ее положительного образа и,
как следствие обеспечения законности и правопорядка в стране, рост
авторитета у населения.
Среди наиболее реализуемых форм взаимодействия прокуроров с
общественными объединениями следует назвать:
участие в работе семинаров, «круглых столов», пресс-конференций по
вопросам укрепления законности;
предоставление информации общественным объединениям; приглашение
представителей общественных организаций на открытые судебные процессы и
на совещания в органах прокуратуры; ведение постоянных правовых рубрик в
специализированных печатных органах общественных организаций; обмен
статистической и оперативной информацией; совместное обсуждение проблем
профилактики нарушений закона.
Ныне утративший силу приказ Генерального прокурора Российской
Федерации от 04.03.2008 №34 «О взаимодействии органов прокуратуры со
средствами массовой информации и общественными организациями» допускал
возможность участия прокуроров в мероприятиях, проводимых
правозащитными организациями, проведение личных встреч руководителей
органов прокуратуры с представителями общественных организаций.
Указанные формы взаимодействия сегодня во многом сохраняются.
Более того, в соответствии с приказом Генерального прокурора
Российской Федерации от 26.06.1997 №34 (ред. от 16.10.2000) «Об организации
работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» прокуроры вносят
необходимые предложения по укреплению правопорядка в некоммерческие
организации. В случае необходимости их руководители могут быть при-
глашены на заседания коллегий и оперативные совещания органов
прокуратуры, посвященные обсуждению проблем борьбы с преступностью.
Прокурорам надлежит также поддерживать возрождение прежних и создание
новых, не противоречащих действующим законам общественных объединений
по охране правопорядка, а также использовать различные формы профилактики
антиобщественного, в особенности преступного поведения, привлекать к
проводимым мероприятиям негосударственные структуры, оказывающие
услуги в сфере охраны и безопасности.
В целом хорошо зарекомендовали себя на практике и такие формы
45
взаимодействия прокуратуры с правозащитными и иными общественными
объединениями, как подготовка и широкое распространение совместных
информационных материалов о роли прокуратуры и общественности в защите
прав и свобод человека и гражданина; участие в правовых консультациях и
лекциях, проводимых общественными объединениями с целью привлечения
внимания общества к проблеме защиты прав человека; издание совместных
сборников по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;
публикации в СМИ и специальной литературе сообщений, посвященных
результатам совместной работы по защите прав и интересов граждан; участие
сотрудников общественных организаций в работе общественных приемных
органов прокуратуры, организация телефонных горячих линий; привлечение
специалистов общественных объединений к подготовке проектов правовых
актов по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
подготовка в аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры Российской
Федерации научных кадров для общественных формирований; привлечение
специалистов общественных организаций к экспертной оценке разработанных
сотрудниками
научно-исследовательских
учреждений
Генеральной
прокуратуры Российской Федерации программ, методических рекомендаций по
вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Общие точки соприкосновения могут проявляться при участии в
общественных и открытых депутатских слушаниях, совместной выработке
экспертной
оценки
ситуации,
состояния
законности,
инициировании
социологических исследований по различным вопросам общественного
мнения, использовании их результатов и др.
Практика активного диалога власти и гражданских структур в целом уже
доказала способность выработки совместных продуктивных решений,
определения дальнейших действий и консолидации усилий с органами
прокуратуры, а также оценки качества их работы. Продолжающийся процесс
совершенствования аа-конов об общественных объединениях, развитие
гражданского общества требуют от прокуроров (с учетом решаемых органами
прокуратуры в конкретных условиях целей и задач) углубления сотрудничества
с общественными структурами, интенсивного поиска и внедрения в практику
новых подходов к организации взаимодействия с ними.