Файл: Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов об общественных объединениях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2020
Просмотров: 781
Скачиваний: 19
6
общих целей, указанных в уставе общественного объединения» (ст. 5).
Уставные цели общественных объединений не должны противоречить
конституционным правам и законным интересам объединившихся лиц.
Законом об общественных объединениях детально урегулирован
правовой статус указанных формирований; раскрыто понятие его учредителей,
участников, членов; определены принципы создания и деятельности, а также
перечень
возможных
организационно-правовых
форм
общественных
объединений и их основные признаки. Так, общественные объединения могут
создаваться в одной из следующих форм: общественная организация, об-
щественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган
общественной
самодеятельности,
политическая
партия.
Каждая
из
вышеназванных форм общественных объединений имеет свои особенности, в
том числе в положении их членов, порядке формирования и управления
имуществом.
В соответствии с Законом об общественных объединениях
общественной
организацией
признается основанное на членстве общественное объединение,
созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и
достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8);
общественным
движением
- состоящее из участников и не имеющее членства массовое
общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные
общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного
движения (ст. 9);
общественным фондом -
один из видов некоммерческих
фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное
объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе
добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и
использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10);
общественным учреждением
-
не имеющее членства общественное
объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,
отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям
данного объединения (ст. 11);
органом общественной самодеятельности
- не
имеющее членства общественное объединение, целью которого является
совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан
по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение
потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением
уставных
целей
и
реализацией
программ
органа
общественной
самодеятельности по месту его создания (ст. 12).
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ
«О политических партиях»
политическая партия
- это общественное
объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в
политической жизни общества посредством формирования и выражения их
политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах
и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах
государственной власти и органах местного самоуправления.
Дифференциация общественных объединений видоизменяется также по
целям, задачам, по содержанию и ареалу деятельности (международные,
7
общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, иностранные), а
также ряду других признаков. Российской Федерации существует целый ряд
квазиобщественных институтов, занимающих промежуточное положение,
частично переплетающихся с государственными структурами, а частично - с
гражданским обществом. К примеру, схожую организационно-правовую
природу имеют образуемые в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации от 04.08.2006 № 842 «О порядке образования общественных советов
при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных
агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах,
подведомственных этим федеральным министерствам» руководителями
одноименных федеральных органов исполнительной власти по предложению
совета Общественной палаты Российской Федераций соответствующие общест-
венные советы. Не могут быть признаны общественными объединениями и
такие, как общероссийское объединение муниципальных образований, казачьи
общества,
адвокатские
и
нотариальные
палаты,
профессиональные
медицинские и фармацевтические ассоциации, организации творческих
работников, объединения фермерских хозяйств, создаваемые коммерческими
организациями некоммерческие союзы (ассоциации), торгово-промышленные
палаты, а также иные всевозможные саморегулируемые организации
профессионального сообщества.
Согласно ст. 4 Закона об общественных объединениях особенности,
связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией
отдельных
видов
общественных
объединений
могут
регулироваться
принимаемыми в соответствии с ним (религиозные организации в силу ст. 2 не
входят в сферу действия Закона) специальными законами. В настоящее время
содержание права граждан на объединение, основные государственные
гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания,
деятельности, реорганизации и (или) ликвидации, помимо указанного Закона,
также регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК
РФ) и другими законами об отдельных видах общественных объединений, в
том числе о
профсоюзах
(Трудовой кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их
правах и гарантиях деятельности»),
религиозных объединениях
(Федеральный
закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных
объединениях»),
благотворительных организациях
(Федеральный закон от
11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных
организациях»),
молодежных и
детских общественных объединениях
(Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений»),
спортивных федерациях
(Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации»),
политических партиях
(Федеральный закон «О
политических партиях»),
национально-культурных автономиях
(Федеральный
закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»),
общественных объединениях, созданных и действующих в защиту отдельных
8
социальных групп населения
(федеральные законы от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О
ветеранах», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Рос-
сийской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4530-1 «О
вынужденных переселенцах») и
иных видах некоммерческих организаций
(Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»);
регулирующих вопросы участия в отдельных сферах правоотношений
общественных объединений и осуществления ими некоторых видов дея-
тельности, в том числе
в публичных мероприятиях
(федеральные законы от
19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и
пикетированиях», от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности»),
обжаловании действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан
(Закон Российской Федерации от 27.04.1993 № 4866-1 «Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан»),
выборах
(федеральные законы от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента
Российской Федерации», от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»),
в
области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, радиационной
безопасности населения и использования атомной энергии, в области
экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, а также
при осуществлении общественного контроля в сфере производства и оборота
этилового
спирта,
алкогольной
и
спиртосодержащей
продукции,
в
исправительных учреждениях, защите прав потребителей, участников
дорожного движения.
Одновременно правовое регулирование отношений в данной сфере
осуществляется и на подзаконном уровне нормативными правовыми актами
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Однако при этом следует отметить комплексный характер рассматриваемых
вопросов, в связи с чем большинство законов и иных нормативных правовых
актов не выделяют их в качестве основного предмета регулирования, но сфера
их действия наряду с иными объектами охватывает и деятельность
общественных объединений.
§ 2. Система и полномочия органов, осуществляющих государственный
контроль в сфере деятельности общественных объединений
В
Российской
Федерации
созданы
и
действуют
специально
уполномоченные органы власти, призванные осуществлять контроль и надзор
за исполнением законов об общественных объединениях, за соблюдением права
граждан на объединение.
Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 (ред. от
14.10.2008)
«Вопросы
системы
и
структуры
федеральных
органов
исполнительной власти» функции Федеральной регистрационной службы
(далее - Росрегистрация) по регистрации некоммерческих организаций, в том
9
числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих
неправительственных организаций, общественных объединений и поли-
тических партий, были переданы Министерству юстиции Российской
Федерации (далее - Минюст России), которое в настоящее время является
ведущим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
контрольные функции в установленной сфере деятельности.
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента
Российской Федерации от 13.10.2004 №1313 (ред. от 05.05.2010), основными
задачами Минюста России в сфере деятельности общественных объединений
являются: разработка и реализация общей стратегии государственной политики
и нормативно-правовое регулирование, обеспечение в пределах своих
полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина, организация
деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, а
также контроль и надзор в данной сфере.
Согласно поставленным задачам в рассматриваемой сфере определены
следующие основные направления деятельности Минюста России.
1. Государственная регистрация общественных объединений:
утверждает форму свидетельства о государственной регистрации
некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории
Российской Федерации филиала или представительства международной
организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации,
форму уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о
создании на территории страны филиала или представительства ме-
ждународной организации, иностранной некоммерческой неправительственной
организации или в прилагаемых к нему документах, форму выписки из реестра
филиалов и представительств международных организаций и иностранных
некоммерческих неправительственных организаций;
по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации
(далее - Минфин России) утверждает формы документов, используемых при
государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждение
которых не отнесено федеральными законами к компетенции Правительства
Российской Федерации;
принимает в порядке, установленном законодательством, решения о
государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе
отделений международных организаций и иностранных некоммерческих
неправительственных организаций, общественных объединений, политических
партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных
юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр
казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации
представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о
филиалах и представительствах международных организаций, иностранных
некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и
представительств международных организаций и иностранных некоммерческих
неправительственных организаций;
выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство
10
о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц,
полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также
свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;
выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации
разрешения на открытие представительств иностранных юридических
организаций.
2 .Осуществление контроля:
организует проведение проверок (или определяет порядок проверок)
соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по
расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям,
предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям);
составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
3.
Направление своих представителей для участия в проводимых
общественными объединениями мероприятиях.
4.
Ведение реестра зарегистрированных некоммерческих организаций (в
том
числе
отделений
международных
организаций
и
иностранных
некоммерческих
неправительственных
организаций,
общественных
объединений, политических партий и религиозных организаций; национально-
культурных автономий; филиалов и представительств международных
организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организа-
ций; представительств иностранных религиозных организаций, открытых в
Российской Федерации).
5.
Ведение
и
публикация
федерального
списка
экстремистских
материалов, перечня общественных объединений и религиозных организаций,
иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято
вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности,
а также перечня общественных объединений и религиозных организаций, дея-
тельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими
экстремистской деятельности.
В целях реализации своих полномочий Минюст России вправе:
1)
запрашивать и получать от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их
организационно-правовой
формы,
в
том
числе
от
регистрируемых
общественных объединений, политических партий и религиозных организаций,
документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия
решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
2)
привлекать в необходимых случаях в установленном порядке для
выработки решений по вопросам, относящимся к компетенции Минюста
России
и
подведомственных
ему
федеральных
служб,
федеральные
государственные учреждения Минюста России, а также ученых, специалистов и
работников федеральных органов исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;